Разработка урока по литературному чтению по теме Мир переживаний и чувств в рассказе И. Тургенева Воробей, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по литературному чтению по теме Мир переживаний и чувств в рассказе И. Тургенева Воробей, 3 классРазработка урока по литературному чтению по теме Мир переживаний и чувств в рассказе И. Тургенева Воробей, 3 классРазработка урока по литературному чтению по теме Мир переживаний и чувств в рассказе И. Тургенева Воробей, 3 классМетодическая разработка урока педагога.

Автор материала (ФИО) Шаповалова Екатерина Владимировна

Должность. Учитель начальных классов

Образовательное учреждение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» ЭМР

Класс 3 А класс

Название материала. Урок литературного чтения «Мир чувств и переживаний в произведении И.С. Тургенева «Воробей»

Учебный предмет, литературное чтение

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) Учебник «Литературное чтение 3 класс», УМК «система Л.В. Занкова».

В.Ю. Свиридова.

Тема блока. Без тебя мир неполный.

Тема урока. Мир чувств и переживаний в произведении И.С. Тургенева «Воробей».

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Цель методическая. Создание условий для формирования общеучебных умений, организация самостоятельной деятельности учащихся с целью решения предметных задач, развитие умения работать с информацией, вести диалог.

Цель урока. Через мысли, чувства, ассоциации вести учащихся к пониманию главной мысли произведения: любовь сильнее смерти. Только любовью держится жизнь.

Задачи: Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением. Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери. Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения. Здоровьесберегающие: создание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.

Материально-техническое обеспечение урока.

Вид ресурса:

  1. Презентация к уроку.

  2. Текстовый документ. - Учебник «Литературное чтение 3 класс» 2 часть, УМК «Система Л.В. Занкова». В.Ю. Свиридова, 2012г.;

- толковый словарь;

- карточка «Лесенка знаний»;

- карточка «настроение»;

- карточки с заданиями для парной работы;

3. Проектор.

САМОАНАЛИЗ

Мною был проведен открытый урок литературного чтения в 3 «А» классе по теме И.С.Тургенева "Воробей". Учитывая, что в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление отобрала следующие методы: деятельностный, словесные, наглядные и практические. Одно из направлений, которое я учитывала при формировании смыслового чтения - это развитие навыка чтения, где я старалась определить работу над выразительностью чтения. Уделяла большое внимание работе по формированию литературоведческих понятий: жанр, тема, главные и второстепенные герои. Работала над средствами художественной литературы: подбор синонимов, выбор точного слова, а также над значением слов и выражений. Работа со "Словарём слов" учит понимать слово в его контекстном значении. Это очень важно для подготовки детей к успешному обучению в старших классах. Для отработки навыка чтения, развития внимания к отдельным частям и эпизодам произведения на этапе вторичного чтения применяла задания аналитического характера. Чтобы помочь осознать последовательность и смысл событий, выявить главную мысль текста использовала работу с сюжетно-композиционным треугольником. (Дети определяли все этапы: вступление, завязка, развитие событий, кульминация, продолжение, развязка и заключение.) Старалась продумать каждый этап урока, завершая его выводом. Использование деятельностного метода позволило мне добиться самостоятельной активности детей, дети с удовольствием участвовали в обсуждении произведения. Организуя подведение итогов работы каждым учеником на всех этапах урока, по итогам урока в целом формировала умение оценивать себя, требовательно к себе относиться, таким образом, закладывала основы формирования собственного "Я", что необходимо на следующей ступени обучения. На уроке использовала смену видов деятельности (работа с книгой, словарём, составление картинного плана), это помогало снизить напряжение и поддержать интерес к изучаемому материалу. Главную мысль произведения дети определили, формирование универсальных учебных действий осуществлялось на всех этапах урока, при этом ученики во время занятия были активны, заинтересованы, поэтому можно сделать вывод, что учебный материал успешно усвоен, цели урока были достигнуты.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

Какая погода сегодня?

А какое настроение обычно бывает у людей в такой день?

Ваше настроение сегодня соответствует погоде, закрасьте смайлик.

Я очень рада, что у вас хорошее настроение. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями. Я надеюсь, что урок сегодня принесёт нам много положительных моментов. Я в вас верю!

У вас на партах лежат карточки с лестницей знаний. Определите на какой ступеньки этой лестницы находитесь вы сейчас, в начале урока.

Настраиваются на работу

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

II. Учебно-познавательная деятельность

1.Этап. Определение темы урока. Постановка цели урока.



Работа в парах.


Цель урока.

Прочитайте строчки, которые написаны на слайде.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Да, ребята. Вслушайтесь в эти пять звуков - любовь, как вы понимаете значение этого слова?

А где можем узнать точное лексическое значение этого слова?

Прочитайте, как объясняет его С.И. Ожегов в своём толковом словаре.

На розовых листочках, рядом со словом любовь напишите слова-ассоциации. Какая бывает любовь? Посоветуйтесь друг с другом, работайте в паре.

выберите то, которое вам близко по состоянию души и подчеркните его /зачитать выборочно/

Почему вы выбрали это слово?

А вы когда-нибудь испытывали страх?

Что такое страх?

Уточним по толковому словарю.

А как вы думаете, что сильнее страх или любовь?

Какая же цель нашего урока?

Читают.

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется мир!»

И.С. Тургенев

О любви.

Высказывают свои мнения.

В толковом словаре.

Любовь - глубокое эмоциональное влечение, чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Записывают слова (сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине…)

Выборочно зачитывают.

Ответы детей.

Чтение слайда.

