Урок русского языка по теме «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме». 2 класс УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа»









Открытый урок по русскому языку 2 класс.

Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме».



УМК «Перспектива».

подготовила учитель

начальных классов

Ваулина Алеся Олеговна





С. Перемышль, 2010 г.

Русский язык

Задачи урока:

Закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков на письме;

рассмотреть обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и;

развивать речь учащихся;

воспитывать внимательность, интерес к предмету.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Давайте приготовимся

И на урок настроимся.

Готовы? - Да! Начнем урок,

Чтоб знания пошли нам впрок.

2.Введение темы урока.

- Сегодня мы продолжим изучать твердые и мягкие согласные звуки. Но сначала повторим то, о чем говорили ранее.

(Запись числа, классной работы).

3.Повторение.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем.

- На какие группы делятся все звуки?

- Гласные и согласные.

- Чем отличаются гласные от согласных?

(Ответы детей).

- Какими могут быть согласные звуки?

- Звонкими и глухими, твердыми и мягкими, парными и непарными.

- Какие всегда твердые звуки вы знаете?

- [ж], [ш], [ц].

- Какими буквами они обозначаются?

- Какие всегда мягкие согласные звуки вы знаете?

- [щ'], [ч'], [й'].

- Какими буквами они обозначаются?

- Назовите данные звуки. (Показ карточек): [к], [м'], [л'], [р], [в'], [т'], [с], [ф], [ш'].

- Все ли правильно?

- [ш]- всегда твердый звук.

- Сейчас я вам прочту предложения, которые вы продолжите предложенными вам словами.

(Карточка ПЫЛЬ - ПИЛ).

Я сотру со шкафа… (пыль).

Я кисель сегодня… (пил).

- Сравните последние звуки в данных словах. Чем они отличаются?

- Один твердый, другой - мягкий.

- Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

- Ь.

(Карточка НЁС - НОС).

- От мороза красный… (нос).

Я дрова для печки… (нёс).

- Сравните первые звуки в данных словах. Чем они отличаются?

- Один твердый, другой - мягкий.

- Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

- Буквой Ё.

- А какие еще гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

- е, ю, я, и.

4.Минутка чистописания.

- Давайте пропишем в минутке чистописания эти буквы, а также слоги и слова с ними.

- Какие еще слоги можно написать?

(Ответы детей).

- Запишите слова с некоторыми из этих букв.

лиса медведи месяц петух

- Какое слово лишнее и почему?

- Лиса - не словарное.

Медведь - множественное число, 3 слога.

Месяц - неодушевленное, ударение на 1-й слог, не животное.

- Составьте предложение, используя эти слова.

(Заслушать варианты детей. Можно предложить свой вариант).

Лиса, медведь, лось живут в лесу.

- Какие знаки препинания надо поставить и почему?

- Запятые, т. к. это перечисление.

- Подчеркните мягкие согласные звуки.

- Почему не подчеркнули букву ж?

- Она обозначает всегда твердый звук.

- Почему же пишем жи?

- Это - орфограмма, которую нужно запомнить.

5.Работа со схемами слов.

- Как еще можно назвать лису? Подберите родственные слова.

- Лисица, лисонька, лисенок, лисий, лисьи.

- Запишите слово ЛИСА в тетрадь. Составьте схему этого слова.

- Запишите слово ЛОСЬ в тетрадь. Составьте схему этого слова.

- Сравните первые звуки этих слов. Третьи звуки. Чем похожи?

- Обозначаются одинаковыми буквами.

- Чем отличаются?

- Одни - твердые, другие - мягкие.

- Почему?

- Ь и И смягчают предшествующий согласный звук.

- Сколько букв (звуков) в этих словах? Почему?

- Ь не обозначает звука.

ФИЗМИНУТКА.

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.
Мимо заяц пробегал,

В двери постучал.

Тук-тук, дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц, забегай,

Лапу мне давай.

(С показом движений. Второй раз - с ускорением).

6.Словарная работа.

- О каких лесных животных эта физминутка?

- Заяц, олень.

- Это словарные слова. Со словом ЗАЯЦ мы знакомы. Давайте запишем новое словарное слово - ОЛЕНЬ.

- Сколько слогов в этом слове?

- Поставьте ударение в этом слове.

- Ударение падает на второй слог -лень, на гласную е.

- Назовите мягкие согласные звуки в этом слове и объясните, почему они мягкие.

- Смягчают Ь и Е.

- Каким может быть олень?

- Большой, красивый, добрый, лесной, северный, пятнистый и т. д.

7.Работа по учебнику.

- Прочитайте задание к упр. 81.

- Ответьте на вопросы: Кто это? Или что это? Почему?

- Кто это, потому что одушевленные.

- Запишите с комментированием сначала названия птиц, потом животных, потом рыб.

- Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

(Проверка фронтальная).

Упр. 80 - по рядам.

- Прочитайте задание. Запишите предложения. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных звуков.

- Как вы понимаете слово МЕЛЬ?

(Ответы учеников).

- С какой целью мы выполняли это упражнение?

- Учились составлять предложения.

- Что должно выражать каждое предложение?

- Законченную мысль.

8.Итог урока.

- Как обозначается мягкость согласного звука на письме?

- Буквами Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

- Какие буквы обозначают твердость предшествующих согласных звуков?

- А, О, У, Ы, Э.

- С ними мы познакомимся на следующих уроках.

9.Домашнее задание: с. 61, упр. 79.


© 2010-2022