Программа кружка «Творческая мастерская»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Урицкая средняя школа»



Программа кружка

«Творческая мастерская».




















...Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце.

Паустовский К.Г.



Пояснительная записка


«Творческая мастерская» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благотворно сказывается на возрождении ценных традиции, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с соленым тестом, атласными лентами, капроном, проволокой, с гофрированной бумагой), и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными нетрадиционными материалами. Программа состоит из пяти разделов: 1) работа с соленым тестом, 2) работа с атласными лентами (техника канзаши), 3) работа с капроном, 4) работа с проволокой и нитками (техника ганутель), 5) работа с гофрированной бумагой. На каждый раздел программы отводятся практические и теоретические часы. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет. При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу один раза в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Актуальность программы «Творческая мастерская» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах. Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи:

  • научить делать различные поделки в разных техниках ;

  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;

  • прививать настойчивость в достижении цели;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;

  • формировать умение работать ножницами, иглой;

научить экономному и разумному использованию материалов;

  • тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;

  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

  • учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.

  • способствовать формированию образного мышления, творческого воображения.


Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию "Я хочу это сделать сам". В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только "под диктовку" учителя по принципу " делай как я", выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя "работу ума с работой рук", а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда. Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.). Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов, и техник в которых выполнены изделия - гофрированная бумага, капрон, техника канзаши, ганутель;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно использовать материалы.

Условия реализации программы


Инструменты и приспособления:

простой карандаш

линейка

ножницы канцелярские с закругленными концами

кисточка для клея и красок

иголки швейные

доски для работы с пластилином

рамки для картин

горшочки для комнатных растений

свеча

Материалы:

соленое тесто

атласные ленты шириной 5 мм, 2,5 мм

картон белый и цветной

гофрированная бумага

ткань

гуашь

нитки швейные

мулине

клей ПВА

клей Момент (универсальный)

проволока

ватные диски

малярный скотч

бисер, бусинки

Содержание занятий. Тема 1: Работа с соленым тестом - 10 часов. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. Рассказать о необходимости после работы смазывать руки кремом. Сушка и раскраска поделок. Различные способы. Покрытие поделок лаком.
Тема 2: Работа с атласными лентами (техника канзаши) - 8 часов. История атласных лент; профессия - вышивальщица; инструменты, материалы и приспособления; правила ТБ; перевод рисунка на ткань; заправка изделия в пяльцы. Знакомство с японской техникой канзаши. Изготовление панно, веера, цветов из лент.
Тема 3: Работа с капроном - 5 часов. Из истории капрона. Капрон и как с ним работать. Материалы и инструменты для работы. Букет из ромашек, капроновая роза.
Тема 4: Работа с проволокой и нитками (техника ганутель) - 5 часов. Что такое ганутель? Материалы и инструменты. Поделки в технике ганутель.
Тема 5: Работа с гофрированной бумагой - 4 часа. Из истории гафрированной бумаги. Торцевание. Поделки из гофорированной бумаги.
Итоговое занятие - выставка.

Календарно - тематическое планирование.


№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата

1

Работа с соленым тестом.

10 часов

1.1 Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. Рецепты соленого теста.

1

3.09

1.2 Как лепить из соленого теста. Сушка и раскраска поделок.

1

10.09

1.3 Корзинка из соленого теста. Виды корзинок.

1

17. 09

1.4 Фрукты для корзинки

1

24.09

1.5

Овощи для корзинки.

1

1.10

1.6

Поиграем в зоопарк. Животные.

1

8.10

1.7-1.8

Идеи для оформления интерьера: рамки для фотографий, картины.

2

16.10/22.10

1.9-1.10

Цветы и ягоды.

2

29.10/12.11

2

Работа с атласными лентами (техника канзаши).

8 часов


2.1

Из истории лент. Хобби французского короля.

1

19.11

2.2

Техника канзаши.

1

26.11

2.3-2.4

Цветы из лент.

2

3.12/10.12

2.5-2.6

Панно «Жар птица».

2

18.12/24.12

2.7-2.8

Подарок другу «Веер»

2

14.01/21.01

3

Работа с капроном.

6 часов


3.1-3.2 Что такое капрон, и как с ним работать.

2

28.01/4.02

3.3-3.4 Букет ромашек из капрона.

2

11.02/18.02

3.5-3.6 Капроновая роза.

2

25.02/4.03

4

Работа с проволокой и нитками (техника ганутель).

5 часов


4.1

Техника ганутель.

1

11.03

4.2-4.3

Цветы в технике ганутель.

2

18.03/1.04

4.4-4.5

Украшения.

2

8.04/15.04

5

Работа с гофрированной бумагой.

4 часов


5.1

История возникновения гофрированной бумаги. Торцевание.

1

22.04

5.2

Поделки из гофрированной бумаги.

1

29.04

5.3-5.4

Картины в технике торцевания.

2

6.05/13.05

6

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

20.05

Использованная литература:


  1. Екатерина Рамазовна Бычкова «Лепим из солёного теста» АСТ, Полиграфиздат.
  2. Алина Болобан «Роза из атласной ленты своими руками».
  3. Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская»



Интернет - ресурсы.

  1. Учимся делать цветы из капрона. liveinternet.ru/users/3888421/post260184805/

  1. Статья «Работа с капроном». blog.sina.com.cn/donghuasiwanghua
  2. Цветы в технике "ганутель" из проволоки и ниток. masterskaja.net/rabota/Cvety-v-tehnike-ganutel-iz-provoloki-i-nitok

  3. 10 лучших мастер-классов из гофрированной бумаги. snova-prazdnik.ru/cvety-iz-gofrirovannoj-bumagi/




© 2010-2022