Программа по литературному чтению 3 класс (Школа ХХI века)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа №71»




Рассмотрено

на заседании МО

протокол № ___

от «___» _____ 2015г.



Согласовано

Зам.директора по УВР

___________________

«___» _______ 2015г.

Утверждено

приказом по МБОУ г Астрахани «СОШ №71»

от _____________ № _____

Директор МБОУ г. Астрахани «СОШ №71»

____________ Машкова Е.П.









Рабочая программа

по литературному чтению

Класс - 3 А

Учитель - Никишина Е.О.

на 2015 - 2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Ефросининой Л.А., Омороковой М.И. «Литературное чтение. 1-4 классы» ( Москва, издательский центр « Вентана- Граф», 2012 год). Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах- помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает освоение видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла( иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное( представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах- подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Задачи курса « Литературное чтение»:

  • обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения( позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения( ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально- творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать литературное пространство соответствующее возрастным особенностям.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний , формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса. Организация учебного процесса: программа рассчитана на 4 часа в неделю; 136 часов в год. Уровень обучения- базовый. Учебно- методический комплект, используемый для достижения поставленной цели:
Учебник « Литературное чтение»- автор Ефросинина Л.А., ( Москва, издательский центр « Вентана- Граф», 2013год). Рабочая тетрадь « Литературное чтение»- автор Ефросинина Л.А., ( Москва, издательский центр « Вентана- Граф», 2013 год). Хрестоматия по «Литературному чтению- автор Ефросинина Л.А., ( Москва, издательский центр « Вентана- Граф», 2013 год).

Формы организации учебного процесса:
  • Групповая, парная, индивидуальная работа;
  • проблемный урок, урок- исследование, проектная деятельность;
  • урок- экскурсия;
  • библиотечный урок.

Формы контроля:
  • литературные диктанты;
  • тест по изученному произведению, теме, разделу;
  • диагностические задания для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
  • задания для проверки навыка чтения вслух и молча;
  • оценка выразительности чтения;
  • итоговые тесты(вид комплексных разноуровневых контрольных работ)


Система оценивания учебных достижений обучающихся: используется десятибалльная система оценивания. Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие педагогические технологии: игровая технология, ИКТ, проектная технология, здоровье- сберегающая технология.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его
структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.




МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа рассчитана на 4 часа в неделю; 136 часов в год. Уровень обучения- базовый.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»: 1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с ауди- , видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Устное народное творчество - 16 часов Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитѐр-Немудѐр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алѐша Попович и Туга- ринЗмеѐвич», «Вольга и Микула»). Басни - 5часов Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина - 10 часов «У лукоморья дуб зелѐный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов - 5 часов Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поѐт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день». Произведения Л.Н. Толстого - 11 часов «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь». Произведения Н.А. Некрасова - 7 часов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрѐный...»;К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова - 6 часов Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Сказки зарубежных писателей- 4 часа Ш.Перро « Подарки феи», Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре», Х-К.Андерсен «Снеговик»
Стихи русских поэтов- 7 часов И.Никитин «Русь», «Утро», И.Суриков «Детство», С.Дрожжин «Привет», «Зимний день»
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка - 6 часов «Умнее всех», «Приѐмыш» . Произведения А.И. Куприна - 8 часов «Синяя звезда», «Барбос и Жулька» . Произведения С.А. Есенина - 7 часов «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...»,.«Нивысжаты, рощи голы...», «Стихи о берѐзе» (отрывки), «Берѐза»,«Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского - 12 часов «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди». Произведения С.Я. Маршака - 4 часа «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком». Рассказы Л. Пантелеева - 5 часов «Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара - 6 часов «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Произведения М.М. Пришвина - 7 часов «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей - 10 часов III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
Примерная тематика: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.). Жанровое разнообразие: • более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей); • стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.

№ Наименование разделов и тем Количество часов Экскурсии 1 Устное народное творчество 16 ч
2 Басни 5 ч
3 Произведения А.С.Пушкина 10 ч 1 ч 4 Стихи русских поэтов 5 ч 1 ч 5 Произведения Л.Н.Толстого 11 ч
6 Произведения Н.А.Некрасова 7 ч 1 ч 7 Произведения А.П.Чехова 6 ч
8 Сказки зарубежных писателей 4 ч
9 Стихи русских поэтов 7 ч 1 ч 10 Произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка 6 ч
11 Произведения А.И.Куприна 8 ч
12 Стихи С.А.Есенина 7 ч 1 ч 13 Произведения К.Г.Паустовского 12 ч
14 Произведения С.Я.Маршака 4 ч
15 Произведения Л.Пантелеева 5 ч
16 Произведения А.П.Гайдара 6 ч
17 Произведения М.М.Пришвина 7 ч
18 Произведения зарубежных писателей 10 ч

ИТОГО 136 Ч










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Наименование разделов, тема урока Кол- во часов Основные виды учебной деятельности Дата по плану Дата по факту примечание 1 1.1 Устное- народное творчество Произведения фольклора. Загадки. Какие бывают загадки. В.Даль « Старик годовик» 16 ч 1 ч Воспроизводить на слух произведения фольклора. Называть жанры фольклора, называть тему, форму, вид загадки.


1.2 Произведения фольклора. Пословицы. Какие бывают пословицы. 1 ч Понимать произведения, их жанр. Рассказывать об особенностях построения пословиц, называть тему пословицы


1.3 Русские народные сказки. «Самое дорогое» 1 ч Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями. Называть виды присказок, определять смысл сказки, рассказывать сказку от лица героя


1.4 Русские народные сказки. « Про ленивую и Радивую» 1 ч Слушать и слышать прозаические тексты. Называть виды присказок, определять смысл сказки, рассказывать сказку от лица героя


1.5 Сказки о животных. Русская народная сказка « Лиса и Котофей Иваныч» 1 ч Определять жанр и тему прослушанного произведения. Работать со схемой, рассказывать сказку с присказками, выявлять особенности языка сказки, тона и темпа чтения


1.6 Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь- семилетка» 1 ч Определять порядок учебных действий. Самостоятельно составлять план, выразительно читать диалоги, определять главную мысль


1.7 Волшебные сказки. Русская народная сказка « Царевич Нехитёр Немудёр». 1 ч Формировать вопросы к прослушанным произведениям. Заполнять схему, приводить примеры, делить сказку на части, составлять словесный план


1.8 Волшебные сказки. Русская народная сказка «« Царевич Нехитёр Немудёр». Присказки. 1 ч Формировать вопросы к прослушанным произведениям. Заполнять схему, приводить примеры, делить сказку на части, составлять словесный план


1.9 Сказки народов России. Урок-инсценировка 1 ч Соблюдать орфоэпические правила произношения слов. Рассматривать и анализировать книги,


1.10 Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки. Какие бывают скороговорки. 1 ч Читать выразительно тексты произведений фольклора. Участвовать в коллективном заполнении схемы, упражняться в чтении скороговорок, придумывать их


1.11 Обобщение по разделу. Рубрика « Проверь себя» 1 ч Участвовать в конкурсе «Знатоки загадок, пословиц и скороговорок.


1.12 Былины. « Добрыня и Змей», «Илья- Муромец и Соловей- разбойник» 1 ч Выбирать и использовать интонационные средства выразительности. Познакомить с понятие былина, как жанре фольклора, пересказывать былину по плану


1.13 Былины. «Алёша Попович и Тутарин Змеёвич» 1 ч Пользоваться поисковым чтением и умением. Определять жанр и тему произведения. пересказывать былину по плану, выразительно читать отрывки, сравнивать былины


1.14 Былины. «Вольга и Микула» 1 ч Выделять название произведения, его части. пересказывать былину по плану, выразительно читать отрывки, сравнивать былины, рассказывать о героях былины


1.15 Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» 1 ч Определять особенности текста и характеризовать его. пересказывать былину по плану, выразительно читать отрывки, сравнивать былины, рассказывать о героях былины


1.16 Урок- обобщение по разделу. 1 ч Комментировать и доказывать ответ словами из текста, упражняться в развитии монологической речи


2 2.1 Басни Басни Эзопа. Эзоп «Лиса и виноград» И.А.Крылов « Лиса и виноград» 5 ч 1 ч Анализировать структуру текста. Работать со схемой, раскрывать единство формы и содержания басни.


