- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочного занятия Светофорикдля 2-3 класса
Программа внеурочного занятия Светофорикдля 2-3 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Донгак У.Ч. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки, экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировалось государством, которое обеспечивало их безопасность, то есть охрану их жизни и здоровья. Лозунг «Берегите ребенка!», под которым Екатерина 2 в 1764 году издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, в наши дни еще более актуален и должен стать руководством к действию образовательных учреждений. Закон Российской федерации № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения », принятый 10.12.95 года, определил права и обязанности участников дорожного движения, а также четко определил учреждения, где должно происходить обучение граждан России правилам безопасного поведения на дорогах страны, то есть «обучение граждан безопасному поведению на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке». В России из года в год возрастает количество автомобилей. Их нескончаемый поток все больше угрожает пешеходам. Подсчитано, что каждый год в мире в дорожно-транспортном происшествии погибает около 800 тысяч человек и около и около 4 миллионов получает ранения различной степени тяжести. В России ежегодно совершается около 200 тысяч ДТП. В них гибнет от 30 до 40 тысяч человек и около 300 тысяч получает ранения. Каждые сутки на улицах городов и автомагистралях совершается более 450 ДТП, в которых погибают и получают травмы различной степени тяжести около 600 человек. Каждый девятый из всех пострадавших в ДТП - ребенок в возрасте до 16 лет, а погибших детей за последние пять лет (в период с 1999 года по 2004 год) было 8582 человека.
Россия теряет без малого 40 тысяч своих граждан из них более 2 000 детей ежегодно - это недопустимо высокие показатели относительно других стран. Детский травматизм на дорогах нашей страны (в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах) - говорит о том, что уже пора перестать относиться к обучению правилам дорожного движения, как к второстепенному предмету. Изучение Правил дорожной безопасности должно стать неотъемлемой частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневной жизни. Ни один изучаемый предмет не влияет так на безопасность ребенка, как изучение Правил дорожного движения - только они могут дать ему прочные знания о безопасном поведении на дороге, которые при систематическом изучении в последствие превратятся в прочные навыки. Среди всех участников дорожного движения - самым подвижным и непредсказуемым участником является ребенок. Во многих ДТП он - основной виновник. Дети наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощение нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Кроме того, рост ребенка - серьезное препятствие на дороге (снижает обзор пространства). Психофизиологические характеристики ребенка очень многообразны, но можно выделить основные факторы, способствующие участию детей в ДТП:
-
Рассеянное внимание
-
Снижение обзора пространства (из-за роста, поднятого воротника, капюшона)
-
Эмоциональное состояние
-
Более узкий угол зрения (у ребенка он в 10 раз меньше, чем у взрослого. Рост угла зрения продолжается до 20 лет.)
-
Время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого. Так у взрослого человека - 0,5 - 0,7 секунд, а у ребенка 1 - 1,5 секунды.
-
Быстрое утомление и истощение нервной системы
-
Неадекватная реакция на опасность
-
Незнание или забывание правил дорожного движения.
Программа «Светофор» предназначена для учащихся (7 - 10 лет) начальных классов общеобразовательных учреждений ( внеурочная деятельность в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образовании). .Цель программы заключается в том, чтобы дать обучающимся необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить им увидеть и осознать реальную опасность на дороге и избежать ее.
Основными задачами реализации программы являются:
-
Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков по безопасности дорожного движения.
-
Формирование потребности осмысленного применения правил дорожного движения в повседневной жизни.
-
Стимулирование творческой активности.
-
Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге.
-
Организация условий для полезного заполнения свободного времени детей и подростков.
-
Создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества.
-
Формирование общественной активности.
-
Профилактика асоциального поведения.
Реализацию данной программы предлагается осуществить на основе следующих принципов:
-
Гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации образования детей и подростков,
-
Непрерывности образования и воспитания, воспитывающего обучения,
-
Обеспечения обучающимся комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего обучения.
