- Преподавателю
- Начальные классы
- План урока по окружающему миру на тему «Лес России»
План урока по окружающему миру на тему «Лес России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Климова С.В. |
Дата | 01.09.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект занятия «Лес России»
(конспект урока по окружающему миру - 4 класс, по программе «Школа России»)
Составил: Климова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУСОШ № 4 г. Златоуст, Челябинской области
E-mail: [email protected]
Примечание. Задания, используемые на занятии, создают условия для развития активной жизненной позиции, моторики, фантазии, познавательных процессов и расширяют у детей младшего школьного возраста представления об окружающем мире.
Цель: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции.
Задачи:
- формировать у детей гражданско - патриотическую жизненную позицию у воспитанников;
- расширять знания о природе;
- развивать творческую активность, пространственное мышление, память, внимание, воображение, умение делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе; умение работать в коллективе, общаться. Возраст детей: дети младшего школьного возраст, 4 класс, 12 человек.
Форма занятия: занятие - игра.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический.
Педагогическая инновация: метод проектирования. Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литературное чтение, технологический труд, изо, информатика.
Ведущая технология: игровая.
Материально - техническое оснащение:
-Презентации:
* «Современный лес»;
* «Национальный парк «Таганай»;
- одинаковые картинки «Лесные полянки» -2 шт.;
- картинки с животными (сова, лиса, волк, медведь, заяц, бабочка, ежик);
- листочки с заданием «Кто спрятался?» - 12 шт.;
- потолочные плитки -2 шт.;
- картинки - пазлы «Лесная поляна» - 2 шт.;
- иголки с ушками - 50 шт.;
- коробочки под мусор - 2 шт.;
- игольницы -2 шт.;
- мраморные статуэтки « Совушка» -12 шт.;
- маленькие пакетики для статуэток-12 шт.;
- цветные карандаши;
- стеки «Для своего леса я смогу сделать…» -12 шт.
- ручки или фломастеры -12 шт.;
- конверт для пожеланий « Я для леса……», формат А3;
- треугольники: «В лесу не должно быть?», «В лесу должно быть?»;
- подставки под картинки «Загадки» - 7 шт.;
- двухсторонний скотч или магниты;
- бейджики -13 шт.;
- скрепки - 4 шт.;
- карандашница - 2 шт..
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Формальная часть занятия - 3 минуты
-
Организационный момент - 1 минута
Подготовка учащихся внешне и внутренне (психологически) к занятию. Развитие произвольного внимания.
Сегодня, друзья, мы отправимся в путь,
Хорошее настроение взять с собой не забудь.
Ждут нас встречи и друзья,
С ними вместе буду я, Светлана Вячеславовна.
-
Вступительная беседа - 2 минуты
Вступительная беседа создает атмосферу общения на занятии и подготавливает переход к основной (содержательной) части. Светлана Вячеславовна: Ребята, я работаю в « Центре юных техников». Мое объединение называется «Друзья мудрой Совы». Сова - это символ мудрости. Мудрость - это глубокий ум. С каждым днем вы становитесь мудрее и умнее. В школе, дома и на улице каждый день вы узнаете что-то новое, чему-то учитесь. Вот и на сегодняшнем занятии вы не только получите новые знания, но и сами поделитесь с нами тем, что вы знаете.
Светлана Вячеславовна: Я на занятие я пришла с письмом от тетушки Совы. Послушайте, что она вам написала.
Открываю письмо. Там диск и письмо. Читаю.
-Здравствуйте, ребятки. Пишет мудрая тетушка Сова. Хотела я вам показать красоту уральского леса, но вот что у меня получилось. Высылаю Вам диск с фильмом. До свидания. Тетушка Сова.
Светлана Вячеславовна: Посмотрим ребята фильм? (Ответ детей).
2.Содержательная часть занятия - 32 минуты
2.1.Показ презентации «Современный лес» -2 минуты
Развитие произвольного внимания, преднамеренного восприятия.
2.2.Обсуждение презентации «Современный лес» - 2 минуты
Развитие умения обосновывать свою точку зрения, размышлять.
Светлана Вячеславовна: Расскажите о своих впечатлениях, которые возникли при просмотре фильма. (Ответы детей)
Светлана Вячеславовна: А почему так случилось, что лес стал таким? (Ответы детей)
Светлана Вячеславовна: Хотелось бы вам гулять в таком лесу? ( Ответы детей)
2.3. Выполнение заданий - 10 минут
Задание 1. Игра «Убрать лишнее» - 3 минуты
Развитие мышления (анализ), произвольного внимания, долговременной памяти, избирательности восприятия.
Задание. Две одинаковые картинки леса, где нарисованы различные предметы. Первой команде надо обвести предметы, которые должны быть в лесу. Другой команде надо обвести предметы, которые не должны быть в лесу.
Показ 2 одинаковых картинок.
Светлана Вячеславовна: Первой команде обвести на картинке то, чего не должно быть в уральском лесу. Второй команде обвести то, что должно быть в уральском лесу.
На стол каждой команды ставлю табличку: «Что должно быть в лесу?» или «Чего не должно быть в лесу?».
Готовое задание
1 команда обводит - бабочку, грибы, птицу, цветы , улитку, елку без яблок.
2 команда обводит - сапог, костер около дерева, яблоки на елке, сломанная ветка у дерева, бутылку, консервную банку, пальму.
Задание 2. Игра « Правила поведения в лесу» - 1 минута
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Светлана Вячеславовна: А вы, ребята, знаете правила поведения в лесу? (Ответы детей)
После произнесенной фразы надо показать движения соответствующее слову «нельзя»- топаем ногами, «нужно» - хлопаем руками. Могут играть и присутствующие гости.
