- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект по окружающему миру на тему Волшебница соль
Проект по окружающему миру на тему Волшебница соль
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бикташева Т.Е. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Название проекта
«Волшебница соль»
Ф.И.О. Бикташев Владислав Рустамович
Дата рождения: 13 октября 2006 г.
Проект: индивидуальный
Руководитель: Бикташева Татьяна Евгеньена,
2014г.
Актуальность: В жизни есть простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. Например: зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар.… Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее. Цель исследования: : изучение области применения пищевой поваренной соли «Экстра» и её свойств Задачи 1.Исторические сведения о соли. 2.Узнать о значении соли в жизни человека. 3.Провести опыты с пищевой поваренной солью «Экстра». Предмет исследования:. Предмет исследования: свойства пищевой поваренной соли «Экстра». Объект исследования: пищевая поваренная соль. Методы; наблюдение, эксперимент. Время проведения исследования; январь 2014г - февраль 2014г. Гипотеза: соль - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. Чистая поваренная соль - бесцветное, не поглощающее влагу из воздуха, кристаллическое вещество, растворимое в воде. Соль является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Люди используют соль не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности. Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется невкусной. Но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.
Существует 4 вида соли: каменная (добывают из осадочных пород), выварочная (выпаривают из морской воды), самосадочная (отлагается сама) садочная (выращивают люди).
По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом.
Соль в народных приметах и народном творчестве С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль - дурная примета. Если гость случайно или, хуже того, специально просыпал соль - это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре. Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава». Много народных загадок сложено о соли:
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
( соль)
Меня одну не едят,
а без меня мало едят.
(соль)
В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра. Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебавши». Не солоно хлебавши - значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.
Мы провели опыты:
Опыт 1. «Наживка" для льда
Для проведения опыта мне понадобились: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
1. Опустил лёд в воду.
2. Нитку положил на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
3. Насыпал немного соли на лёд и подождал 5-10 минут.
4. Взял за свободный конец нитки и вытащил кубик льда из стакана. Вывод: соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
Опыт 2. « Плавающее» яйцо
Для проведения опыта мне понадобились: 2 сырых яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Я поставил 2 стакана: с чистой водопроводной водой и раствором соли.
2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
В Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт 3. Окрашивание соли В аптечных магазинах я видел в продаже разноцветную соль для ванн. Я решил проверить, можно ли окрасить обычную поваренную соль. Для окрашивания соли я использовал гуашь. Мне понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги я налил гуашь, насыпал туда соль и хорошо размешал кисточкой. Для получения тона средней насыщенности достаточно 2-4 мл гуаши на 200 мл соли. Поставил соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размял, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпал в баночку, чередуя цвета. Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить.
Опыт 4. «Нетающий» иней Я взял веточки лиственницы с шишками, еловую ветку и сосновую. Для «заснеживания» веток я приготовили крепкий солевой раствор. Дальше опыт проводила мама, а я наблюдал. Мама вскипятила солёную воду в кастрюле, опустила в нее ветки примерно на 5 - 6 часов. Когда время прошло, на ветках ничего не было, они просто намокли. Я их осторожно вытащил и положил сушиться. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Вывод: ветки во время кипения пропитались раствором соли. При высыхании вода испарилась, на поверхности веток выступили кристаллы соли.
Про свой эксперимент я рассказал в классе - объяснил, почему соль называют «волшебной». С результатами исследования я выступил перед учащимися Подольской средней школе.
Заключение Известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я понял, что знаю о ней мало. В ходе исследовательской работы я понял, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется подробнее узнать о способах добычи соли, о соляных месторождениях, а также, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.
Список литературы.
- Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение», М., «Омена», 2007.
- Рубцова Е. «Фантазии из соленого теста», ООО Издательство «Эксмо», 2008.
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
- Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009.
- Интернет-ресурсы: