Урок по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технологическая карта

урока русского языка в 4 классе по теме:


«Глагол. Закрепление»


Тип урока: комплексное применение знаний и умений

Разработала: Усунцынова О.А.


Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Тема урока

Глагол

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений

Цель

Решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе системы знаний, повторить изученное о глаголе; развивать познавательные и творческие способности учеников;

формировать интерес к урокам русского языка.

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;

  • формировать умение определять грамматические признаки глагола,

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;

  • развитие самостоятельности;

  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Метапредметные

Познавательные:

  • самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач.

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Морфологические признаки глагола: вид, спряжение, время, род, число.

Межпредметные связи

Русский язык - литературное чтение - развитие речи

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Глагол».

Индивидуальный рабочий лист.

Кластер.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Технологии

Технология развития критического мышления.

Здоровье-сберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

  1. Оргмомент

Цель: настроить детей на урок эмоционально и психологически).

Психологический настрой:

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание проявлять новое.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

  1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности)

Цель: включение уч-ся в учебную деятельность на личностно значимом уровне


- Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим эту загадочную страну. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели.

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим, о какой стране я говорю.

Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто что делает - расскажет,

Чертит, пишет, иль поёт

Вышивает или пашет,

Или забивает гол

Варит, жарит, моет, чистит -

Всё расскажет нам….(глагол)

- Итак, отправляемся в необычное

путешествие.

Но для начала давайте определим цель нашего путешествия.



- Глагол.

Цель нашего путешествия - повторить всё изученное о глаголе.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

применяют полученные ранее знания на практике, пытаются найти ответы на вопросы повышенной сложности.

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Ш. Чистописание.

- Ребята, а на чём мы будем путешествовать? Угадайте:

Ветер по морю гуляет

И ... подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

- Правильно, кораблик. Вот на этом замечательном кораблике мы с вами отправимся в путь по морю знаний. А помогать нам будут бортовые журналы. Запишите число, классная работа.

На море легкое волнение. Пишем сочетания букв МлМ ЛмЛ гЛг гМг

- Кораблик.

Заполняют маршрутные листы.

Записывают число.

МлМ ЛмЛ гЛг гМг

Предметные: вырабатывают
каллиграфический почерк.

  1. Систематизация понятий

Цель: проверить знания правил о глаголе, умение применять знания на практике.

Стадия вызова «Верные и неверные утверждения» (индивидуальная работа учащихся)

- Итак, вы матросы и вам необходимо пройти медосмотр. Сейчас мы снимем кардиограмму. Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок - V , а если согласны - значок Λ.

  1. Глагол обозначает действие предмета.

  2. Глаголы изменяются по падежам.

  3. Не с глаголами пишется раздельно.

  4. Глаголы имеют три спряжения.

  5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

  6. Глаголы в н.ф., оканчивающиеся на -ить, относятся ко ΙΙ спряжению.

  7. В предложении глагол чаще всего является подлежащим.

  8. Инфинитив - это начальная форма глагола.

- А теперь проверим, кто из вас «здоров»?

- Итак, отправляемся в путешествие.


Урок по русскому языку

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; желание узнать больше.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

  1. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление уч-ся к последующим шагам учебной деятельности

Стадия осмысления





Физминутка

Перед нами карта, с помощью которой мы попадём в страну Глаголию.

Задание 2.

Знаете ли вы, что есть слова удивительные: не то глаголы, не то существительные? Найдите эти слова в предложениях, обоснуйте их принадлежность к существительным или глаголам.

Корабль дал течь, и вода стала течь.

Стою на нашем берегу - покой границы берегу.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Таких слов, которые совпадают в произношении и написании, много. Их необходимо различать по роли в предложении или словосочетании. Такие слова называются - омоформы. (по ходу ответов заполняется кластер)

Действие предмета

Задание 3.

Остров неопределённый

ИнфинитивНа какие вопросы отвечает начальная форма глагола? Какие суффиксы у инфинитива?

Что делать?

