Рабочая программа «Мы и театр», 3 год обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе комплексной образовательной программы «Мы и театр», утверждённой методическим советом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с учётом учебного плана МБОУ ДОД «Центр детского творчества» для преподавания в творческом объединении театральной студии. Рабочая программа для третьего года обучения составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.01.2014). Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», которые помимо предметных результатов предъявляют требования к личностным и метапредметным результатам освоения основных образовательных программ. В данной программе разработаны требования, направленные на достижение выше указанных результатов в системе дополнительного образования: Направление деятельности программы - художественно-эстетическое. Целевой установки программы является развитие и удовлетворение интересов детей в единстве основных видов деятельности: общении, познании, оценки, преобразовании. Количество часов по программе: 72 часа в год. Возраст воспитанников 11 - 12 лет. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа.
Главная цель образовательной программы - развить у детей интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства, прикладного творчества, сценического движения, воспитать такое базовое качество театрального зрителя, как умение воспринимать спектакль в контексте концепции драматурга, режиссёра и актёра.
Задачи программы Обучающие задачи:

  • обучить - словесно действовать в спектакле, чётко и грамотно произносить текст, раскрывать художественный образ сценического персонажа, взаимодействовать с партнёром на сцене;
  • обучить - разрабатывать эскизы костюмов, декораций, реквизита, художественному оформлению сцены в соответствии с тематикой спектакля;
  • обучить - навыкам танцевального мастерства, комплексами упражнений на развитие пластики и мышц тела, согласовывать движения с музыкальным ритмом, держать правильную осанку, выражать через танец характер сценического героя.
  • сформировать систему знаний, умений, навыков по основам театрального искусства.
Развивающие задачи:
  • развить - артистические, эмоциональные качества учащихся;
  • развить - кругозор учащихся через знакомство с историей развития театрального искусства;
  • развить - чувства ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, технику исполнения, эмоциональность, артистизм;
  • развить - потенциальные способности каждого учащегося, через привлечение его к разным направлениям театральной деятельности, предусмотренных данной программой.
Воспитательные задачи:
  • воспитать - культуру общения;
  • воспитать - волю, целеустремленность, стремление к достижению высоких результатов;
  • воспитать - интерес к культурно-досуговым мероприятиям через театральное мастерство;
  • воспитать - нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества).

Цель рабочей программы для третьего года обучения: дать представления о том, что движения являются основой хореографии; знакомство обучающихся с основами танцевальных движений.
В соответствии с целью на третий год обучения ставятся следующие задачи:
  • развить пластичность;
  • развить творческое воображение, фантазию;
  • научить методу словесного задания;
  • воспитать дружелюбие;
- воспитать навыки поведения в социуме.
Подход к воспитанникам во время занятия должен быть строго индивидуальным, т.е.: 1. Должны учитываться физические данные воспитанника.
  1. Учитываться возрастные особенности воспитанника.
  2. Учитывать строения воспитанника.
  3. Учитывать возможности воспитанника.
Ритмика, танец способствуют развитию физического аппарата будущего актера. Главными задачами программы являются совершенствовать внимание, всесторонняя и специальная подготовка ловкости и ритмичности, воспитать пластичность тела (т.е. умение двигаться целенаправленно, экономично и точно, непрерывно и прерывно, умение пользоваться различными по характеру движениями), развить скульптурность тела в движении обучение специальными сценическими приемам.
В занятиях внимание тренируется по трем направлениями: Внимание к движениям собственного тела и контроль за этими движениями. Чрезвычайно важно обучить будущего актера такому владению своим телом, чтобы он мог находить и правильно выполнять движения, необходимые для того или иного действия в роли. Внимание к движениям и перемещению тела в зависимости от особенностей сценического пространства и умение эти движения корректировать. Внимание к перемещениям и действиям партнеров для того, чтобы верно с ними взаимодействовать. Внимание к своим движениям, к сценическому пространству, в котором действует актер, к партнерам - важнейшие факторы, обеспечивающие возможность осмысленного и выразительного движения на сцене. Для того чтобы актер мог действовать на сцене осмысленно и выразительно, он должен обладать высоким уровнем психофизических качеств: силы, скорости, выносливости и ловкости. На занятии подбираются упражнения, чтобы в них последовательно, а иногда и одновременно прорабатывалось несколько педагогических задач предмета. На занятиях учащиеся занимаются общеразвивающей гимнастикой, ритмикой, специальными упражнениями на развитие гибкости и подвижности рук и акробатикой. В упражнениях также решается целый комплекс задач. При выполнении даже самого простого упражнения тренируются внимание, ловкость, сила, скорость, ритмичность.