2.2 Басни И.А.Крылова И.А.Крылов « Ворона и Лисица» 1 ч Учиться воспроизводить тексты произведений. Выполнять взаимопроверку знания наизусть басни, коллективно проверять задание в тетради, комментировать иллюстрации


2.3 Басни И.А.Крылова И.Крылов « Волк и Ягнёнок» «Крестьянин и работник» 1 ч Отвечать на вопросы по содержанию. Выделять мораль басни. Определять главную мысль, участвовать в беседе по выявлению первичного восприятия


2.4 Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить» Урок- конкурс 1 ч Анализировать темы, жанры и авторскую принадлежность. Представить самостоятельно прочитанные книги, чтение басен, выбранных самостоятельно


2.5 Обобщение по разделу. Рубрика «проверьте себя» 1 ч Выполнять задания в рубрике « Проверь себя»


3 3.1 Произведения А.С.Пушкина Произведения А.С.Пушкина « У лукоморья дуб зелёный» Урок-экскурсия в библиотеку 10ч 1 ч Определять тему и жанр произведения. Вспомнить и назвать несколько изученных ранее произведений, самостоятельно читать вводную статью, дополнить схему новым жанром


3.2 Произведения А.С.Пушкина Отрывок из поэмы « Руслан и Людмила» 1 ч Моделировать обложки и сравнивать их. Определение задачи чтения , наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения


3.3 Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 1 ч Определять главную тему произведения. Выразительно читать выбранную часть, читать по ролям отрывки


3.4 Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 1 ч Делить текст на смысловые части. Выразительно читать выбранную часть, читать по ролям отрывки, наблюдать за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора


3.5 Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 1 ч Овладевать умением составлять текст. Выразительно читать выбранную часть, читать по ролям отрывки, работа с образами героев


3.6 Сказки А.С.Пушкина. К.Паустовский «Сказки А.С.Пушкина.»
1 ч Учиться пересказывать текст. Работать с книгами сказок, составлять выставку книг,


3.7 Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин « Сказка о попе и работнике его Балде» 1 ч Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии. Слушать « Сказку о попе и работнике его Балде»


3.8 Стихи о природе. А.С.Пушкин « Вот север, тучи нагоняя…», « Зимний вечер» 1 ч Сравнивать образы природы. Работать с кроссвордом, коллективно проверять задание,


3.9 Стихи о няне. А.С.Пушкин « Няне» 1 ч Работать с иллюстрацией. Сравнивать стихи по критериям- общее -различия, называть стихи, соответствующие моделям


3.10 Обобщение по разделу. Рубрика «проверьте себя» 1 ч Оформлять страничку для книжки- малышки « Присказки и устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина»


4 4.1 Стихи русских поэтов. Стихи о природе. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…» Урок-экскурсия в школьный сад 5 ч 1 ч Сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией. Заполнять схему «Русские поэты», узнавать авторов строк знакомых произведений, понимать, что такое строфа


4.2 Стихи об осенней природе. А.Майков « Осень» 1 ч Работать в группах, наблюдать за построением строф, выделять рифмующиеся строки


4.3 Стихи А.А.Фета. А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…» 1 ч Отрабатывать навык выразительного чтения, сравнивать тексты стихов А.Фета


4.4 Стихи русских поэтов. Рубрика «Книжная полка» 1 ч Называть фамилию поэта и его стихотворение, читать наизусть одно из стихотворений


