План урока по окружающему миру на тему «Лес России»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия «Лес России»

(конспект урока по окружающему миру - 4 класс, по программе «Школа России»)

Составил: Климова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУСОШ № 4 г. Златоуст, Челябинской области

E-mail: [email protected]

Примечание. Задания, используемые на занятии, создают условия для развития активной жизненной позиции, моторики, фантазии, познавательных процессов и расширяют у детей младшего школьного возраста представления об окружающем мире.

Цель: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции.

Задачи:

- формировать у детей гражданско - патриотическую жизненную позицию у воспитанников;

- расширять знания о природе;

- развивать творческую активность, пространственное мышление, память, внимание, воображение, умение делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе; умение работать в коллективе, общаться. Возраст детей: дети младшего школьного возраст, 4 класс, 12 человек.

Форма занятия: занятие - игра.

Метод обучения: словесный, наглядный, практический.

Педагогическая инновация: метод проектирования. Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литературное чтение, технологический труд, изо, информатика.

Ведущая технология: игровая.

Материально - техническое оснащение:

-Презентации:

* «Современный лес»;

* «Национальный парк «Таганай»;

- одинаковые картинки «Лесные полянки» -2 шт.;

- картинки с животными (сова, лиса, волк, медведь, заяц, бабочка, ежик);

- листочки с заданием «Кто спрятался?» - 12 шт.;

- потолочные плитки -2 шт.;

- картинки - пазлы «Лесная поляна» - 2 шт.;

- иголки с ушками - 50 шт.;

- коробочки под мусор - 2 шт.;

- игольницы -2 шт.;

- мраморные статуэтки « Совушка» -12 шт.;

- маленькие пакетики для статуэток-12 шт.;

- цветные карандаши;

- стеки «Для своего леса я смогу сделать…» -12 шт.

- ручки или фломастеры -12 шт.;

- конверт для пожеланий « Я для леса……», формат А3;

- треугольники: «В лесу не должно быть?», «В лесу должно быть?»;

- подставки под картинки «Загадки» - 7 шт.;

- двухсторонний скотч или магниты;

- бейджики -13 шт.;

- скрепки - 4 шт.;

- карандашница - 2 шт..

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Формальная часть занятия - 3 минуты

  1. Организационный момент - 1 минута

Подготовка учащихся внешне и внутренне (психологически) к занятию. Развитие произвольного внимания.

Сегодня, друзья, мы отправимся в путь,
Хорошее настроение взять с собой не забудь.
Ждут нас встречи и друзья,
С ними вместе буду я, Светлана Вячеславовна.

  1. Вступительная беседа - 2 минуты

Вступительная беседа создает атмосферу общения на занятии и подготавливает переход к основной (содержательной) части. Светлана Вячеславовна: Ребята, я работаю в « Центре юных техников». Мое объединение называется «Друзья мудрой Совы». Сова - это символ мудрости. Мудрость - это глубокий ум. С каждым днем вы становитесь мудрее и умнее. В школе, дома и на улице каждый день вы узнаете что-то новое, чему-то учитесь. Вот и на сегодняшнем занятии вы не только получите новые знания, но и сами поделитесь с нами тем, что вы знаете.

Светлана Вячеславовна: Я на занятие я пришла с письмом от тетушки Совы. Послушайте, что она вам написала.

Открываю письмо. Там диск и письмо. Читаю.

-Здравствуйте, ребятки. Пишет мудрая тетушка Сова. Хотела я вам показать красоту уральского леса, но вот что у меня получилось. Высылаю Вам диск с фильмом. До свидания. Тетушка Сова.

Светлана Вячеславовна: Посмотрим ребята фильм? (Ответ детей).

2.Содержательная часть занятия - 32 минуты

2.1.Показ презентации «Современный лес» -2 минуты

Развитие произвольного внимания, преднамеренного восприятия.

2.2.Обсуждение презентации «Современный лес» - 2 минуты

Развитие умения обосновывать свою точку зрения, размышлять.