Универсальные учебные действия: В современном мире приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе дополнительного образования обеспечивается, прежде всего, через формирования УУД, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. УУД позволяют учащимся полноценно освоить все компоненты учебной деятельности. Виды УУД:

  1. Личностные включает в себя жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; нравственно-эстетического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации воспитанников.
  2. Регулятивные включают действие обеспечивающее организацию учащихся свое учебной деятельности.
  3. Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формирования цели; поиск выделения необходимой информацией; применение методов информационного поиска. В том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно находить эффективные способы решение задач в зависимости от конкретных условий.
  4. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиций других людей. Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.




















































Характеристика результатов формирование УУД

на разных этапах обучения Направление деятельности Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Хореографическое

1. Общее физическое развитие для снятия мышечных зажимов.

1. Выполнение заданий под руководством педагога.

1.Познают пластику движений животных и учатся передавать сценический образ через пластику.

1.Умение договариваться при взаимодействии в коллективе.

2.Формировать пластику воспитанников в соответствии с заданным художественным образом.

2. Решение поставленных задач и демонстрация разных образов.

2. Передают разные сценические образы через пластические движения.

2.Умение взаимодействовать в группе при создании разных пластических образов.

3.Создавать пластический образ в соответствии с постановками.

3.Самостоятельная работа над созданием пластического образа под руководством педагога.

3.Самостоятельно создают пластический сценический образ в соответствии с характером героя под руководством педагога.

3.Умение адекватно воспринимать и применять при создании пластики героев.

4.Создать театральный замысел через сценическую пластику.

4. Подобрать пластические движения для полного раскрытия образа постановке танца для спектакля.

4. Подбор пластических движений для более яркого выражения сценического образа.

4. Применение разнообразных пластических образов, как в театральной деятельности так и в повседневной жизни воспитанников.

5.Самостоятельно создать сценический образ в соответствии с характером героя.

5.Самостоятельное раскрытие образа через движения в соответствии с художественным замыслом автора.

5. Гармоничное раскрытие художественного образа с использованием пластических движений.

5.Умение адекватно оценивать поведение окружающих и преподнести себя в соответствии предполагаемыми условиями.







Материально-техническое и информационное обеспечение: - кабинет для занятий; - магнитофон; - сценические костюмы; - видео и аудио записи; - методическая литература.

Мониторинг Входящий мониторинг (сентябрь - октябрь) Цель: определение начального уровня знаний, умений, навыков детей их возможностей. Промежуточный мониторинг (декабрь) Цель: выявление приобретенных знаний, умений, навыков их оценка и коррекция. Промежуточный мониторинг (май) Цель: определение степени достижении результата обучения, закрепления знаний. Диагностика усвоения программного материала осуществляется непосредственно на каждом занятии через наблюдения (индивидуальное и групповое выполнение задания), на итоговых занятиях через серию заданий творческого типа. Для диагностики применяются разные методы фиксации и оценки учебных достижений обучающихся: показ спектакля, контрольные занятия по развивающим играм, контрольные занятия по танцевальным движениям. Карта диагностики даёт возможность определить уровень воспитанности детей и проводится по следующим показателям: - межличностные отношения между детьми (культура поведения); - ориентация на высокие результаты в практических заданий; - развитость способностей; - аккуратность, ответственность в работе. Результаты аттестации дают возможность определить, насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы. Педагог получает возможность объективно подойти к оценки результатов, проследить динамику усвоения знаний каждого ребёнка, дифференцировать значимость оценок, полученных за различные работы. Условия реализации программы: Необходимым условием этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Большое значение в работе уделяется ритмопластическим упражнениям и играм, которое развивает, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом, и представляет собой задание, несущее художественно-смысловой образ, затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Результатом работы по программе должны стать вдумчивое восприятие искусства, творческая активность, выразительность поведения каждого воспитанника студии.

