4.5 Контрольный урок. Рубрика « Проверьте себя» 1 ч Самостоятельно выполнять задания рубрики « Проверь себя»


5 5.1 Произведения Л.Н.Толстого Жанры произведений Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой сказка «Два брата» 11 ч 1 ч Воспринимать художественный текст адекватно его эмоциональному содержанию. Вспомнить и назвать 2-3 произведения, изученных в 1-2 классах, самостоятельно читать вводную статью


5.2 Жанры произведений Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой. Басня «Белка и Волк» 1 ч Выделять особенности художественного текста. Принимать участие в выставке книг автора, аннотировать знакомые книги


5.3 Сказки Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» Урок- сказка 1 ч Понимать и объяснять заглавие произведения. Работать со схемой «Л.Н.Толстой писал…», пересказывать сказку, выразительно читать


5.4 Сказки Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан 1 ч Понимать и объяснять заглавие произведения. Работать со схемой «Л.Н.Толстой писал…», пересказывать сказку, выразительно читать


5.5 Научно- популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Лебеди», «Зайцы» 1 ч Осознавать и объяснять понятия.Выявлять сходство и различие этих рассказов, делить рассказы на части, озаглавливать их


5.6 Научно- популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой « Лев и собачка» 1 ч Рассказывать о героях произведений. Называть сказки, рассказы о детях и животных, работать с моделями обложек, соотносить рассказы с моделями


5.7 Художественные рассказы Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Прыжок» 1 ч Определять авторское отношение к героям. Выполнять задания в учебнике и тетради, составлять обобщённую схему,


5.8 Художественные рассказы Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Прыжок» 1 ч Определять героев положительных и отрицательных. Выполнять задания в учебнике и тетради, составлять обобщённую схему,


5.9 Былины Л.Н.Толстого «Как боролся русский богатырь» 1 ч Сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Выполнять задания в учебнике и тетради, составлять обобщённую схему, тренироваться в рассказывании былин


5.10 Книги Л.Н.Толстого. Рубрика « Книжная полка» 1 ч Принимать участие в выставке книг, аннотировать известные книги,


5.11 Обобщение по разделу. Рубрика « Проверь себя» 1 ч Самостоятельно выполнять задания рубрики « Проверь себя»


6 6.1 Произведения А.Н.Некрасова Стихотворения о детях. Н.Некрасов « Крестьянские дети» (отрывок) 7 ч 1 ч Работать со справочным материалом о поэте, упражняться в выразительном чтении,


6.2 Стихотворения о детях. Н.Некрасов « Мужичок с ноготок» 1 ч Выполнять упражнения в выразительном чтении отрывков, выделять тематические отрывки в большом поэтическом тексте


6.3 Стихи о природе. Н.Некрасов «Славная осень» 1 ч Взаимопроверка чтения наизусть, выполнять самостоятельную работу по плану, заучить наизусть отрывок


6.4 Стихи о природе. Н.Некрасов «Зелёный шум» 1 ч Взаимопроверка чтения наизусть, выполнять самостоятельную работу по плану, заучить наизусть отрывок


6.5 Стихи о природе. Н.Некрасов «Мороз- воевода» Экскурсия в школьный парк 1 ч Взаимопроверка с оцениванием по критериям, аналитически читать текст стиха, выделять эпитеты, сравнения, олицетворения


6.6 Стихи Н.А.Некрасова. К.Чуковский « О стихах Н.А.Некрасова. 1 ч Моделировать обложку, составление аннотации к книге, выполнять самостоятельную работу по плану


6.7 Русские поэты. Рубрика « Проверьте себя». Рубрика «Книжная полка» 1 ч Самостоятельно выполнять задания рубрики « Проверь себя»


7 7.1 Произведения А.П.Чехова. Повести и рассказы. А.Чехов «Степь» 6 ч 1 ч Сравнивать произведения разных жанров, различать понятия «описание» и «повествование»


7.2 Повести и рассказы. А.Чехов «Степь» 1 ч Выделять описания героев и пейзажа, составлять блок- схему, составлять кластер « Они писали рассказы»


7.3 Произведения о детях. А.Чехов «Ванька» 1 ч Сравнивать рассказ- описание и рассказ- повествование, находить в тексте эпизоды и выразительно читать их.


