Рабочая программа по курсу «Я - исследователь»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 28

р.п. Чунский Чунского района Иркутской области

«Рассмотрено»

на метод. объединении

_________________ 20__г.

протокол №___________

Предс. методического объединения (Ф.И.О.)

/____________________/

роспись_____________

«Согласовано»

____________ 20__г.

Зам.директора по НМР

МОБУНОШ №28

/Бакалова М.М/

роспись ____________

«Утверждаю»

директор МОБУНОШ №28

______________20__г.

/Рахимова С.В./

роспись_______________

Рабочая программа

по курсу «Я - исследователь»

в 3б классе

на 2013-2014 учебный год












Разработчик программы

учитель начальных классов

Шахабудинова Ольга Николаевна

Педстаж 19 лет,

первая квалификационная категория







2013г








Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» для учащихся 3 класса составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова, издательство «Учебная литература», 2010г.

Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

- развивать познавательные потребности младших школьников;

- развивать познавательные способности младших школьников;

- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Основные разделы программы

Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

- тренинг исследовательских способностей;

- самостоятельная исследовательская практика;

- мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Актуальность программы

О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. И мы, учителя, работающие по системе Л.В. Занкова, призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Путей формирования исследовательской позиции учащихся, развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственно исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий.

Практика проведения ученических исследований является сегодня одним из средств активизации процесса обучения и особым направлением внеклассной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности учащихся. Исследовательская работа - дело серьёзное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему, воспитывать способность не только предлагать интересные и необычные идеи, но и учиться их разрабатывать.

К положительным моментам следует отнести общеучебные умения и навыки, которые формируются в процессе исследовательской деятельности:

- поисковые (исследовательские) умения;

- рефлексивные умения;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- коммуникативные умения;

- презентационные умения и навыки.

Все эти умения и навыки необходимы человеку XXI века.

Методы и приемы:

В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- Основной метод - организация практической, учебно-исследовательской деятельности учащихся с опорой на собственный опыт ребёнка. интервьюирование.

Формы, позволяющие представить результаты исследования:
-конкурс юных исследователей, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга - своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
- доклад с целью сообщения новых знаний;
- выставка достижений, проводится для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине и т. д.;
- реферат, публикация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к исследовательской деятельности;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия на уровне ретрооценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего предусмотрено 34 часа.

Раздел 1. Тренинг (10+17 часов)

1. Наблюдение и экспериментирование

2. Методы исследования

3. Наблюдение и наблюдательность

4. Совершенствование техники

экспериментирования

5. Интуиция и создание гипотез

6. Правильное мышление и логика

7. Искусство делать сообщения

8. Искусство задавать вопросы и отвечать на них

9. Семинар «Как подготовиться к защите»

10. Семинар «Как подготовиться к защите»

11. Научные исследования и наша жизнь

12. Методы исследования

13. Наблюдение и наблюдательность

14. Эксперимент - познание в действии

15. Гипотезы и провокационные идеи

16. Анализ и синтез

17. Как давать определения понятиям

18. Планирование и проведение наблюдений

и экспериментов

19. Наблюдение и экспериментирование

20. Основные логические операции

21. Гипотезы и способы их конструирования

22. Искусство задавать вопросы

23. Учимся оценивать идеи, выделять главное

и второстепенное

24. Ассоциации и аналогии

25. Суждения, умозаключения, выводы

26. Искусство делать сообщения

27. Как подготовиться к защите собственной

исследовательской работы

Календарно-тематическое планирование уроков УМК «Учусь учиться» 3 класс (1 час в неделю, 34 часа)

п/п

уч.г.

п/п

четв

№ и тема урока.


Кол-во

часов

Характеристика учебной

деятельности учащихся

Дата

Раздел 1. Тренинг (10+17 часов)

1 четверть - 9 часов

1.

2


3

4

5

6

7

8

9

1.

2


3

4

5

6

7

8

9

1. Наблюдение и экспериментирование

2. Методы исследования


3. Наблюдение и наблюдательность

4. Совершенствование техники

экспериментирования

5. Интуиция и создание гипотез

6. Правильное мышление и логика

7. Искусство делать сообщения

8. Искусство задавать вопросы и отвечать на них

9. Семинар «Как подготовиться к защите»

1

1


1

1

1

1

1

1

1

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент».Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить

текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

05.09

12.09


19.09

26.09

03.10

10.10

17.10

24.10

31.10












2 четверть - 7 часов

10

11

12

13

14

15

16


17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27


28

29,

30


31-33

34,

35

1

2

3

4

5

6

7


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


1

2,3


4-6

7,8

10. Семинар «Как подготовиться к защите»

11. Научные исследования и наша жизнь

12. Методы исследования

13. Наблюдение и наблюдательность

14. Эксперимент - познание в действии

15. Гипотезы и провокационные идеи

16. Анализ и синтез

3 четверть - 11 часов

17. Как давать определения понятиям

18. Планирование и проведение наблюдений

и экспериментов

19. Наблюдение и экспериментирование

20. Основные логические операции

21. Гипотезы и способы их конструирования

22. Искусство задавать вопросы

23. Учимся оценивать идеи, выделять главное

и второстепенное

24. Ассоциации и аналогии

25. Суждения, умозаключения, выводы

26. Искусство делать сообщения

27. Как подготовиться к защите собственной

исследовательской работы


4 четверть - 8 часов

Раздел 2. Исследовательская практика (3ч)

1. Коллективная игра-исследование

2. 3. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных

исследований

Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности (5ч)

1-3. Участие в защитах исследовательских работ

и творческих проектов учащихся

4-5. Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

2


3

2

Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Практические задания- тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию

умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы»

Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими

в микрогруппах или индивидуально.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований

и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

14.11

21.11

28.11

05.12

12.12

19.12

26.12


16.01

23.01

30.01

06.02

13.02

20.02

27.02

06.03

13.03

20.03


03.04

10.04

17.04


24.04

08.05

15.05

22.05

29.05


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебные и методические пособия:

Савенков А.И. Я исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. 32 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. 224 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения.

М.: Академия, 2005.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Оставляю за собой право на корректировку календарно-тематического планирования в течение учебного года.


© 2010-2022