Программа внеурочного занятия Светофорикдля 2-3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Пояснительная записка



Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки, экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировалось государством, которое обеспечивало их безопасность, то есть охрану их жизни и здоровья. Лозунг «Берегите ребенка!», под которым Екатерина 2 в 1764 году издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, в наши дни еще более актуален и должен стать руководством к действию образовательных учреждений. Закон Российской федерации № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения », принятый 10.12.95 года, определил права и обязанности участников дорожного движения, а также четко определил учреждения, где должно происходить обучение граждан России правилам безопасного поведения на дорогах страны, то есть «обучение граждан безопасному поведению на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке». В России из года в год возрастает количество автомобилей. Их нескончаемый поток все больше угрожает пешеходам. Подсчитано, что каждый год в мире в дорожно-транспортном происшествии погибает около 800 тысяч человек и около и около 4 миллионов получает ранения различной степени тяжести. В России ежегодно совершается около 200 тысяч ДТП. В них гибнет от 30 до 40 тысяч человек и около 300 тысяч получает ранения. Каждые сутки на улицах городов и автомагистралях совершается более 450 ДТП, в которых погибают и получают травмы различной степени тяжести около 600 человек. Каждый девятый из всех пострадавших в ДТП - ребенок в возрасте до 16 лет, а погибших детей за последние пять лет (в период с 1999 года по 2004 год) было 8582 человека.

Россия теряет без малого 40 тысяч своих граждан из них более 2 000 детей ежегодно - это недопустимо высокие показатели относительно других стран. Детский травматизм на дорогах нашей страны (в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах) - говорит о том, что уже пора перестать относиться к обучению правилам дорожного движения, как к второстепенному предмету. Изучение Правил дорожной безопасности должно стать неотъемлемой частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневной жизни. Ни один изучаемый предмет не влияет так на безопасность ребенка, как изучение Правил дорожного движения - только они могут дать ему прочные знания о безопасном поведении на дороге, которые при систематическом изучении в последствие превратятся в прочные навыки. Среди всех участников дорожного движения - самым подвижным и непредсказуемым участником является ребенок. Во многих ДТП он - основной виновник. Дети наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощение нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Кроме того, рост ребенка - серьезное препятствие на дороге (снижает обзор пространства). Психофизиологические характеристики ребенка очень многообразны, но можно выделить основные факторы, способствующие участию детей в ДТП:

  • Рассеянное внимание

  • Снижение обзора пространства (из-за роста, поднятого воротника, капюшона)

  • Эмоциональное состояние


  • Более узкий угол зрения (у ребенка он в 10 раз меньше, чем у взрослого. Рост угла зрения продолжается до 20 лет.)

  • Время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого. Так у взрослого человека - 0,5 - 0,7 секунд, а у ребенка 1 - 1,5 секунды.

  • Быстрое утомление и истощение нервной системы

  • Неадекватная реакция на опасность

  • Незнание или забывание правил дорожного движения.

Все перечисленные психофизиологические особенности детей говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге. В настоящей программе предлагаются эффективные меры, позволяющие повысить безопасность дорожного движения, привить обучающимся приемы безопасного поведения на дороге.

Программа «Светофор» предназначена для учащихся (7 - 10 лет) начальных классов общеобразовательных учреждений ( внеурочная деятельность в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образовании). .Цель программы заключается в том, чтобы дать обучающимся необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить им увидеть и осознать реальную опасность на дороге и избежать ее.

Основными задачами реализации программы являются:

  1. Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков по безопасности дорожного движения.

  2. Формирование потребности осмысленного применения правил дорожного движения в повседневной жизни.

  3. Стимулирование творческой активности.

  4. Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге.

  5. Организация условий для полезного заполнения свободного времени детей и подростков.

  6. Создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества.

  7. Формирование общественной активности.

  8. Профилактика асоциального поведения.



Реализацию данной программы предлагается осуществить на основе следующих принципов:

  • Гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации образования детей и подростков,

  • Непрерывности образования и воспитания, воспитывающего обучения,

  • Обеспечения обучающимся комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего обучения.

Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность учащимся добиваться отличных показателей не только по правилам дорожного движения, но и по таким направлениям, как творческое воображение, фантазия формирование здорового образа жизни и тому подобное.

