Статья Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Щипцова Светлана Александровна

учитель начальных классов, заместитель директора

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 61»

г. Астрахань, Астраханская область

Статья Развитие творческих способностей на уроках русского языкаез творчества немыслимо

познание человеком своих сил,

способностей, наклонностей…

В. А. Сухомлинский


Развитие творческих способностей на уроках русского языка


Современное общество в данное время испытывает недостаток в грамотных, хорошо владеющих языком людях, умеющих отстаивать свои убеждения, творчески включаться в коммуникативную деятельность. Поэтому в современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Я считаю, что развитие творческих способностей необходимо проводить в системе на уроках русского языка как традиционных, включающих задания, развивающие творческие способности, так и нетрадиционных на уроках по развитию речи. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности. Основные приёмы развития творческих способностей:

  • написание сочинений, изложений;
  • рецензирование сочинений;
  • творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
  • творческие задания на дом.
Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию. Грамматические игры-упражнения следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку. Упражнения выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми. Перед учащимися ставится задача показать в ходе выполнения упражнения свои знания, умения, навыки. Эти упражнения имеют свои особенности. Подбираются чаще всего такие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу большое количество детей, вызвать их активность и наглядно показать результат соревнования. Они выполняются с большим интересом при максимальной активности учащихся. Игры-упражнения позволяют сделать трудную работу по усвоению родного языка более интересной и эффективной. Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности школьников. Кроме того, игра требует от учащихся значительной степени самостоятельности, поэтому она должна быть подготовлена предшествующими ей упражнениями. Для неё должно быть оставлено достаточно времени. Однако возможно проведение некоторых игр и в начале урока, особенно в тех случаях, когда учащиеся к ним готовились дома. Можно использовать игру как своеобразную форму словарного диктанта, орфографической пятиминутки. Игра вносит интерес и в работу, предшествующую написанию обучающих изложений, творческих и предупредительных диктантов, вызывает активность учащихся. В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложениями не только активизируется пассивный словарь ученика, но и обогащается его устная речь, так как он вводит новые слова.
На уроках я использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные и т.д. Часто в изложения ввожу творческие задания: озаглавить текст, описать внешность героя, описать поведение героя и т.п. Особое место в развитии творческих способностей я отвожу сочинениям. Сочинения планируются в соответствии с программой по развитию речи.
Задание на дом ученики выбирают для себя сами; подбирают тексты, разрабатывают самостоятельно таблицы для обобщающих уроков, делают сообщения, ищут лингвистические задачи, кроссворды, шарады, создают иллюстрации к урокам грамматики, выпускают газету «Что? Где? Когда?».
На уроках чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского язык дает большие возможности для дальнейшей педагогической деятельности не только на уроках, но и во внеклассной работе. Если учитель будет методически грамотно развивать творческие способности учащихся, то познавательная активность творчество учащихся будут эффективно повышаться.
Работая в этом направлении, я заметила, что повысился интерес к знаниям у учащихся - это способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению учебного материала.
Список литературы: 1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.-Москва, 1999. 2. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. -Ярославль, 1997. 3. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. /Начальная школа. 2004. №7.
© 2010-2022