Открытый урок по окружающему миру во 2 «В» классе Тема: «Правила вежливости»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Открытый урок по окружающему миру

во 2 «В» классе



Тема: «Правила вежливости».

Цели урока: Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность…; разобрать правила вежливого разговора по телефону; дать понятие «культура поведения».



Урок разработан и проведен

Учителем начальных классов

Коневой Н.А.





2012 год.

  1. Огр. момент.

  2. Проверка д/з.

- Объясните, что такое «Культура общения»?

- А нужна ли культура общения в школе? Почему?

Стихотворение:

Что случилось нынче в школе,

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся второй класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.

Он сказал: «Ребята тише!»

«Тише!» крикнули в ответ

Юра , Щура и Ахмет.

«Тише! Тише!» «Тишина!» -

крикнул Игорь у окна.

«Замолчите!» - на весь класс

басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон…

Вдруг явился Угомон.

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

«Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам!»

Дети показывают нарисованные дома условные знаки к правилам поведения в школе, объясняют их.

  1. Правила вежливости.

- Здравствуйте!

- Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Почему радостней сделалась жизнь?

- Скажите, пожалуйста, какие слова называются волшебными? (Спасибо, пожалуйста, извините…)

- Почему? Какое волшебство они совершают?

- Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. В каких случаях мы используем эти слова?

  1. Здравствуйте, привет, добрый день (приветствие);

  2. До свидания, пока, счастливого пути (прощание)

  3. Извините, простите, я виноват (извинение);

  4. Спасибо, благодарю, (благодарность);

  5. Будьте добры , пожалуйста (просьба).

Стихотворение «Добрые слово» (О.Дриц)

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

- Скажите, кого можно приветствовать словом «здравствуйте»?

- Слово «здравствуйте - очень интересное. Что оно обозначает?

- «Здравствуйте» - т.е. мы желаем вам здоровья (здравия). Поэтому людям приятно слышать это приветствие.

- Какими словами можно заменить слово «здравствуйте», кому мы их можем сказать? («Привет» - друзьям, близким, хорошо знакомым людям; «добрый день», «доброе утро», «добрый вечер».)

- Когда, кому говорят слово «до свидания»?

- Что обозначает это выражение.

- «До свидания» - т.е. мы надеемся увидеть вас ещё раз. Какими Словами можно заменить «до свидания», кому мы их можем сказать? («Пока», «чао», «всего», «до встречи», «до вечера», «до завтра»).

- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Ильи, пса Рыжика и Серёжи. Получился разговор вежливым и понятным?

- Алло, это кто?

- Я. А ты кто?

- Эй, Рыжик, ты?

- Ну…

- Илья звонит. Серёжу.

- Что Серёжу?

- Дай.

- Как дать?

- Ну, позови.

- А-а-а.

- Серёжа, мы едем.

- Ага, ладно, давайте.

- Делается коллективный вывод, что разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго.

Примерная схема разговора:

  1. «Алло»

  2. Приветствие;

  3. Объяснение цели своего звонка - собственно разговор;

  4. Благодарность;

  5. Прощание.

- Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки.

- А всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Задайте себе мысленно этот вопрос и попробуйте мысленно честно на него ответить.

Не забывайте, что только бескорыстные люди готовы помочь друг другу, не ожидая за это расплаты. Послушайте стихотворение А. Барто «Надя».

Встали девочки чуть свет,

В сад спешит бригада.

Говорит Надюша в след:

- Больше всех им надо!

Посадили деревца,

И заботы хватит.

Для чего же без конца

Бегать поливать их?

В гости к девочке больной

В праздник шла бригада.

Снова голос за спиной:

Больше всех им надо!

Я у девочки больной

В будни посидела.

Что мне тратить выходной

На такое дело?



- Надя, где твоя душа?

Говорит бригада.

И орешки шелуша,

Надя молвит не спеша:



- Для чего же мне душа?

Больше всех мне надо?!



Песня «Если добрый ты…»

(музыка Б.Савельева, слова М. Пляцковского)



Дождик босиком

По земле прошел,

Клены по плечам хлопал…

Если ясный день -

Это хорошо,

А когда наоборот -

Плохо.



Слышишь, как звенят

В небе высоко

Солнечных лучей

Струны

Если добрый ты,

То всегда легко,

А когда наоборот -

Трудно.



С каждым поделись

Радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь,

С ними веселей,

А когда наоборот -

Скучно!

- Сейчас вы еще маленькие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставить им радость, создавая хорошее настроение, быть отзывчивыми и внимательными.

- А сейчас, ребята, давайте все вместе решим задачу:

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

- У вас упала книга, - закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве. - удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик, - у вас было 5 вещей, а теперь осталось 4.

- Я вижу ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, - однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми; они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение «странными». Давайте прочитаем рассказ попугая Ильи «Странный папа».

- Чтение рассказа страница 56.

- Как вы объясните «странное» поведение папы?

- Что можно сказать о попугае Илье?

- Чему бы мальчики могли поучиться у папы Серёжи и Нади?

- Посмотрим, как обстоит дело с вежливостью, особенно у мальчиков.

(Ученик читает стихотворение А. Барто «Вежливый поступок»:)

Было лето, Пели птички…

Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки в дверь вошли.

Не толкаются девчонки,

Скромно встали в уголке

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял: Иностранки!

Это видно по осанке!

Может быть, они туристки,

Первый раз у нас в стране?

И с трудом он по-английски

Произнес: - Позвольте мне

Пригласить вас на скамью!

Ну, а сам я постою!

Было лето, Пели птички…

Две девчонки

В электричке

Сели около окна.

- Между прочим,

Мы москвички, -

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

- Как же так!

Значит, я…

Попал впросак?!

И теперь не пьет,

Не ест он!

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место -

Неизвестно почему.

- Все вы, ребята, должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, космонавтами, капитанами… Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

Слова: «До свидания!»

«Спасибо», «Простите!»

«Пожалуйста», «Здравствуйте» -

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе,

В парке,

В школе,

И дома.

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух

Нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

(В.Кудлачёв)

Итог урока.

© 2010-2022