7.4 Произведения о детях. А.Чехов «Ванька» 1 ч Сравнивать рассказ- описание и рассказ- повествование, находить в тексте эпизоды и выразительно читать их.


7.5 Книги о животных. Урок-инсценировка. 1 ч Пользоваться предисловием и послесловием, упражняться в написании аннотации


7.6 Очерки и воспоминания об А.П.Чехове. Н.Шер «О рассказах А.П.Чехова» 1 ч Познакомиться со статьёй и выбирать нужную информацию


8 8.1 Сказки зарубежных писателей. Сказки Ш.Перро. Ш.Перро « Подарки феи» 4 ч 1 ч Составлять схематическую цепочку событий, сравнивать героев, различать положительных и отрицательных героев,


8.2 Сказки Ц.Топелиуса. Ц.Топелиус «Зимняя сказка» 1 ч Называть основные признаки авторских и народных сказок, художественно рассказывать сказки


8.3 Сказки зарубежных писателей. Х.К.Андерсен «Снеговик» 1 ч Выразительно читать отдельные эпизоды, видеть сходство и различие сказок народов мира,


8.4 Урок- утренник «В мире сказок» 1 ч Называть основные признаки авторских и народных сказок, художественно рассказывать сказки, защищать книгу сказок, подготовив аннотацию


9 9.1 Стихи русских поэтов Стихи о Родине. И.Никитин « Русь» 7 ч 1 ч Понятие о тоне, ритме, выделение логических ударений и пауз, определение темы


9.2 Стихи о природе. И.Никитин « Утро» 1 ч Описание картин природы, выделение эпитетов и олицетворений, сравнение стихов


9.3 Стихи о детях и для детей. И.Суриков « Детство» 1 ч выделение эпитетов и олицетворений,


9.4 Стихи русских поэтов. И.Никитин «Помню я: бывало, няня…» 1 ч Особенности строф, рифм, интонационного рисунка, сравнение стихов


9.5 Стихи о Родине. С.Дрожжин «Привет», «зимний день» 1 ч Объяснение заглавия стихотворения, подбор синонимов, сравнение интонационного рисунка


9.6 Стихи о Родине и родной природе. Ф.Глинка «Москва» Урок-экскурсия в школьный парк. 1 ч Сравнение стихов по темам, знаково- символическое моделирование


9.7 Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» 1 ч Конкурс на выразительное чтение стихов русских поэтов


10 10.1 Произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка. Рассказы о животных. Д.Мамин- Сибиряк «Приёмыш» 6 ч 1 ч Осознавать понятия «авторская позиция, автор- рассказчик», работать с сюжетом и планом,


10.2 Рассказы о животных. Д.Мамин- Сибиряк «Приёмыш» 1 ч Осознавать понятия «авторская позиция, автор- рассказчик», работать с сюжетом и планом, находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора


10.3 Рассказы о животных. Д.Мамин- Сибиряк «Приёмыш» 1 ч Осознавать понятия «авторская позиция, автор- рассказчик», работать с сюжетом и планом, находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора


10.4 Сказки о животных. Д.Мамин- Сибиряк «Умнее всех» 1 ч Сравнивать сказку с басней, кратко пересказывать её, выразительно читать по ролям


10.5 Произведения о животных. Д.Мамин- Сибиряк «Постойко» 1 ч Пересказывать 1 часть, читать историю жизни героя, выполнять словарную работу


10.6 Произведения о животных. Д.Мамин- Сибиряк «Постойко» 1 ч читать историю жизни героя, выполнять словарную работу, иллюстрировать выбранный эпизод


