- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Слова-признаки (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа
Конспект урока по русскому языку на тему Слова-признаки (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козловская Н.В. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок 5
Русский язык 1 класс
(Перспективная начальная школа)
Тема: "СЛОВА-ПРИЗНАКИ" Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления о словах-признаках, ознакомления со схематическим изображением слов-признаков; способствовать воспитанию культуры учебного труда. Планируемые результаты образования: предметные: научатся ставить вопросы к словам-признакам, различать слова-признаки в ряде других слов; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные - адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД: понимают важность изучения родного языка; принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Образовательные ресурсы: карточки со схемами слов для составления предложений, иллюстрация - изображение белки; карточки с загадками и отгадками.
Сценарий урока I. Организационный момент. Учитель. Ребята, улыбнитесь друг другу. Садитесь! Учащиеся. Начинаем урок. Учитель. Руки? Учащиеся. На месте. Учитель. Ноги? Учащиеся. На месте. Учитель. Локти? Учащиеся. У края. Учитель. Спина? Учащиеся. Прямая. Учитель. Итак, начнем урок. II. Чистописание. - Сегодня на чистописании вам предлагается написать букву, но сначала отгадайте ее: В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. (Это буква «О».) Показ буквы: о о о. - Эта буква у нас необычная, она умеет превращаться. А во что? Попробуйте ее превратить. Дети подходят к доске и дополняют букву до любого рисунка. (Кот, поросенок, машина.) Учитель записывает слова-предметы и слова-действия на доске. (Например, кот хрюкает, поросенок гудит, машина идет, собака лает, часы умывается.) - Соотнесите слово-предмет и слово-действие. - Запишите слова-предметы в алфавитном порядке. - Что можете сказать об этих словах? (Они называют предметы и отвечают на вопросы кто? что?) - Подберите к словам-предметам слова-действия.
- Любое предложение по выбору запишите в тетрадь. Подчеркните слово-предмет одной чертой, слово-действие - двумя чертами. Игра «Узнай слово-действие». - Послушайте стихотворение А. Барто. - Хлопните в ладоши, когда услышите слово-действие. Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу. - Ой, доска кончается, Сейчас я упаду. - Назовите слова-действия. На какие вопросы они отвечают? III. Сообщение темы урока, постановка целей. - На предыдущем уроке мы вернули животным способность действовать. А теперь надо вернуть животным признаки. - Попробуйте узнать, о каком животном этот текст. У этого зверя шерсть … , мордочка … . Он умеет ловить мышей. - О ком текст? Почему нет однозначного ответа? - А сейчас я впишу в текст слова-признаки. У этого зверя шерсть рыжая, мордочка узкая. Он хитрый и ловкий. Он умеет ловить мышей. (Лиса.) - Какие слова помогли отгадать зверя? - На какие вопросы они отвечают? - Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов-признаков, то можно узнать его, даже не видя. - О ком это? Летом у него шерсть серая, зимой белая. Уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый. (Заяц.) - Какие слова помогли узнать? - А сейчас поиграем. Если я назову признак, который относится к зайцу, то вы подпрыгиваете, если к лисе - приседаете. (Проводится игра.) Косой, рыжая, белый, хитрая, длинноухий, ловкая, осторожная. IV. Изучение нового материала. Познавательные УУД: общеучебные - формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради. 1. Работа по учебнику (с. 15). - Подберите к словам-названиям животных слова-названия признаков по схеме:
(Например: Медведь большой.)
Физкультминутка
Мы в строю шагаем браво
И науки познаем.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это - левая рука,
Это - правая рука,
Ох, наука нелегка!
Это - правая нога,
Это - левая нога,
Ох, наука нелегка! Упражнение 5, с. 16. Познавательные УУД: общеучебные - знаково-символическое моделирование; умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические - подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, установление причинно-следственных связей. Работа со схемами. На доске схемы предложений:
или
- Отгадайте загадки. Придумайте предложения о животных по этим схемам.
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ёжик). Примеры предложений: - Колючий ежик топает. - Бежит добродушный ежик.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
(Пчела.) Примеры предложений: - Веселая пчела летит. - Прилетела домовитая пчелка. 2. Работа по тетради. Познавательные УУД: общеучебные - формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради. Упражнение 1, с. 8. Запись: 1-е предложение с комментированием; 2-3-е предложения - самостоятельно; 4-е - с комментированием; 5-е - самостоятельно. Упражнение 2, с. 9. Регулятивные УУД: осуществление действий согласно инструкции и установке учителя, самоконтроля процесса и результатов деятельности. Познавательные УУД: логические - установление причинно-следственных связей. Личностные УУД: стремление к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Дополнительное задание: придумайте слово-название предмета для каждого слова-названия признака. (Например: яркая лента, теплые валенки, солнечный день, синее небо.)
Физкультминутка для глаз
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше - БУДЬ ЗДОРОВ! Упражнение 3 (работа в парах). I вариант - учащиеся работают с первым четверостишием. II вариант - учащиеся работают со вторым четверостишием. Взаимопроверка. V. Итог урока. - Каким животным мы вернули их признаки? - На какие вопросы отвечают слова-названия признаков? Приведите примеры. - Как на схеме обозначены слова-названия признаков? Работа с деформированным текстом. - Составьте из слов предложения в соответствии со схемами. Ветер, сильный, подул. Листья, закружились, золотые. Скрылось, солнце. Появилась, туча, темная. Дождь, пошел. - Урок окончен! Молодцы! Вы сегодня работали очень хорошо!