План урока ИЗО Путешествие воды (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация представленных учебно-методических материалов. Данный урок направлен на формирование следующих УУД:

  • Личностные: видеть и понимать красоту микромира, формировать ценностное отношение к воде, как к источнику жизни и красоты;
  • Познавательные: создавать изображение согласно схемам; соблюдение последовательности этапов для создания различных рисунков;
  • Регулятивные: умение находить в природе формы различных состояний воды.
  • Коммуникативные: умение делиться своими наблюдениями и впечатлениями, строить понятные для одноклассников высказывания.

Тема урока: Путешествие воды.

Цели и задачи: обучение создавать изображение согласно схемам, соблюдая последовательности этапов для создания различных рисунков; развитие наблюдательности, творческих способностей; учить рисовать по представлению; воспитание у детей ценностное отношение к воде, как источнику жизни и красоты.

Оборудование: карандаши, ластик, иллюстрации к отгадкам загадок, схема композиции рисунка, фонограмма музыки Эдварда Грига.

Ход урока

1. Организационный момент.

1. Приветствие:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Все, что его интересует:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, пляски, сказки

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

1) Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?..

Ответ: Карандаш

2) Коль ему работу дашь -

Зря трудился карандаш.

Ответ: Ластик.

2. Сообщение темы урока.

- Тема сегодняшнего урока записана на доске. Давайте прочитаем ее вместе:

"Путешествие воды".

3. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, почему выбрана такая тема? Разве вода может путешествовать?

Ответы детей.

- А сейчас послушайте сказку о маленькой Капельке.

«Маленькая Капелька летит на землю»

Маленькая Капелька Воды жила в большом пушистом облаке.

- Растите быстрее, детки, - говорило облако капелькам. - Всем жителям земли нужна вода. Самое важное дело для каждой капельки - напоить кого-нибудь.

Все капельки, молча, росли, только одна любопытная Маленькая Капелька Воды летала по облаку и спрашивала обо всем:

- А лесу нужны капельки?

- Да, конечно, деревья погибнут без воды,- отвечало облако.

- А полю нужны капельки?

- Трава без воды высохнет, - объясняло облако.

- Я крохотная, и не смогу напоить даже травинку, - расстроилась Маленькая Капелька.

- Капелек много, и всем хватит воды, - успокоило капельку облако и велело:

- Приготовьтесь, капельки. Внизу город и люди. Мы подарим им дождик.

- Ой, смотрите, люди прячутся от нас! - удивилась Маленькая Капелька.

- Люди почему-то боятся дождика и открывают зонтики, когда он идет, - грустно вздохнуло облако.

- А маленькие люди не прячутся, они прыгают и смеются, - заметила Маленькая Капелька.

- Это дети, они любят дождик, - улыбнулось облако и скомандовало:

- Капельки, летите вниз!

Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела вместе со всеми вниз, на землю.

Она упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.

- Спасибо, что помогла мне, Маленькая Капелька, - забулькала лужа. - Я чуть не высохла, но ты и твои сестрицы капельки снова наполнили меня.

- Я прилетела сюда, чтобы поиграть с детьми, - ответила Маленькая Капелька.

- Сейчас вечер, и дети ушли домой, - объяснила лужа. - Завтра днем ты их увидишь, если не испаришься и не улетишь снова на небо, - булькнула лужа.

- Я не хочу никуда улетать, - возразила Маленькая Капелька.

- Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в облаке, пока не вырастешь, а потом опять прилетишь сюда, на землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется круговоротом, - объяснила лужа.

- Я не буду улетать обратно на небо, - упрямо повторила Маленькая Капелька.

Потом она опустилась на дно лужи и задремала.

Беседа по прочитанному рассказу.

- О каких состояниях воды вы узнали из рассказа? (Жидкое - это дождь и газообразное - пар)

- А ещё в каких состояниях бывает вода?

- Для чего нужен дождь?

2. Разгадывание загадок.

1. На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град)

2. Сперва - блеск,

За блеском - треск,

3. За треском - плеск. (Молния, гром, дождь)

Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дачник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

4. Он как алмаз: и тверд, и чист, на солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)

- Сейчас попробуйте отгадать музыкальные загадки. Я для вас приготовила музыку известного норвежского композитора Эдварда Грига. Норвегия - страна большой воды, и там она бывает самая разнообразная в своей первородной природе. Итак, слушаем первую музыкальную загадку.

1. «Норвежский танец» - образ ручейка.

2. «В пещере горного короля» - образ надвигающейся грозы.

3. «Вальс каприс» - падающий снег.

4. «Норвежские горные мелодии» - дождь.

5. «Фуга фа минор» - лед.

(На доске вывешивается иллюстрации отгадок)

Задание для девочек: перечислить состояние воды и назвать иллюстрации - отгадки на доске в твёрдом состоянии.

Задание для мальчиков: перечислить состояние воды и назвать иллюстрации - отгадки на доске в жидком состоянии.

4. Работа с иллюстрацией учебника.

Найдите среди иллюстраций воду: мальчики - в твёрдом виде; девочки - в жидком.

- Вот какие вы молодцы! Все загадки разгадали. А теперь - отдохнем!

5. Физкультминутка.

Пускай снегами все заносит,
(руки через стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода,
(руки на пояс, повороты туловища влево - вправо)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
(левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
(плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)

6. Творческая практическая деятельность учащихся.