Тематический план
№
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1
Введение
5
5
10
2
Обязанности пешеходов и пассажиров
6
6
12
3
Регулирование дорожного движения
10
10
20
4
Дорожные знаки и дорожная разметка
6
10
16
5
Виды транспортных средств
2
2
4
6
Дорожно-транспортные происшествия
2
2
4
7
Итоговое анкетирование
-
2
2
31
37
68
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование темы
Количество часов
Дата проведения
теория
практика
всего
1
Введение
5
5
10
1.1
Участники дорожного движения
1
1
2
1.2
История возникновения ПДД в России
1
1
2
1.3
Основные термины и понятия
1
1
2
1.4
Элементы дорог
2
2
4
2
Обязанности пешеходов и пассажиров
6
6
12
2.1
Правила движения в установленных местах
3
2
5
2.2
Причины дорожно-транспортного травматизма
3
2
5
2.3
Интеллектуальная игра «Дорожный патруль»
-
2
2
3
Регулирование дорожного движения
10
10
20
3.1
История светофора
2
3
5
3.2
Транспортные и пешеходные светофоры
5
2
7
3.3
Сигналы светофора и их значение
3
3
6
3.4
Интеллектуальная игра «Красный, желтый, зеленый»
-
2
2
4
Дорожные знаки и дорожная разметка
6
10
16
4.1
Дорожные знаки и их классификация
1
2
3
4.1.1
Предупреждающие знаки
1
1
2
4.1.2
Запрещающие знаки
1
2
3
4.1.3
Предписывающие знаки. Знаки приоритета
1
1
2
4.1.4
Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса и дополнительной информации (таблички)
1
1
2
4.1.5
Дорожная разметка
1
1
2
4.2
Познавательно-развлекательная игра «Знатоки дорожных знаков»
-
2
2
5
Виды транспортных средств
2
2
4
5.1
Легковые автомобили. Грузовые автомобили
1
1
5.2
Общественный транспорт. Мототехника и велосипеды
1
1
2
5.3
Познавательно-развлекательная игра «Безопасный руль»
-
1
1
6
Дорожно-транспортные происшествия
2
2
4
6.1
Виды ДТП и их причины
1
1
2
6.2
Причины детского дорожно-транспортного травматизма
1
1
2
7
Итоговое анкетирование
-
2
2
68
Содержание занятий: Тема № 1. Введение. (10 часов). Участники дорожного движения. История возникновения Правил дорожного движения (далее ПДД). Основные термины и понятия. Элементы дорог. Перекрестки и их виды. Практика: Участники дорожного движения (аппликация). Виды перекрестков (аппликация).
Тема № 2. Обязанности пешеходов и пассажиров. (12 часов). Правила движения в установленных местах. Правила перехода проезжей части. Переход железнодорожных путей. Модель поведения пассажиров в местах ожидания транспорта, во время посадки и выхода из общественного транспорта. Правила поведения пассажиров во время движения. Причины дорожно-транспортного травматизма. Практика: Правила перехода проезжей части (аппликация). Модель поведения пассажиров в местах ожидания транспорта, во время посадки и выхода из общественного транспорта.(аппликация) Правила поведения пассажиров во время движения. (аппликация) Интеллектуальная игра «Дорожный патруль»
Тема № 3. Регулирование дорожного движения. (20 часов). История светофоров. Виды светофоров. Сигналы светофора и их значение. Сигналы регулировщика и их значение. Правила поведения в момент одновременных сигналов светофора и регулировщика. Правила: Изготовление светофоров различных видов (аппликация)
Тема № 4. Дорожные знаки и дорожная разметка. (16 часов). Дорожные знаки и их классификация: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки приоритета, сервиса и дополнительной информации (таблички). Опознавательные знаки транспортных средств. Дорожная разметка. Предупредительные сигналы. Практика: Изготовление дорожных знаков различных групп (аппликация). Познавательно-развлекательная игра «Знатоки дорожных знаков»
Тема № 5. Виды транспортных средств. (4 часа). Общая характеристика транспортных средств. Тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на длину тормозного пути. Практика: Изготовление транспортных средств (аппликация). Пазлы. Познавательно-развлекательная игра «Безопасный руль» Тема № 6. Дорожно-транспортные происшествия. (4 часа) Виды ДТП и их причины. Причины детского травматизма на дорогах. Ответственность пешеходов за нарушение правил дорожного движения. Практика: Работа с раздаточным материалом Тема № 7. Итоговое анкетирование (2 часа) Анкетирование по правилам дорожного движения и дорожной безопасности.