11 11.1 Произведения А.И.Куприна. Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда» 8 ч 1 ч Работать над содержанием сюжета, аналитически читать, работать с планом


11.2 Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда» 1 ч Работать над содержанием сюжета, аналитически читать, работать с планом, выполнять задания в тетради


11.3 Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда» 1 ч Делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану


11.4 Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда» 1 ч составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану, выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи


11.5 Рассказы о животных. А.Куприн «Барбос и Жулька» 1 ч Описывать героев, выделять эпитеты и сравнения, работать по сюжету


11.6 Рассказы о животных. А.Куприн «Барбос и Жулька» 1 ч Сравнивать рассказ с рассказом Л.Толстого «Лев и собачка», выразительно читать подготовленный текст


11.7 Книги о животных. Рубрика «Книжная полка» 1 ч Работать с выставкой книг о животных, самостоятельно работать с текстами.


11.8 Произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка и А.И.Куприна. Рубрика «Проверь себя» 1 ч Называть произведения авторов, вошедшие в круг детского чтения, различать основные жанры произведений, выполнять задания «Проверь себя»


12 12.1 Стихи С.А.Есенина. Стихи о Родине. С.Есенин «Я покинул родимый дом…» (отрывок) 7 ч 1 ч Комментировать заглавие, выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, сравнивать строфы


12.2 Стихи о природе. С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» 1 ч Выделять сравнения и эпитеты, определять интонационную партитуру


12.3 Стихи о природе. С.Есенин «Берёза» 1 ч Выделять сравнения и эпитеты, определять интонационную партитуру, отношение автора


12.4 Стихотворения для детей. С.Есенин «Бабушкины сказки» 1 ч Читать выразительно под руководством учителя, сравнивать похожие стихи разных авторов, выполнять творческую работу


12.5 Стихотворения для детей. С.Есенин «Бабушкины сказки» 1 ч Представлять творческую работу: рассказывать сказку «Про Ивана- дурака»


12.6 Урок- обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» 1 ч Выполнять задания учебника и тетради, работа в группе: выразительно читать стихи поэта


12.7 Стихи русских поэтов. Урок- утренник. 1 ч Организовать выставку книг со стихами русских поэтов, принять участие в конкурсе чтецов


13 13.1 Произведения К.Г.Паустовского Произведения для детей. К.Паустовский « Стальное колечко» 12 ч 1 ч Аналитическое чтение, деление на части и составление плана, описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца «анютины глазки с косичками»


13.2 Произведения для детей. К.Паустовский « Стальное колечко» 1 ч Различать рассказы: описание , повествование, рассуждение, заучить наизусть описание воробья Сидора


13.3 Произведения для детей. К.Паустовский « Стальное колечко» 1 ч Читать отдельные эпизоды, определять главную мысль, заучивать наизусть эпизод


13.4 Юмористические рассказы К.Паустовский «Кот- ворюга» 1 ч Понятия: юмористический рассказ, юмор, творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь»


13.5 Научно- познавательные рассказы К.Паустовский «Какие бывают дожди» 1 ч Сравнивать этот рассказ с предыдущим, работа с описанием дождей, придумать рассказ «Дождь идёт»


13.6 Рассказы о животных. К.Паустовский «Заячьи лапы» 1 ч Комментировать заглавие, выполнять дифференцированную работу: читать истории «Дед и заяц», «Ваня и заяц», «Автор и герои рассказа»


13.7 Рассказы о животных. К.Паустовский «Тёплый хлеб» 1 ч Работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация,


13.8 Рассказы о животных. К.Паустовский «Тёплый хлеб» 1 ч Выяснять авторскую точку зрения и отношение автора к герою, выразительно читать эпизод «Воробей и собака», объяснять поступок мальчика


13.9 Детские книги о природе и животных. 1 ч Заполнять схему «Они писали о природе», моделировать обложку, читать отдельные эпизоды