Светлана Вячеславовна: Расскажите о своих впечатлениях, которые возникли при просмотре фильма. (Ответы детей)

Светлана Вячеславовна: А почему так случилось, что лес стал таким? (Ответы детей)

Светлана Вячеславовна: Хотелось бы вам гулять в таком лесу? ( Ответы детей)

2.3. Выполнение заданий - 10 минут

Задание 1. Игра «Убрать лишнее» - 3 минуты

Развитие мышления (анализ), произвольного внимания, долговременной памяти, избирательности восприятия.

Задание. Две одинаковые картинки леса, где нарисованы различные предметы. Первой команде надо обвести предметы, которые должны быть в лесу. Другой команде надо обвести предметы, которые не должны быть в лесу.

Показ 2 одинаковых картинок.

План урока по окружающему миру на тему «Лес России»


Светлана Вячеславовна: Первой команде обвести на картинке то, чего не должно быть в уральском лесу. Второй команде обвести то, что должно быть в уральском лесу.

На стол каждой команды ставлю табличку: «Что должно быть в лесу?» или «Чего не должно быть в лесу?».

Готовое задание

1 команда обводит - бабочку, грибы, птицу, цветы , улитку, елку без яблок.

2 команда обводит - сапог, костер около дерева, яблоки на елке, сломанная ветка у дерева, бутылку, консервную банку, пальму.

Задание 2. Игра « Правила поведения в лесу» - 1 минута

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Светлана Вячеславовна: А вы, ребята, знаете правила поведения в лесу? (Ответы детей)

После произнесенной фразы надо показать движения соответствующее слову «нельзя»- топаем ногами, «нужно» - хлопаем руками. Могут играть и присутствующие гости.

- разводить костры (нельзя);

- оборудовать и очищать место отдыха (нужно);

- сохранять и охранять природу (нужно);

- ломать растения, срывать цветы (нельзя);

- бросать банки, пакеты в лесу (нельзя);

- оберегать и подкармливать животных и птиц (нужно);

- беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда (нельзя);

- выкапывать растения (нельзя);

Светлана Вячеславовна: Молодцы ребята, знаете вы правила поведения в лесу.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Светлана Вячеславовна: А вот ребята, сейчас мы узнаем, знаете ли вы животных нашего уральского леса.

Задание 3. « Животные леса» -2 минуты

Детские загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, явлениями природы. Также загадки для детей способствуют развитию у детей наблюдательности, памяти, смекалки, мышления, воображения.

«Загадки про животных»

На ответы детей показываю картинки - отгадки и вешаю их на доску.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый еж

И его…. ( Ежиха)

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет - станет жутко.

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает...(Сова)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц)

На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Любит малину, любит мёд,
Зимою - лапу лишь сосёт.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ... ( Медведь)

Рыжая плутовка,
Хитрая воровка.
Курочку стащила,
К норе засеменила.
Ждут её ребята,
Рыжие ... ( лисята)
А как зовут маму-красу?
Узнаёте Вы ... ( Лису)

Светлана Вячеславовна: Ребята, вы очень быстро и правильно отгадали загадки про животных. Найдите их на картинке?

Задание 4. « Кто там спрятался?» - 4 минут

Упражнения на развитие внимания, творческого воображения, моторики.

Обвести контур животных, которые спрятались.

План урока по окружающему миру на тему «Лес России»


Светлана Вячеславовна: Сделали? Давайте проверим.

Ответы детей: Спрятались волк, заяц, медведь, лиса.

Светлана Вячеславовна: Правильно. А кто из животных, которых мы с вами отгадали, не играл с вами в прятки?

Ответы детей: Не играли с нами в прятки бабочка, ежик, сова.

Светлана Вячеславовна: Молодцы! Правильно справились с заданием. А теперь вам лесные животные предлагают отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - 1 минута

Развитие двигательной памяти и непроизвольного внимания.

Показ слайда « Делай как Я»

Повторяйте движения за животными.

Светлана: Ребята, а какое животное было лишнее и почему? (Крокодил)

Светлана Вячеславовна: Животных и растения леса, правила поведения в нем вы знаете. Вы просто молодцы, Друзья леса. Тогда приступим к следующему заданию.