- разводить костры (нельзя);
- оборудовать и очищать место отдыха (нужно);
- сохранять и охранять природу (нужно);
- ломать растения, срывать цветы (нельзя);
- бросать банки, пакеты в лесу (нельзя);
- оберегать и подкармливать животных и птиц (нужно);
- беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда (нельзя);
- выкапывать растения (нельзя);
Светлана Вячеславовна: Молодцы ребята, знаете вы правила поведения в лесу.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Светлана Вячеславовна: А вот ребята, сейчас мы узнаем, знаете ли вы животных нашего уральского леса.
Задание 3. « Животные леса» -2 минуты
Детские загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, явлениями природы. Также загадки для детей способствуют развитию у детей наблюдательности, памяти, смекалки, мышления, воображения.
«Загадки про животных»
На ответы детей показываю картинки - отгадки и вешаю их на доску.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж
И его…. ( Ежиха)
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет - станет жутко.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает...(Сова)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Любит малину, любит мёд,
Зимою - лапу лишь сосёт.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ... ( Медведь)
Рыжая плутовка,
Хитрая воровка.
Курочку стащила,
К норе засеменила.
Ждут её ребята,
Рыжие ... ( лисята)
А как зовут маму-красу?
Узнаёте Вы ... ( Лису)
Светлана Вячеславовна: Ребята, вы очень быстро и правильно отгадали загадки про животных. Найдите их на картинке?
Задание 4. « Кто там спрятался?» - 4 минут
Упражнения на развитие внимания, творческого воображения, моторики.
Обвести контур животных, которые спрятались.
Светлана Вячеславовна: Сделали? Давайте проверим.
Ответы детей: Спрятались волк, заяц, медведь, лиса.
Светлана Вячеславовна: Правильно. А кто из животных, которых мы с вами отгадали, не играл с вами в прятки?
Ответы детей: Не играли с нами в прятки бабочка, ежик, сова.
Светлана Вячеславовна: Молодцы! Правильно справились с заданием. А теперь вам лесные животные предлагают отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - 1 минута
Развитие двигательной памяти и непроизвольного внимания.
Показ слайда « Делай как Я»
Повторяйте движения за животными.
Светлана: Ребята, а какое животное было лишнее и почему? (Крокодил)
Светлана Вячеславовна: Животных и растения леса, правила поведения в нем вы знаете. Вы просто молодцы, Друзья леса. Тогда приступим к следующему заданию.
2.4. Практическая работа - 11 минут
( Педагогическая инновация: метод проектирования)
Примечание. Так как ребята двигаются при выполнении задания, то вторая физкультминутка не нужна.
Задание 5. « Соберите и назовите…»
Развитие памяти, внимания, чувства коллективизма.
На столе у детей пазлы. На каждом пазле нарисованы овалы, в которых написаны числа. Надо найти у животного с таким числом на обратной сторон и наклеить. Затем надо собрать общую картину, закрепив каждую часть при помощи иголок на потолочные плитки и придумать название картины.
Части первого пазла « На речушке»
1 2 3
4 5 6
Пазл « На речушке»
Части второго пазла
1 2 3
4 5 6
Пазл « На лесной опушке»
2.5 Повторение правил безопасности при работе с иголкой - 1 минута
Правила повторяют перед началом практической работы.
2.6.Защита проектов - 2 минуты
Развитие умения размышлять и обосновывать свою точку зрения.
Дети рассуждают.
Почему именно так они назвали свою картину.
Почему они использовали не все наклейки животных.
Светлана Вячеславовна: А вы видели такие красивые места? Точно такие места у нас на Урале есть. И я вам сейчас покажу небольшой фильм про уральскую красоту.
2.7.Показ презентации «Национальный парк «Таганай» - 3 минуты
Просмотр презентации.
2.8.Обсуждение презентации «Национальный парк «Таганай»» - 1 минута
Развитие умения обосновывать свою точку зрения, размышлять.
Светлана Вячеславовна: Расскажите о своих впечатлениях, которые возникли при просмотре фильма. (Ответы детей)
3. Аналитическая часть занятия - 5 минут
3.1. Рефлексия - 4 минут
Светлана Вячеславовна: От кого или от чего зависит, какой будет наш уральский лес? (Ответы детей)
Задание 7 . « Я могу……» - 4 минуты
На листочках дополните предложение.
Для уральского леса я смогу сделать…
Светлана Вячеславовна: Подумайте и напишите на стеках то, что вы могли бы сделать, чтоб лес был чистым, красивым. Затем, вы выходите и наклеиваете на конверт, свои пожелания, проговорите вслух.
3.2.Итог - 1 минута
Светлана Вячеславовна: Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня получили новые знания, поделились с нами своими знаниями. Мне очень понравилось, как вы работали, ваши картины, которые вы сделали. А как гласит русская пословица: « Знания - это ступень к мудрости». На память о нашей работе я вам хочу подарить каждому символ моего объединения - мудрую Сову. Так как Сова- символ …..( мудрости). До свидания.
Библиография
1.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М.: Генезис, 2001. 2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. « Тренируем память», М. ООО Изд-во « Росмэн-Пресс»-2005г. 3.Дьяченко О.М. Лото «Веселые человечки». - М.: Линка-пресс, 2003. 4.Завязкин О.В. « Играя, развиваем память», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с. 5.Завязкин О.В. « Играя, развиваем внимание», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с. 6.Завязкин О.В. « Играя, развиваем логику», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с.7.Завязкин О.В. « Играя, развиваем воображение», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с.
8. Иванова А. Методика определения обучаемости. 1996. - СПб.: Иматон, 1996.
9.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. - СПб.: Иматон,
10