Что сделать?

И вот мы уже на острове. Нам предстоит высадиться на него среди больших камней. Как бы сделать это мягко? Давайте выполним задание, в котором нам нужно вставить, где необходимо, Ь и объяснить свой выбор:

Купают_ся, купат_ся, радоват_ся, радуют_ся, улыбат_ся, улыбают_ся, плескат_ся, плещут_ся.

Как узнать писать мягкий знак в глаголе или нет?

Вставляем пропущенные буквы и выполняем действия: А - хлопаем, О - топаем, Е, И, Я - тянемся.

Задание 4.

Остров временной

Определите время глаголов: пишет, полетел, спела, стоит, пойдёт, плыло, расскажет, ловит, спрыгнет.

Время

Н.в.

Б.в.

П.в.

- Как изменяется прошедшее время?

Задание 5.

Острова спряжений.

Чтобы добраться до страны нужно обойти скалы. Перед вами конверт. В нём слова. Разбейте их на две группы. В журнале запишите каждый свою группу.

Стелить, крыть, обидеть, гнать, брить, писать, слышать, видеть, стрелять, хватать, зависеть, держать, сидеть, терпеть, полоть, ненавидеть.

- Что такое спряжение глаголов?

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Молодцы.

Дал (что?) течь (сущ.) - от слова пробоина; вода (что стала делать?) стала течь (гл.)

Стою на берегу (сущ.) - от слова берег; берегу (глагол) границу - от слова беречь. Снежное покрывало (сущ.) - предмет; поле покрывало (глагол) - от слова покрывать.


Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы что делать? что сделать? Имеет суффиксы -ть, -ти, -чь.



Выполняют действия.

Записывают глаголы в три столбика, затем проверяют.


Групповая работа

Спряжение - это изменение по числам и по лицам.

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше;

знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Личностные - осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют
в физкультминутке.

  1. Составление кластера.

Итак, ребята, мы прибыли в страну Глаголию. Посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось, благодаря нашему исследованию. Что это?

Но в этой стране, как и в любой другой, существуют законы, порядки. Мы их тоже должны знать и выполнять. С помощью кластера мы графически систематизировали изученный материал.

Теперь мы можем его использовать в своей работе.

Кластер-это пучок, созвездие, гроздья.

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

умение взаимодейст-ть со сверстниками в учебной деятельности.

Время

Действие предмета

Вид

Что делать? Что сделать?

Ч

будущее

прошедшее

Спряжение

настоящееее

Совершен.

Несовершен.

1-ое

2-ое

Сред.род

Жен.род

Муж.род

Единств.

Множ.

Число

Глагол


Подведение итогов

На протяжении нескольких уроков мы узнавали морфологические признаки глаголов. А чтобы проверить всё ли усвоили это, проведём небольшую самостоятельную работу. Нужно выбрать одно задание:

Задание 1.

Выполнить полный синтаксический разбор предложения:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет4.

Задание 2.

Выполнить морфологический разбор слова гуляет.

Ветер по морю гуляет3 и кораблик подгоняет.

Задание 3.

Выполнить морфемный разбор слов:

Зашуметь2

Постучится2

Проговорилась2









Ученики выполняют разборы в бортовом журнале.

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

  1. Рефлексия учебной деятельности
    на уроке.

Пятизначковый инсерт.

Вот и закончилось наше путешествие.

- Над какой темой мы работали на уроке?

- Какую цель ставили перед собой?

- А сейчас каждый из вас подумайте и оцените свою деятельность на уроке.

Выберите утверждение, которое соответствует вашей работе на уроке.

Путешествие по стране Глаголии закончилось, но в ней осталось ещё много не исследованных нами мест. С глаголом мы с вами не прощаемся, мы продолжим работу по теме «Глагол» на следующих уроках.

Глагол.

Обобщить и повторить все, что мы знаем о глаголе.

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

проявлять активность в деятельности.

  1. Домашнее задание.

Выполните оставшиеся разборы.


© 2010-2022