- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта занятия по теме: Слова очень нужные и очень важные
Технологическая карта занятия по теме: Слова очень нужные и очень важные
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Л.П. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета.
3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения. Оборудование:
- Рисунок - карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота», «Вежливости», «Тупик Вредных советов», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра».
- Магический куб, фишки, кукла, фломастеры.
- Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах.
- Карточки с «вредными» советами Г. Остера.
- Карточки для слов.
- Магнитофон, проектор.
- Аудиозапись песни о дружбе, мультимедийная презентация nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/03/29/prezentatsiya-vezhlivye-slova.
Ход занятия
- Организационный момент
- Войдем в него. - Что встретилось нам сразу у входа? ( Скамейка Волшебных слов.)
- Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб.
- Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб. (Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».) - Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание:
Мой подарок я вручила,
То есть радость получила
То есть радостно и мне,
То есть радостно вдвойне
от подарка моего -
стало два из одного!
Э. Машковская - Открываем куб. (Воспитатель открывает магический куб, ребенок достает карточки - слова.) - Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки. Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Ребенок читает стихотворение «Здравствуйте».
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет. Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас. Ребенок читает стихотворение «Добрые слова».
За что, мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз. Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Ребенок читает стихотворение «Доброго пути».
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь. Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста. Ребенок читает стихотворение «Простите».
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать, и что обещал - забывать.
А если, я все же забуду, -
Простите, я больше не буду. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Ребенок читает стихотворение «Пожалуйста».
Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Воспитанники читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова». 1 ребенок:
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы -
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
2 ребенок:
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова! IV. Беседа о вежливости Игровой момент 3. - Мы идем дальше по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.) 1. Справка учителя «Путешествие в прошлое» - А известно ли вам , ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа - от слов «ведать», «знать». Вежа - человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. - А о чем мечтают и взрослые, и дети? 1 ребенок:
Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
2 ребенок:
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.
3 ребенок:
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли -
Он принял - и вежливым стал. Физ. минутка «Вежливые животные» Игровой момент 4. - Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга. Возможный вариант:
- жирафы (наклоны вперед);
- антилопы (поднятие ног поочередно);
- львы (повороты вправо влево);
- обезьяны (подскоки, наклоны вправо-влево с руками за головой);
- медведи (вращение головы).
Если ты пришел к знакомым -
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
(Обсуждение совета.)
2 совет
Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома - пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
(Обсуждение совета)
3 совет
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
(Обсуждение совета.)
4 совет
Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла. (Обсуждение совета) - Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться. VI. Беседа о дружбе, о друзьях Игровой момент 7. - Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.) Работа со словами «дружба», «друг». - Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень - часть слова: «друг», это однокоренные слова.) - Послушайте, что рассказал поэт о том , как возникло само слово «друг». (учитель читает стихотворение.)
Когда еще никто не знал ни слова -
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг».
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю. - Давайте споем все вместе о дружбе, о друге песню. (Звучит песня о дружбе.) - Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг? (Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.) - Вы правы. VII. Обобщение. Раскрытие значения слов «добро», «мир» Игровой момент 8.
- Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход? (В башне Мира и Добра.) - Всю свою жизнь, с самого детства , человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта - признак силы души, её величая. Как вы знаете, сказки, пословицы - это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит? («Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.) - Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором. Доброе слово - что дождь в засуху. (На карточке.)
Доброе слово дороже богатства.
На добрый привет - добрый ответ. - Как вы понимаете смысл этих пословиц? - На свете очень много важных и нужных слов, но , по- моему, есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово? (Девочка читает стихотворение о мире.)
Есть на свете слово -
Нужное и важное,
Словно солнце, греет
Это слово каждого.
Написать без кляксы
Очень хочет Света
Это слово важное, теплое, как лето.
Мир для всех народов, мир на всей планете!
Он нам очень нужен - мне, тебе и Свете. - Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга. VIII. Итог занятия. Решение проблемного вопроса - Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности».
- Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на лист ватмана. (Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Воспитатель прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.) - Почему эти качества важны? Так давайте же теперь вернемся к нашему вопросу «Зачем нам говорить о воспитанности? Важно ли это в наше время?» - Прочитайте каждый свое слово. Все вместе- это наш мир. (Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ребенок читает стихотворение.)
Мы любим писать слова земные:
«Мама», «школа», «счастье», «доброта» … -
Светлые, понятные, родные,
Важные для всех людей слова! - Спасибо! Занятие окончено.