13.10 Детские книги о природе и животных.
1 ч моделировать обложку, читать отдельные эпизоды. Выразительно читать кульминационные эпизоды


13.11 Урок -обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» 1 ч выполнять задания «Проверь себя»


13.12 Урок- утренник «Моя любимая книга» 1ч Организовать выставку книг, принять участие в конкурсе чтецов и в викторине, инсценировать эпизоды различных произведений


14 14.1 Произведения С.Я.Маршака. Стихи о Родине и родной природе. С.Маршак « Урок родного языка» 4 ч 1 ч Называть изученные произведения автора, читать наизусть фрагменты, работа со стихотворением


14.2 Стихи о Родине и родной природе. С.Маршак «Ландыш» 1 ч Оформлять выставку книг автора, выделять эпитеты и сравнения. Заучить наизусть


14.3 Пьесы- сказки С.Я.Маршака. С.Маршак «Кошкин дом» 1 ч Оформлять выставку книг автора, находить и рассматривать книги с портретом автора, книги с предисловием или послесловием


14.4 Произведения и книги С.Я.Маршака. В.Субботин «С Маршаком» 1 ч Оформлять книжку- малышку « По страницам книг С.Маршака», читать по ролям сказки и пьесы


15 15.1 Произведения Л.Пантелеева. Художественные рассказы. Л.Пантелеев «Честное слово» 5 ч 1 ч Первичное чтение, определение темы, художественно пересказывать по плану


15.2 Художественные рассказы. Л.Пантелеев «Честное слово» 1 ч Делить рассказ на смысловые части, составлять план и пересказывать


15.3 Исторические рассказы. Л.Пантелеев «Камилл и учитель» 1 ч Различать исторический рассказ, работать с сюжетным треугольником,


15.4 Исторические рассказы. Л.Пантелеев «Камилл и учитель» 1 ч Определять главную мысль рассказа, сравнивать рассказы автора, выделять кульминационные моменты


15.5 Рассказы о детях и для детей. Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая» 1 ч Различать фантастические рассказы, работа с книгами автора


16 16.1 Произведения А.П.Гайдара. А.Гайдар «Горячий камень» 6 ч 1 ч Выделение элементов волшебства, работать с сюжетом рассказа по композиционному треугольнику, выбирать слова из текста для образа Ивашки.


16.2 Повесть о детях. А.Гайдар «Тимур и его команда» (отр) 1 ч Работать с отдельными главами повести, рассказывать о дружбе ребят


16.3 Повесть о детях. А.Гайдар «Тимур и его команда» (отр) 1 ч Работать с отдельными главами повести, рассказывать о дружбе ребят


16.4 Писатели о писателе. С.Михалков «А.Гайдар», К.Паустовский «Об А.П.Гайдаре» 1 ч Работа со стихотворением и очерком о А.Гайдаре, вспоминать названия произведений автора


16.5 Книги о детях и для детей. Рубрика «Книжная полка» 1 ч Рассматривать книги о детях. Сравнивать игры, забавы детей в мирное время и во время войны.


16.6 Произведения о детях и для детей. Рубрика «Проверьте себя» 1 ч Выполнять задания учебника и тетради, работа в группе: выразительно читать отрывки из произведений автора


17 17.1 Произведения М.М.Пришвина. Разножанровые произведения М.М.Пришвина. М.Пришвин «Моя Родина» 7 ч 1 ч Работа с очерком, комментировать заглавие, выполнять задания к тексту


17.2 Разножанровые произведения М.М.Пришвина. М.Пришвин «Моя Родина» 1 ч Работа с очерком, комментировать заглавие, выполнять задания к тексту


17.3 Рассказы о животных. М.Пришвин «Выскочка» 1 ч Комментировать заглавие, аналитически читать рассказ, определять отношение автора к героям


17.4 Рассказы о природе. М.Пришвин «Жаркий час» 1 ч Сравнивать рассказы автора, пояснять заглавие словами из текста, комментировать особенности описания


17.5 Рассказы о природе. М.Пришвин «Жаркий час», 1 ч Сравнивать рассказы автора, пояснять заглавие словами из текста, комментировать особенности описания


17.6 Писатели о писателе. В.Чалмаев «Воспоминания о М.МПришвине» 1 ч Сравнивать разные по жанру произведения,


17.7 Обобщение раздела. Рубрика «Проверьте себя» 1 ч Читать и рассказывать прочитанные в журналах произведения о животных


18 18.1 Произведения зарубежных писателей. Рассказы о животных. Д.Лондон «Бурый волк» 10 ч 1 ч Работа с сюжетом, делить текст на части, выделять отдельные эпизоды,


18.2 Рассказы о животных. Д.Лондон «Бурый волк» 1 ч Работа с сюжетом, делить текст на части, выделять отдельные эпизоды, составлять план


18.3 Рассказы о животных. Д.Лондон «Бурый волк». 1 ч Работа с сюжетом, делить текст на части, выделять отдельные эпизоды, составлять план, писать отзыв о книге


18.4 Рассказы о животных . Э.Сент-Томпсон «Чинк» 1 ч Определять сюжет рассказа. Описание кульминационного момента, сравнивать с другими рассказами


18.5 Рассказы о животных . Э.Сент-Томпсон «Чинк» 1 ч Находить в тексте описание героя, читать осознанно, правильно и быстро


18.6 Рассказы о животных . Э.Сент-Томпсон «Чинк» 1 ч Выполнять дифференцированную работу по группам, находить на карте страну изучаемого произведения


18.7 Книги о животных. Рубрика «Книжная полка» 1 ч Участвовать в подборе книг для выставки, защищать свою книгу


18.8 Книги зарубежных писателей. Д.Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» 1 ч Работать со стихотворением, принимать участие в конкурсе чтецов


18.9 Произведения зарубежных писателей. Рубрика «Проверь себя» 1 ч Называть произведения зарубежных писателей, входящих в круг детского чтения


18.10 Летнее чтение. Урок- утренник. 1 ч Отбирать книги по темам и жанрам, рассказывать о любимом писателе, оформлять дневник по чтению




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Учащиеся должны научиться:
- читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту); и про себя (темп - не менее 80 слов в минуту);
- читать наизусть 6 - 7 стихотворений, 2 - 3 отрывка из прозы;
- определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение;
- пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
- самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
- работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
- пользоваться справочной литературой.

Круг чтения
- читать произведения устного народного творчества русского народа и других народов; стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; художественные и научно - популярные рассказы и очерки;
- понимать тему чтения: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.);
- анализировать более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой);
- осознавать идею победы добра над злом, правды над кривдой, реальность и нереальность событий, положительных и отрицательных героев народной сказки;
- приводить примеры художественных рассказов и давать характеристику их особенностей: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений;
- пользоваться справочной литературой: словарями, детскими энциклопедиями, книгами - справочниками.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
- ориентироваться в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение;
- перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса- сказка, быль;
- объяснять, что такое присказка, зачин, диалог, произведение ( художественное произведение, научно - художественное, научно- популярное);
- приводить примеры героев (персонажей);
- находить в тексте портрет героя, пейзаж;
- называть средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)»
- развивать интерес к художественному слову;
- сочинять загадки, потешки, небылицы, сказки, забавные истории с героями изученных произведений;
- «дописывать», «досказывать» известные сюжеты;
- принимать участие в коллективной творческой работе по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т.д.
- участвовать в литературных играх, конкурсах, утренниках, уроках- отчетах.

Раздел «Чтение: работа с информацией»
- пользоваться информацией о книге, произведении, авторе произведения или книги;
- получать информацию с опорой на аппарат книги: титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие об авторе, от автора;
- оформлять информацию в виде моделей, схем, таблиц;
- использовать готовые таблицы с информацией для характеристики героев, книг, произведений.


© 2010-2022