- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект и презентация урока по природоведению «Почва. Состав, свойства, значение» (4 класс)
Конспект и презентация урока по природоведению «Почва. Состав, свойства, значение» (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова Л.А. |
Дата | 04.01.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Тема урока: «почва. состав, свойства, значение» Цель урока: формировать понятия почва; познакомить с ее составом, основными свойствами, показать значение почвы для жизни растений и мелких животных, воспитать любовь и бережное отношение к окружающей среде. Оборудование: слайды, таблицы почв, растений, животных, живущих в земле. Ход урока: І. Организация класса ІІ. Проверка домашнего задания. Вступительное слово. На прошлых уроках мы говорили о растениях, на какие группы они делятся, об их органах, о том, что необходимо для жизни растений. Дома - читали статьи, записи в тетради. Проверку домашнего задания проведем в виде письменного опроса. (Стратегия незаконченного предложения). Закончите предложения:
- Все растения делятся на дикорастущие и … (культурные);
- Ярусы леса: травы, …(кусты, деревья);
- Деревья бывают лиственными и …(хвойными);
- У хвойных деревьев листья это…(иголки);
- Органы растений это: корень…(стебель, листья, цветы).
Виды почвы
Черноземные Песчаные Глинистые (богаты перегноем) (много песка, мало воды) (много глины, мало воздуха, плохо пропускают воду)
чем они отличаются друг от друга, вы узнаете из статьи учебника (3 абзац). Чтение про себя, ответы детей. Отметка в листке понятий «Чернозем». Всего на территории нашей страны насчитывается около 15 видов почв. Слайд «Почвы лесостепной и степной зоны». Наш Донецкий край расположен в степной зоне. Рассмотрим виды почв, преобладающих в нашей зоне. Обратите внимание на цвет почв. Одинаков ли он? (цвет разный). На состав почв влияет растительный покров, климатические условия, деятельность человека. На различных почвах растут различные растения. Какая из показанных на слайде почв самая плодородная - чернозем. Какие растения растут на черноземных почвах? (Злаковые и зерновые культуры). Каким бы не был состав почвы, в ней обязательно должны в разных количествах присутствовать вода и воздух.
Попробуем в этом убедиться.
Опыт 1. В стакан тс водой кладем кусочек земли -пузырьки свидетельствуют о наличии воздуха, на поверхность всплывают мелкие частички растений- неоднородный состав. Вывод учащихся.
Опыт 2.
Нагревание почвы - выделяется влага в виде капель на стекле. Вывод:
1) почва может нагреваться;
2) в ней содержится влага - основное условие для плодородия.
Работа по иллюстрации учебника стр. 61. Перед вами почва. Кого и что вы видите на рисунке? Что делают растения и мелкие животные в почве? (Живут). Почему жизнь растений и мелких животных возможна в почве? (Есть воздух, влага, питательные вещества, полученные из перегноя). Правильно, в почве живут мелкие животные: муравьи, личинки насекомых, дождевые черви, кроты, земляные жабы. Что делают дождевые черви? (Они не только делают в почве отверстия, через которые проникает воздух, но и затягивают части растений, которые перегнивая, удобряют ее) слайды *.9,10, 14.- животные Значение почвы. Основным свойством почвы является плодородие. (Записать в тетради и на доске). Как вы понимаете это слово? (Способность дать плоды). Испокон веков люди называли землю матерью. Почему? (Она, как мать, согревает своей лаской, щедро кормит). Люди используют землю. Как? (Слайды 12,11,13,16,3,1,2- растения) В связи с хозяйственной деятельностью человека, почва подвергается изменениям, но при правильности использовании почв их плодородие не только не снижается, но и увеличивается. Для этого землю орошают, удобряют, пашут, защищают от ветров. Одним из условий плодородия является наличие достаточного количества воды и воздуха, т.к. пахотный слой должен быть постоянно рыхлым, чтобы корни растений могли свободно развиваться. Работа с листком понятий - плодородие. Закончена работа с новыми понятиями. Есть вопросы? Работа с пословицами:
- Земля хоть и кормит,
- Какая земля, таков и хлеб.
- Кто землю лелеет, (любит, бережно относится), того и земля жалеет.
- О чем сегодня говорили? Что нового узнали? Как люди воспевают землю ?(Стратегия «ассоциативный куст»)
Почва
-
Составление синквейна «Почва»
1. Почва;
2. Влажная, рыхлая, полезная;
3. Питает, испаряет, желает;
4. Почва - дом для животных;
5. Верхний слой земли.
У. Домашнее задание - прочитать статьи стр. 60-62.