- Преподавателю
- Начальные классы
- Отчет по теме самообразования Применение инновационных технологий на уроках русского языка направленных на повышение грамотности обучающихся
Отчет по теме самообразования Применение инновационных технологий на уроках русского языка направленных на повышение грамотности обучающихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Навозенко Е.А. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Навозенко Е.А.
Отчет по теме самообразования.
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка направленных на повышение грамотности обучающихся»
В "Концепции модернизации российского образования" к современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых - использование и применение инновационных технологий, определяющее современное качество образования.
На мой взгляд, персональный компьютер и является организатором учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика (поиск нужной информации, совершенствование и повышение грамотности обучающихся)
Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка , повышают интерес к изучаемому предмету, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.
При обучении русскому языку я использую ИКТ на уроках закрепления ЗУН (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках - лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках - зачётах (разные виды тестовых форм контроля, которые обеспечивают целенаправленную подготовку детей к обучению в среднем звене).
Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных мною и учениками материалов с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point - для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel - для тестов). Использую представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: "В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка", "Русские словари", "Большая русская биографическая энциклопедия").
У меня всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить наличием нескольких УМК, невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала.
Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников использую на этапе закрепления и повторения пройденного . Всё это позволяет добиться прекрасных результатов.
На уроках русского языка использую следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.
На моих уроках ученики выполняют задания творческого характера (сочинения , составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы); готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование)
При компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной его части моя деятельность заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ребята в тетрадях делают пометки, выписки, составляют конспект излагаемого материала. У школьников, таким образом, формируются учебно-информационные умения и навыки направленные на повышение грамотности.
Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку . Всё это способствует формированию грамотности обучающихся.
Навозенко Е.А.
Отчет по теме самообразования.
Применение инновационных технологий на уроках русского языка направленных на повышение грамотности обучающихся. Чтобы развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к изучению русского языка я планирую уроки таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ создаёт положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения. Осуществляя комплексный подход к обучению русскому языку использую различные инновационные технологии: технологию развития критического мышления, проблемно-диалогового обучения, технологию использования в обучении игровых методов, мастерскую письма, здоровьесберегающие технологии. Эти технологии способствуют повышению грамотности обучающихся. Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и сохраняет устойчивый интерес к предмету. Одной из наиболее перспективных, на мой взгляд, является технология развития критического мышления, при которой в центре образовательного процесса находится ребёнок, а личностно-ориентированное обучение является одним из компонентов здоровьесберегающей технологии. Меня привлекает в данной технологии развитие таких качеств учеников, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности. Чтобы сформировать такие качества, необходимо научить школьников:
- рассматривать новые знания в контексте имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- выявлять ошибки в рассуждениях;
- уметь отличать факт, который можно всегда проверить, от предположения;
- приём конструирования( слов, предложений по заданным схемам);
- игровые приёмы;
- приём семантизации( раскрытые значения непонятных слов);
- приём перекрёстной дискуссии;
- постановка прямых и скрытых вопросов к тексту(учителем или учащимися);
- поиск ответов на поставленные вопросы;
- расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
- графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
- ведение записей.
- актуализация знаний;
- создание проблемной ситуации (противоречия) ;
- эмоциональный отклик ( удивление или затруднение );
- осознание противоречия;
- формулировка вопроса или темы;
- поиск решения (выдвижение и проверка гипотез).