1. Эмоциональный настрой.

- Сегодня вам предстоит изобразить одно из состояний воды. Что это будет: волна, снежинка,

капля росы, дождь, снег?.. Выбери из предложенных рисунков или придумай свой.

2. Рассматривание поэтапных рисунков на странице «Выражение» в учебнике (с. 29).


Этапы 1-2 (внимание на фотографию 6 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок капли росы начинается с листа травы (рис. 1 с. 29), который рисуем крупно, лучше даже часть листа, и затонируем его от края до края графитным карандашом. Выбираем место для капли на листе травы. Капля тоже должна быть крупной - почти на целый лист: обведем овальный контур капли карандашом и затонируем горизонтальными штрихами от края до края, начиная сверху - более сильным нажимом, к низу - более слабым. Растушевкой надо смягчить штрихи, а с помощью ластика создать блик на самой верхушке капли, на самом темном участке штриховки и немного почистить ластиком нижнюю границу капли, а карандашом надо дорисовать падающую тень, сильно нажимаяна карандаш. У основания капли тень должна быть самой темной. Бликом на верхушке капли и глубокой падающей тенью будут подчеркнуты прозрачность и чистота воды.
Этапы 3-5 (внимание на репродукцию картины художника Хокусай 4 и на фотографию 1 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок волны состоит из плавных, но упругих линий, чтобы они получились, надо поставить пальцы рабочей руки на первый этаж и с хорошим нажимом на карандаш провести непрерывные краевые линии: верхнюю и нижнюю.
Этап 4. Нижнюю часть волны надо затонировать от темного к светлому. Растушевать нанесенные штрихи палочкой растушевкой или ватным диском.
Этап 5. Ластиком высветлить верхнюю часть волны - где пена. Карандашом можно усилить динамику движения волны, нарисовав внутри несколько упругих линий, но и над изображением пены можно поработать - подыскать дополнительные штрихи и линии.
Этап 6 (внимание на иллюстрацию 2 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок снежинки можно начать с окружности, которую для удобства надо разделить пополам 4 раза - как показано на рисунке, получится восьмилучевая снежинка. Можно нарисовать и шестилучевую снежинку. Известно, что в пр шестилучевую снежинку. Известно, что в природе не повторяется ни один узор снежинки - ребятам предлагается разработать свои варианты узоров.
Этап 7. Можно создать рисунок и на черной бумаге белой пастелью или белым карандашом. Для выполнения этого задания (рисунка снежинки) в рабочей тетради предложено Упражнение 9 «СВЕТЛОЕ НА ТЕМНОМ».

3. Композиция рисунка.

1. План урока ИЗО Путешествие воды (1 класс) 2. План урока ИЗО Путешествие воды (1 класс)

3. План урока ИЗО Путешествие воды (1 класс) 4. План урока ИЗО Путешествие воды (1 класс)

- Как правильно расположить снежинку на листе бумаги?

Ответы учащихся:

- в центре листа

- не очень мелко

- чтобы весь наш предмет поместился полностью и ещё осталось немного свободного места по краям листа.

- Рисунок снежинки можно начать с окружности, которую для удобства надо разделить пополам 4 раза - как показано на рисунке, получится восьмилучевая снежинка. Можно нарисовать и шестилучевую снежинку. Известно, что в природе не повторяется ни один узор снежинки. Учащиеся предлагают свои варианты снежинок.

4. В ходе индивидуальной практической работы с малышами, обратить внимание детей

- на расположение рисунка на листе бумаги,

- на работу с карандашом (штрихи, сильный нажим, слабый нажим, расположение пальцев рабочей руки и т.д.)

7. Подведение итогов.

1. Игра «Круговорот воды»

Начертить на полу круг, который будет обозначать облако. Все дети - капельки в облаке. Один человек ведущий, он играет роль облака.

Учитель читает стихотворение.

Стихотворение «ДОЖДИК».
Дождь зеленый лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки.

И под каплями дождя
Улыбается земля.
Зеленеет, хорошеет,
Все на ней цветет и зреет.

Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись.

Когда стихотворение заканчивается, учитель включает музыку, и ведущий командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны.

Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облако. Когда музыка останавливается, капельки тоже останавливаются. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и рассказывают, кого они напоили.

2. Экспресс - выставка. Дети с удовольствием вывешивают свои работы "на выставку" и рассказывают творческий замысел своей работы.

3. Выбор лучших рисунков.

4. Рефлексия.

5. Уборка рабочего места.

Список литературы:

  1. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство. Программа курса. Программы

начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Часть 2. Составители Н.В.

Нечаева, С.В. Сабина. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский

дом «Федоров», 2011. - С. 3 - 27.

  1. Ашикова С.Г. Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная

литература», Издательский дом «Федоров», 2012.
  1. Ссылка на методические рекомендации к курсу ИЗО, 1 класс:

zankov.ru/umk/supplies/article=3301/
  1. Ссылка на видеосеминар Ашиковой С.Г.

youtube.com/watch?v=R2I9otL4BfI&feature=share&list=UU_6FpZ5E0Kbn TWZt7purmIQ; занков.рф/mod/url/view.php?id=239

  1. Ссылка на УМК к курсу «Изобразительное искусство»:

занков.рф/mod/url/view.php?id=238


© 2010-2022