Страх - очень сильный испуг, сильная боязнь.

Ответы.

Ответить на вопрос что сильнее страх или любовь?

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

определять тему и цель урока с помощью учителя.

2. Этап подготовки

учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.







3.Первичное чтение рассказа учителем и выявление первичного восприятия текста.


4. Лексическая работа.




5 Физминутка.

6 Выборочное чтение, анализ произведения.

А поможет нам в этом произведение И.С. Тургенева «Воробей».

Что вы можете рассказать об авторе ?

Значит надо поставить ещё одну цель, какую?

Сообщение об авторе. Чтение слайдов.




Иван Тургенев писал свои произведения для взрослых и для детей. С ними вы будете знакомится и в старших классах. Его рассказы позволяют познавать и понять окружающий нас мир.

А сейчас прослушайте его произведение «Воробей». Следите по учебнику с.146, отмечайте непонятные слова и выражения.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Что чувствовали, когда слушали? Когда?

- Что вас особенно поразило?

Какие отметили непонятные слова и выражения. Давайте попробуем разобраться вместе.

Слайд

Красться - …

Зачуяв дичь - …

Трепетало - …

Голосок одичал -

Жертвовать - …

Смущённый - …

Благоговея - …

Прочитайте строчки, которые помогают представить молодого воробья.

Почему он упал из гнезда?

Какие чувства испытывал старый воробей? Прочитайте об этом.

Представьте себя на месте старого воробья.

- А чтобы лучше это представить - встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте - это размеры воробья.

- Чтобы вы почувствовали?

- Какие слова передают действия старого воробья?

- Какая часть речи помогает нам представить действия старого воробья?

- Как вы понимаете выражение "камнем упал"?

- Почему старый воробей не смог усидеть на ветке, какая сила столкнула его вниз? Прочитайте об этом.

- Как повёл себя Трезор? Зачитайте.

- Какая сила его остановила?

- Значит, что же сильнее страх или любовь?

Сделайте вывод.

Сверьте свой вывод с выводом в учебнике. (в бежевой рамке).

- В каком из прочитанных недавно рассказов любовь берёт верх над страхом? Вспомните.

- Прочитайте последний абзац.

Как вы понимаете эти строки?

- Тургенев дал своему произведению название «Воробей». Как бы вы озаглавили этот рассказ?

Ничего. Можем предположить, что это русский писатель, который писал о природе, о чувствах.

Познакомиться с биографией и творчеством Тургенева.

1)Тургенев Иван Сергеевич - знаменитый русский писатель. Родился 28 октября 1818 года. По отцу принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урождённая Лутовинова, богатая помещица. В её имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя.

2)У мальчика выдавались счастливые минуты, а иногда часы, когда он убегал из имения в знаменитый Спасский парк. Там он постепенно узнавал жизнь простых людей, животных, птиц, красоту русской природы.

3)В 1827 году семья переезжает в Москву. Сначала Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем поступает на словесное отделение Московского университета.

Следят по учебнику, отмечают непонятные слова и выражения.

Да.

Испуг, страх, жалость, удивление, переживание, восхищение,

Зачитывают отмеченное.

Проходить тайком, незаметно.

Распознать чутьём, с помощью обоняния.

Испытывало трепет, волнение, напряжённость чувств от переживаний.

Стал диким, громким, неестественным для воробья.

Подвергать себя опасности ради другого.

Замешательство, состояние застенчивости, неловкости.

В учебнике! Сильно восхищаться, преклоняться.

Чтение отрывка из учебника.

Отвечают на вопросы

Страх, ужас, отчаяние и любовь.

Камнем упал, заслонил, замирал, жертвовал…

Глаголы.

Быстро слетел.

Зачитывают отрывок из учебника.

Любовь сильнее страха! Любовь помогает победить страх.

Мы правы.

Автор восхищается птицей, которая готова на всё ради своего детища, называет её героической.

Предлагают варианты названий.

Познавательные:

выделять существенную информацию из рассказа, находить нужную информацию в словарях,

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)


Регулятивные:

уметь слушать и отвечать на вопросы в соответствии с целевой установкой

Личностные :внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванными восприятием произведения.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Ребята, к какому жанру относится это произведение.

Почему так считаете?

Есть ли в этом произведении рифма?

- Как вы думаете, что главнее в этом произведении, переживания героя, его чувства или действие.(сюжет)

- Мы сегодня познакомились с особым литературным жанром - это стихотворение в прозе. Главное в нём переживания и чувства героя.

И.С. Тургенев является мастером этого жанра.

Более подробно вы будете знакомиться с этим жанром в старших классах.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили с вами в начале урока. Достигли ли мы их?

- Какие новые слова вошли в вашу речь и вы ими будете непременно пользоваться в дальнейшем?

- Какие ещё знания вы сегодня приобрели?

Рассказ.

Нет, оно написано в прозе.

Важнее чувства.


Найти ответ на вопрос: Что сильнее страх или любовь?

Познакомиться с писателем И.С. Тургеневым.

Любовь, благоговеть, трепетать, самопожертвование, смущение.

Познакомились с новым литературным жанром - стихотворение в прозе.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

Рефлексия.

Подвиньте в себе нашу лесенку знаний. Отметьте на какой ступеньке вы находитесь в конце нашего урока.

Рядом оцените свою работу на уроке.

Заполняют лист рефлексии.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

IX. Домашнее задание.

На слайде.

1.Всем - с. 146-147 выразительно читать.

2. По выбору - выучить наизусть последний абзац или пересказ от лица автора.



Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


© 2010-2022