2.4. Практическая работа - 11 минут

( Педагогическая инновация: метод проектирования)

Примечание. Так как ребята двигаются при выполнении задания, то вторая физкультминутка не нужна.

Задание 5. « Соберите и назовите…»

Развитие памяти, внимания, чувства коллективизма.

На столе у детей пазлы. На каждом пазле нарисованы овалы, в которых написаны числа. Надо найти у животного с таким числом на обратной сторон и наклеить. Затем надо собрать общую картину, закрепив каждую часть при помощи иголок на потолочные плитки и придумать название картины.

ЧПлан урока по окружающему миру на тему «Лес России»асти первого пазла « На речушке»

План урока по окружающему миру на тему «Лес России»План урока по окружающему миру на тему «Лес России»

1 2 3

План урока по окружающему миру на тему «Лес России»План урока по окружающему миру на тему «Лес России»

План урока по окружающему миру на тему «Лес России»

4 5 6

План урока по окружающему миру на тему «Лес России»

Пазл « На речушке»


Части второго пазла

План урока по окружающему миру на тему «Лес России»

План урока по окружающему миру на тему «Лес России»План урока по окружающему миру на тему «Лес России»

1 2 3

План урока по окружающему миру на тему «Лес России»План урока по окружающему миру на тему «Лес России»План урока по окружающему миру на тему «Лес России»

4 5 6

Пазл « На лесной опушке»

План урока по окружающему миру на тему «Лес России»


2.5 Повторение правил безопасности при работе с иголкой - 1 минута

Правила повторяют перед началом практической работы.


2.6.Защита проектов - 2 минуты

Развитие умения размышлять и обосновывать свою точку зрения.

Дети рассуждают.

Почему именно так они назвали свою картину.

Почему они использовали не все наклейки животных.

Светлана Вячеславовна: А вы видели такие красивые места? Точно такие места у нас на Урале есть. И я вам сейчас покажу небольшой фильм про уральскую красоту.

2.7.Показ презентации «Национальный парк «Таганай» - 3 минуты

Просмотр презентации.

2.8.Обсуждение презентации «Национальный парк «Таганай»» - 1 минута

Развитие умения обосновывать свою точку зрения, размышлять.

Светлана Вячеславовна: Расскажите о своих впечатлениях, которые возникли при просмотре фильма. (Ответы детей)

3. Аналитическая часть занятия - 5 минут

3.1. Рефлексия - 4 минут

Светлана Вячеславовна: От кого или от чего зависит, какой будет наш уральский лес? (Ответы детей)

Задание 7 . « Я могу……» - 4 минуты

На листочках дополните предложение.

Для уральского леса я смогу сделать…

Светлана Вячеславовна: Подумайте и напишите на стеках то, что вы могли бы сделать, чтоб лес был чистым, красивым. Затем, вы выходите и наклеиваете на конверт, свои пожелания, проговорите вслух.

3.2.Итог - 1 минута

Светлана Вячеславовна: Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня получили новые знания, поделились с нами своими знаниями. Мне очень понравилось, как вы работали, ваши картины, которые вы сделали. А как гласит русская пословица: « Знания - это ступень к мудрости». На память о нашей работе я вам хочу подарить каждому символ моего объединения - мудрую Сову. Так как Сова- символ …..( мудрости). До свидания.

Библиография

1.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М.: Генезис, 2001. 2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. « Тренируем память», М. ООО Изд-во « Росмэн-Пресс»-2005г. 3.Дьяченко О.М. Лото «Веселые человечки». - М.: Линка-пресс, 2003. 4.Завязкин О.В. « Играя, развиваем память», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с. 5.Завязкин О.В. « Играя, развиваем внимание», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с. 6.Завязкин О.В. « Играя, развиваем логику», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с.

7.Завязкин О.В. « Играя, развиваем воображение», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с.
8. Иванова А. Методика определения обучаемости. 1996. - СПб.: Иматон, 1996.
9.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. - СПб.: Иматон,

10

© 2010-2022