Представление опыта работы «Формирование нравственных ценностей в рамках уроков основ православной культуры»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№5

станицы Старовеличковской Краснодарского края.



Представление опыта работы

« Формирование нравственных ценностей в рамках уроков основ православной культуры»



Учитель

Кичкарь Светлана Максимовна



2015 год



1. Актуальность

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме нравственного воспитания личности, как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования.

После принятия президентом России Дмитрием Медведевы исторического решения поддержать идею преподавания в школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики переросло в доступную, содержательную, эффективную и, главное, желанную, востребованную форму духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Святейший патриарх Кирилл выразил общее мнение не только представителей Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий страны, но и всех граждан России, выступающих за то, чтобы наши дети воспитывались порядочными, нравственными и ответственными людьми.

Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда.

В течение тысячелетия для любого русского, и не только, понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходили из православной веры. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия, со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры.

Новизной является использование в большом количестве информационных технологий: презентаций, мультипликационных, художественных и документальных фильмов с нравственным или христианским содержанием.

2. Цели и задачи

Главной целью моей педагогической деятельности как преподавателя основ православной культуры является формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

1. Установление личных связей ученика с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов.

2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры. Отечественная культура насквозь пронизана христианским учением, поскольку в основном русские классики были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся с большей легкостью интегрироваться в православную среду.

3. Воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга.

Формирование духовно-нравственной личности через обретение детьми духовного опыта, ознакомление с основами Православной веры, ориентирование воспитанников на принципы любви, истины, добра и красоты, долга, помощи нуждающимся.

3. Технология опыта

Формирование основ православной культуры происходит поэтапно: от подготовки к восприятию православной культуры к поиску скрытых смыслов Библейских сюжетов и догматическому учению Церкви.

Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на принципах:

  • Любви к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка.

  • Признания равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.

  • Признания права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу.

  • Долготерпения в работе с воспитанниками.

  • Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.

  • Развития первоначального успеха ребенка.

4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Чтобы решить поставленные проблемы и задачи, необходимо умело сочетать урочную и внеурочную деятельность, межпредметную связь, групповую и индивидуальную форму работы, а также использовать разнообразные методы и приёмы обучения.

СЛАЙД № 11

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся. На занятиях основ православной культуры целесообразно использовать следующие:

СЛОВЕСНЫЙ (рассказ, беседа, эвристическая беседа, сравнение икон, чтение икон, лекция, работа с учебником, работа с первоисточниками, чтение поучительных рассказов, дискуссия);

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ (иллюстрации, портреты, летописи, иконы, схемы, таблицы, картины);

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ (кинофильмы, презентации, видеоролики, (заочные экскурсии), церковные песнопения);

Это один из словесных методов. Чтение поучительного рассказа позволяет детям не только сменить вид деятельности, отдохнуть. Это тема для беседы, для размышлений.

6. Основные направления духовно - нравственного воспитания Основной формой обучения и воспитания является занятие.
- встречи со служителями церкви; - экскурсии в храмы, через которые дети знакомятся с убранством, традициями, праздниками церкви - Практические навыки проверяются через участие детей в выставках рисунков и поделок на Рождество и Пасху, сочинений, викторин, проведений праздников. Традиционно любимые праздники, которые мы отмечаем с детьми: Рождество, колядки, Крещение, Масленица, Пасха - Также применяю экскурсии. Это поездки на Святые источники «Золотая ручка»

Для проверки знаний использую тесты ("Святость и святые", "Церковные праздники", "Крылатые выражения Библии" и др.), устные опросы, разгадывание ребусов и кроссвордов.

Мною собран и систематизирован дидактический и наглядный материал к программе, разработаны конспекты некоторых занятий, презентации.

7. Выводы и рекомендации

К положительным результатам работы я отношу динамику сохранности контингента воспитанников. Количество родителей отдающих предпочтение модулю Основы православной культуры ежегодно увеличивается: в 2014 году модуль выбрали 92 % родителей

Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.


© 2010-2022