Методические пояснения по организации занятий: Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к обучающимся с учетом их психофизиологических особенностей, формирование у детей навыков безопасного движения и предотвращение детского травматизма на дорогах. В данной программе предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении правил дорожного движения. На занятиях педагог не только объясняет правила дорожного движения, но и приводит примеры дорожно-транспортных происшествий, произошедшие с участием детей в реальной жизни. В разборе подобных дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) ребятам предлагается выступить в роли инспектора и рассмотреть причины ДТП, возможные последствия и причины их устранения, что способствует зрительному восприятию и запоминанию Правил дорожного движения, которое у детей младшего и среднего школьного возраста развито гораздо сильнее слухового восприятия. Занятия по Правилам дорожного движения проводятся не только в учебном кабинете, но и на открытых площадках. Занятия на тротуаре вблизи светофора позволяют наглядно увидеть время переключения сигналов светофора, разнообразие светофоров, возможные пути перехода проезжей части и выбрать наиболее безопасный путь и т.п. Занятия вне учебных кабинетов хороши еще и тем, что позволяют довести до автоматизма соблюдение и применение Правил дорожного движения учащимися в повседневной жизни. Основными формами проведения занятий являются: Лекции, беседы,дискуссии,диспуты,встречи,семинары,зачеты,экскурсии,эстафеты, игры, викторины. На занятиях следует применять различные формы самостоятельной работы учащихся, имея в виду, что только комплексное сочетание различных видов учебной деятельности с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей позволяет осуществить формирование необходимых знаний и умений.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей начальных классов 7 - 10 лет. Количество воспитанников в группах: Группы 1 -ого года обучения - 15 - 20 человекВремя реализации программы - 2 года обучения (68 часов)
Процесс обучения условно разбивается на два этапа:
-
Начальной подготовки
-
Учебно-тренировочный
Периодичность занятий
1- ый год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу - 34 часа в год
2-ой год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу - 34 часа в год
Для успешной реализации данной программы необходимо:
-
Учебный кабинет
-
Макет - доска с металлическим основанием
-
Макеты транспортных средств, дорожных знаков, средств регулирования на магнитных держателях
-
Набор дорожных знаков на картоне (не менее 3 комплектов)
-
Наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты)
-
Ситуативные карты по Правилам дорожного движения
-
Настольные игры по Правилам дорожного движения
-
Дидактический раздаточный материал - ситуативные задачи, тесты, перфокарты (на каждого обучающегося)
-
Желание детей заниматься
Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу обучения учащиеся должны знать:
-
дорожные знаки для пешеходов и их классификацию,
-
дорожную разметку,
-
сигналы светофора и регулировщика,
-
дорожные знаки для водителей и их классификацию,
-
безопасно для жизни и здоровья определять модель поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- определять наиболее безопасные пути пересечения проезжей части,
-
осознанно соблюдать и применять Правила дорожного движения
в реальных ситуациях,
-
видеть реальную опасность на дороге и избегать ее,
-
решать ситуативные задачи по Правилам дорожного движения,
- автоматически использовать полученные знания в повседневной жизни.
Оценка результатов обучения детей В целях контроля и оценки результатов занятий проводятся:
1. Тесты по Правилам дорожного движения
2.Ситуативные задачи
3. Зачеты
4. Итоговый контроль:
5.Контрольные задачи
6.Эстафеты Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с учащимися. Оценка результатов усвоения должна рассматриваться как процесс определения меры соответствия знаний и умений, которыми фактически овладели учащиеся, тем знаниям и умениям, которые обеспечивают пешеходу безопасность на дороге.
Воспитательные мероприятия
№ Наименование мероприятия Дата
Используемая и рекомендуемая литература:
Для педагога
- Бедарев О.Ю. Азбука безопасности.- М.: Просвещение, 1976.
- Дети и дорожное движение./Сост.К.В.Агофонова.-М., 1978.
- Ивенский М.Л. Культура и этика участников дорожного движения.-Йошкар-Ола: «Колор»,1998.
- Клочанов Н.И. Дорога. Ребенок. Безопасность.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
- Котик М.М. Психология и безопасность.- Таллин: Валгус,1981.
- Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. -М.: Просвещение, 1981.
- Овчаренко Л.Н., Рублях В. Э. Изучение правил дорожного движения в школе.- М.: Просвещение, 1981.
- Правила и безопасность дорожного движения: Учебное пособие для 1-4 классов.-М.:1997.
- Справочник по безопасности дорожного движения. Институт экономики транспорта.- Осло, 1996.
- Типичные опасные дорожные ситуации: Учебное пособие для преподавателей.- М.:Изд-во при НИИ труда,1989.
- Три сигнала светофора./ Сост Т.Ф.Саулина.- М.:Просвещение, 1989.
- Уроки по правилам дорожного движения в 5-9 классах: Пособие для учителей.- Оренбург, 1997.
- Эйгель С.И. 25 уроков по правилам дорожного движения.-М.:ЭКСМО,2003.
Для учащихся
- Дорохов А.А. Зеленый…Желтый…Красный.- М.: Просвещение, 1985.
- Ивлев П.Л. Азбука улицы.- Калининград, 1980.
- Каминский М.С. На перекрестке. - М.: Просвещение, 1989.
- Стрелков В.Г. Это должен знать каждый.- М.: Просвещение, 1991.
- Тайдре Х.Я. Я и улица. - Таллин.: Валгус, 1991.
- Тарутин О. Д. Для чего нам светофор. - М.: Книга, 1996.
15