Тематический план

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение

5

5

10

2

Обязанности пешеходов и пассажиров

6

6

12

3

Регулирование дорожного движения

10

10

20

4

Дорожные знаки и дорожная разметка

6

10

16

5

Виды транспортных средств

2

2

4

6

Дорожно-транспортные происшествия

2

2

4

7

Итоговое анкетирование

-

2

2

31

37

68



Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Количество часов

Дата проведения

теория

практика

всего

1

Введение

5

5

10

1.1

Участники дорожного движения

1

1

2

1.2

История возникновения ПДД в России

1

1

2

1.3

Основные термины и понятия

1

1

2

1.4

Элементы дорог

2

2

4

2

Обязанности пешеходов и пассажиров

6

6

12

2.1

Правила движения в установленных местах

3

2

5

2.2

Причины дорожно-транспортного травматизма

3

2

5

2.3

Интеллектуальная игра «Дорожный патруль»

-

2

2

3

Регулирование дорожного движения

10

10

20

3.1

История светофора

2

3

5

3.2

Транспортные и пешеходные светофоры

5

2

7

3.3

Сигналы светофора и их значение

3

3

6

3.4

Интеллектуальная игра «Красный, желтый, зеленый»

-

2

2

4

Дорожные знаки и дорожная разметка

6

10

16

4.1

Дорожные знаки и их классификация

1

2

3

4.1.1

Предупреждающие знаки

1

1

2

4.1.2

Запрещающие знаки

1

2

3

4.1.3

Предписывающие знаки. Знаки приоритета

1

1

2

4.1.4

Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса и дополнительной информации (таблички)

1

1

2

4.1.5

Дорожная разметка

1

1

2

4.2

Познавательно-развлекательная игра «Знатоки дорожных знаков»

-

2

2

5

Виды транспортных средств

2

2

4

5.1

Легковые автомобили. Грузовые автомобили

1

1

5.2

Общественный транспорт. Мототехника и велосипеды

1

1

2

5.3

Познавательно-развлекательная игра «Безопасный руль»

-

1

1

6

Дорожно-транспортные происшествия

2

2

4

6.1

Виды ДТП и их причины

1

1

2

6.2

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

1

1

2

7

Итоговое анкетирование

-

2

2

68

Содержание занятий: Тема № 1. Введение. (10 часов). Участники дорожного движения. История возникновения Правил дорожного движения (далее ПДД). Основные термины и понятия. Элементы дорог. Перекрестки и их виды. Практика: Участники дорожного движения (аппликация). Виды перекрестков (аппликация).
Тема № 2. Обязанности пешеходов и пассажиров. (12 часов). Правила движения в установленных местах. Правила перехода проезжей части. Переход железнодорожных путей. Модель поведения пассажиров в местах ожидания транспорта, во время посадки и выхода из общественного транспорта. Правила поведения пассажиров во время движения. Причины дорожно-транспортного травматизма. Практика: Правила перехода проезжей части (аппликация). Модель поведения пассажиров в местах ожидания транспорта, во время посадки и выхода из общественного транспорта.(аппликация) Правила поведения пассажиров во время движения. (аппликация) Интеллектуальная игра «Дорожный патруль»
Тема № 3. Регулирование дорожного движения. (20 часов). История светофоров. Виды светофоров. Сигналы светофора и их значение. Сигналы регулировщика и их значение. Правила поведения в момент одновременных сигналов светофора и регулировщика. Правила: Изготовление светофоров различных видов (аппликация)
Тема № 4. Дорожные знаки и дорожная разметка. (16 часов). Дорожные знаки и их классификация: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки приоритета, сервиса и дополнительной информации (таблички). Опознавательные знаки транспортных средств. Дорожная разметка. Предупредительные сигналы. Практика: Изготовление дорожных знаков различных групп (аппликация). Познавательно-развлекательная игра «Знатоки дорожных знаков»
Тема № 5. Виды транспортных средств. (4 часа). Общая характеристика транспортных средств. Тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на длину тормозного пути. Практика: Изготовление транспортных средств (аппликация). Пазлы. Познавательно-развлекательная игра «Безопасный руль» Тема № 6. Дорожно-транспортные происшествия. (4 часа) Виды ДТП и их причины. Причины детского травматизма на дорогах. Ответственность пешеходов за нарушение правил дорожного движения. Практика: Работа с раздаточным материалом Тема № 7. Итоговое анкетирование (2 часа) Анкетирование по правилам дорожного движения и дорожной безопасности.

Методические пояснения по организации занятий: Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к обучающимся с учетом их психофизиологических особенностей, формирование у детей навыков безопасного движения и предотвращение детского травматизма на дорогах. В данной программе предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении правил дорожного движения. На занятиях педагог не только объясняет правила дорожного движения, но и приводит примеры дорожно-транспортных происшествий, произошедшие с участием детей в реальной жизни. В разборе подобных дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) ребятам предлагается выступить в роли инспектора и рассмотреть причины ДТП, возможные последствия и причины их устранения, что способствует зрительному восприятию и запоминанию Правил дорожного движения, которое у детей младшего и среднего школьного возраста развито гораздо сильнее слухового восприятия. Занятия по Правилам дорожного движения проводятся не только в учебном кабинете, но и на открытых площадках. Занятия на тротуаре вблизи светофора позволяют наглядно увидеть время переключения сигналов светофора, разнообразие светофоров, возможные пути перехода проезжей части и выбрать наиболее безопасный путь и т.п. Занятия вне учебных кабинетов хороши еще и тем, что позволяют довести до автоматизма соблюдение и применение Правил дорожного движения учащимися в повседневной жизни. Основными формами проведения занятий являются: Лекции, беседы,дискуссии,диспуты,встречи,семинары,зачеты,экскурсии,эстафеты, игры, викторины. На занятиях следует применять различные формы самостоятельной работы учащихся, имея в виду, что только комплексное сочетание различных видов учебной деятельности с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей позволяет осуществить формирование необходимых знаний и умений.

Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей начальных классов 7 - 10 лет. Количество воспитанников в группах: Группы 1 -ого года обучения - 15 - 20 человек

Время реализации программы - 2 года обучения (68 часов)

Процесс обучения условно разбивается на два этапа:

  • Начальной подготовки

  • Учебно-тренировочный

Этапы обучения различаются поставленными задачами, объемом получаемой информации и требованием к качеству усвоения.

Периодичность занятий

1- ый год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу - 34 часа в год

2-ой год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу - 34 часа в год

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • Учебный кабинет

  • Макет - доска с металлическим основанием

  • Макеты транспортных средств, дорожных знаков, средств регулирования на магнитных держателях

  • Набор дорожных знаков на картоне (не менее 3 комплектов)

  • Наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты)

  • Ситуативные карты по Правилам дорожного движения

  • Настольные игры по Правилам дорожного движения

  • Дидактический раздаточный материал - ситуативные задачи, тесты, перфокарты (на каждого обучающегося)

  • Желание детей заниматься

Требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • дорожные знаки для пешеходов и их классификацию,

  • дорожную разметку,

  • сигналы светофора и регулировщика,

  • дорожные знаки для водителей и их классификацию,

  • безопасно для жизни и здоровья определять модель поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • определять наиболее безопасные пути пересечения проезжей части,
  • осознанно соблюдать и применять Правила дорожного движения

в реальных ситуациях,

  • видеть реальную опасность на дороге и избегать ее,

  • решать ситуативные задачи по Правилам дорожного движения,

  • автоматически использовать полученные знания в повседневной жизни.

Оценка результатов обучения детей В целях контроля и оценки результатов занятий проводятся:

1. Тесты по Правилам дорожного движения

2.Ситуативные задачи

3. Зачеты

4. Итоговый контроль:

5.Контрольные задачи

6.Эстафеты Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с учащимися. Оценка результатов усвоения должна рассматриваться как процесс определения меры соответствия знаний и умений, которыми фактически овладели учащиеся, тем знаниям и умениям, которые обеспечивают пешеходу безопасность на дороге.

Воспитательные мероприятия


№ Наименование мероприятия Дата
«Зеленый огонек» Познавательная игра-путешествие


«Безопасный руль» Познавательно-развлекательная игра-эстафета


«Вопросы светофора» Познавательная игра-викторина


«Дорожный этикет» Познавательно-развлекательная игра-викторина


«Интеллектуальный футбол» Познавательно-развлекательная игра


«Безопасное колесо» Познавательно-развлекательная игра-эстафета


«Брейн-Ринг» Познавательно-развлекательная игра




Используемая и рекомендуемая литература:

Для педагога

  1. Бедарев О.Ю. Азбука безопасности.- М.: Просвещение, 1976.
  2. Дети и дорожное движение./Сост.К.В.Агофонова.-М., 1978.
  3. Ивенский М.Л. Культура и этика участников дорожного движения.-Йошкар-Ола: «Колор»,1998.
  4. Клочанов Н.И. Дорога. Ребенок. Безопасность.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  5. Котик М.М. Психология и безопасность.- Таллин: Валгус,1981.
  6. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. -М.: Просвещение, 1981.
  7. Овчаренко Л.Н., Рублях В. Э. Изучение правил дорожного движения в школе.- М.: Просвещение, 1981.
  8. Правила и безопасность дорожного движения: Учебное пособие для 1-4 классов.-М.:1997.
  9. Справочник по безопасности дорожного движения. Институт экономики транспорта.- Осло, 1996.
  10. Типичные опасные дорожные ситуации: Учебное пособие для преподавателей.- М.:Изд-во при НИИ труда,1989.
  11. Три сигнала светофора./ Сост Т.Ф.Саулина.- М.:Просвещение, 1989.
  12. Уроки по правилам дорожного движения в 5-9 классах: Пособие для учителей.- Оренбург, 1997.
  13. Эйгель С.И. 25 уроков по правилам дорожного движения.-М.:ЭКСМО,2003.


Для учащихся

  1. Дорохов А.А. Зеленый…Желтый…Красный.- М.: Просвещение, 1985.
  2. Ивлев П.Л. Азбука улицы.- Калининград, 1980.
  3. Каминский М.С. На перекрестке. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Стрелков В.Г. Это должен знать каждый.- М.: Просвещение, 1991.
  5. Тайдре Х.Я. Я и улица. - Таллин.: Валгус, 1991.
  6. Тарутин О. Д. Для чего нам светофор. - М.: Книга, 1996.










15


© 2010-2022