Методика оценки результатов

Оцениваемые параметры

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество балов

Методы диагностики

Предметные компетенции

(теория)

-низкий уровень (обучающийся овладеет менее чем ½ объёма теоретических знаний предусмотренных программой)

1-3

Педагогическое наблюдение, контрольные задания, тестирование.

-средний уровень (усвоение материала предусмотренного программой составляет более ½ объёма теоретических знаний)

4-6

- высокий уровень (обучающийся освоил весь объём предусмотренных программой теоретических знаний)

7-10

Предметные компетенции

(практика)

- низкий уровень (обучающихся овладел менее чем ½ практических умений и навыков театральной деятельности)

1-3

Анализ продуктивной деятельности, контрольное задание, демонстрация, творческая деятельность, тестирование.

- средний уровень (объём приобретённых навыков и умений составляет более ½ объёма материала предусмотренного программой)

4-6

-высокий уровень обучающийся овладел необходимыми умениями и навыками полностью и освоил и активно принимал участие в мероприятиях.

7-10

Познавательные УУД

-низкий уровень (обучающийся не умеет находить необходимые информации для выполнения учебных задач)



1-3

Беседа, диалог, творческое задание,

-средний уровень (обучающийся осуществляет поиск необходимой информации с помощью педагога)

4-6

-высокий уровень (обучающийся находит самостоятельно решение поставленных перед ним учебных задач)

7-10

Регулятивные УУД

-низкий уровень (обучающийся не владеет умением планировать, корректировать свои действия)

1-3

Творческое задание, анализ продуктивной деятельности.

-средний уровень (обучающийся в состоянии действия с помощью педагога)

4-6

-высокий уровень обучающийся умеют использовать широкий спектр логических действий и операций: планировать, сопоставлять, прогнозировать).

7-10

Личностные УУД

-низкий уровень (у обучающихся слабо выражена мотивация к учебной и творческой деятельности)

1-3

Собеседование, объяснение, анализ.

-средний уровень (обучающийся не владеет ценностно-смысловой ориентацией, умению соотносить поступки и события, но развита потребность в творческом самовыражении)

4-6

- высокий уровень (обучающийся активно реализует свой творческий потенциал в разных направлениях театральной деятельности)

7-10

Коммуникативные УУД

- низкий уровень (обучающийся не владеет способами взаимодействия в коллективе)

1-3

Творческий диалог, педагогическое наблюдение.

- средний уровень (обучающийся владеет умением взаимодействовать в коллективе, но не умеет выразить свою точку зрения)

4-6

- высокий уровень (обучающийся умеет находить продуктивное общение, сотрудничество, взаимодействие со сверстниками при решение творческих задач)

7-10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Третий год обучения


П/П

ТЕМА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

1

Введение: техника безопасности.

Знакомство с программой 3 года обучения.

1

-

1

2

Танцевальные элементы.

3

11

14

3

Партерный экзерсис.

4

14

18

4

Игры на развитие двигательных способностей.

2

5

7

5

Упражнение на развитие пластичности рук, кистей.

1

4

5

6

Танцевальные шаги, присядка, движения.

1

2

3

7

Повторение развивающих игр, упражнений на развитие пластичности рук, кистей второго года обучения.

1

2

3

8

Повторение изученных шагов второго года обучения.

1

2

3

9

Постановка танцевальных номеров к спектаклю, репетиция.

3

11

14

10

Промежуточная аттестация.

-

2

2

11

Итоговая аттестация.

-

2

2



17ч.

55 ч.


ВСЕГО:

72 ч.



СОДЕРЖАНИЕ

Закрепление знаний, умений и навыков полученные на первом и втором году обучения. Согласовать с музыкой следующие движения: ходить легко, ритмично, скакать с ноги на ногу, выполнять движения различного характера с предметами и без них. Развивать воображения. Научиться артистично, передавать заданный образ, грамотно управлять своим корпусом, иметь физическую и моральную выносливость. Усвоить метод словесного задания.

Введение: техника безопасности. Знакомство с программой 3 года обучения - 1 час.

Танцевальные элементы - 14 часов. 1. Движение головы - наклоны, повороты. 2. Движение плеч - поочередно, вместе вверх-вниз. 3. Движение корпуса - наклоны, повороты. Партерный экзерсис - 18 часов. 1. Упражнение на растягивания ахиллесовых сухожилий. 2. Упражнение на мышцы бедра: бедро спереди, сзади, внутри, сбоку. 3. Упражнение на укрепление мышц тазобедренного сустава. 4. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса - верхних и нижних частей. 5. Упражнение на укрепление мышц спины. 6. Упражнение на укрепление мышц груди (отжимания). 7. Упражнение - «Мостик», «Лодочка», «Березка». 8. Растяжка, шпагат.

Игры на развитие двигательных способностей - 7 часов.

  1. «Голова или хвост» 2. «Надувная кукла»
3. «Считалочка» 4. «Рассказ - Эстафета» 5. «Я похож на…»

Упражнение на развитие пластичности рук, кистей - 5 часов.

1. «Полоскать» 2. «Рисунок пальцами»

Танцевальные шаги, движения - 3 часа. 1. Шаг - «приставной», «переступание из стороны в сторону». 2. Присядка - «простая», «с вынесением ноги на каблук». 3. Бег - с поджатыми ногами.

4. Движение танца: «полонез», «твист», «рок-н-ролл»

Повторение развивающих игр, упражнений на развитие пластичности рук, кистей второго года обучения - 3 часа.

1. «Мокрые котята» 2. «Ритмический этюд»

3. «Поймай хлопок» 4. «Гири»

5. «Вездеходы» 6. «Манекены»

7. «Красить» - сверху - вниз, справа - налево

Повторение изученных шагов второго года обучения - 3 часа.

1. Шаг - перескок, гармошка, елочка, моталочка, переменный.

2. Прыжок - с поджатыми ногами.

3. Построение самостоятельного ровного круга, линии, полукруга. Постановка танцевальных номеров к спектаклю, репетиция - 14 часов. Промежуточная аттестация - 2 часа. Контрольный урок. Итоговая аттестация - 2 часа. Контрольный урок, показ спектакля.



























Список литературы

Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) (извлечения).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27 «о введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» вместе с «Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.4.1251-03). Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России

27.11.2013 N 30468). Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Для педагога:
1. Генералова И. Мастерство чувств.- М., 1993. 2. Захаров Р. Сочинение танца.- М.,1993. 3. Резникова З. Танцы для детей-. М., 1968. 4. Смит Л. Танцы.- М., 2001. 5. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя.- М., 1987. 6. Ткаченко Т. Работа с танцевальными коллективами.- М., 1988.

Для детей:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии.- С-П., 1996. 2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Методика проведения театрализованных игр.- М., 2005. 3. Кох И.Э. Основы сценического движения.- М., 2000. 4. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность.- М., 1976. 5. Кипнис М. Актёрский тренинг.- М., 2008.


© 2010-2022