Таблица умножения и деления на 7

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тип урока: ОНЗ Тема: «Таблица умножения и деления на 7». Основные цели: 1) Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.

  1. Тренировать умение к использованию знания таблицы умножения и деления на 2 - 6 при решении примеров, задач, уравнений. Развивать умение анализировать, мыслительные и коммуникативные навыки, расширять кругозор учащихся.
  2. Прививать любовь к художественной литературе, формировать интерес к исторической науке, формировать у учащихся чувство прекрасного, приобщать к исследовательской деятельности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение. Демонстрационный материал: 1) загадка для этапа 1: У царя жена вторая Дни беспутно коротая Говорила по секрету С этим маленьким предметом: Свет мой ,зеркальце, скажи, Да всю правду доложи.






  1. изображение гномиков:
Таблица умножения и деления на 7



3Таблица умножения и деления на 7) опорная схема темы урока:




4) задание 1 (приклеено с обратной стороны к картинке с первым человечком): Составьте из чисел 7, 3 и 21 все возможные равенства.


5) эталон взаимосвязи действий умножения и деления; 6) задание 2 (приклеено с обратной стороны к картинке со вторым человечком): Найди значение выражений.

7) задание 2 для этапа 2: Таблица умножения и деления на 7

8) задание для пробного действия (приклеено с обратной стороны к картинке с третьим человечком):

7· 7 =

9) номер задания для этапа 7 (приклеено с обратной стороны к картинке с четвертым человечком): № 4, стр. 23
10) образец для самопроверки работы в парах на этапе 7 (мелом на доске):
Таблица умножения и деления на 7



11) номер задания для этапа 8 (приклеено с обратной стороны к картинке с пятым человечком): № 2, стр. 23
12) эталон для самопроверки самостоятельной работы на этапе 8:

21 = 7 · 3 42 = 7 · 6

7 = 7 · 1 35 = 7 · 5

14 = 7 · 2 49 = 7 · 7

28 = 7 · 4 56 = 7 · 8




13) номер задания для этапа 9 (приклеено с обратной стороны к картинке с шестым человечком): № 7, стр. 24

Раздаточный материал: 1) индивидуальные тренажеры; 2) квадратная таблица умножения; 4) карточки для самооценки на этапе 10: Таблица умножения и деления на 7



Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление с числом 7; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности. Организация учебного процесса на этапе 1: Учитель открывает на доске загадку Д-1: У царя жена вторая Дни беспутно коротая Говорила по секрету С этим маленьким предметом: Свет мой ,зеркальце, скажи, Да всю правду доложи.












  • Прочитайте загадку.
  • О какой сказке идет речь? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
  • Кто ее написал? (А.С.Пушкин)
  • Какие русские сказки имеют в названии число 7?
  • «Волк и семеро козлят»,русская народная сказка, «Цветик-семицветик», В.Катаева.
  • А какая сказка похожа по сюжету на сказку Пушкина? («Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм)

Учитель открывает на доске изображение гномиков (Д-2): Таблица умножения и деления на 7


  • Вот они, 7 братьев.
  • Что интересного в их внешности? (Носик - это номер гномика.)
  • Колпачки - как 7 цветов радуги.
  • Какие знаки препинания вы увидели, прочитав загадку? (Точка, запятая, двоеточие.)
  • На какие математические знаки они похожи? (На знак действия умножения и деления.)
  • Вспомните, что мы изучали на предыдущих уроках и подумайте,чему будет посвящен сегодняшний урок? (Умножению и делению, связанными с числом 7.)
УТаблица умножения и деления на 7читель открывает на доске опорную схему Д-3:



  • Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)
  • С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать знание взаимосвязи действий умножения и деления, знание изученных случаев умножения и деления; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Организация учебного процесса на этапе 2:

  • Вы сказали, что в сказке 7 гномиков. Я для вас приготовила 7 заданий.
С обратной стороны каждого гномика задание. 1) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.
  • Чтобы открыть первое задание, вспомните, какие семь чудес света вы знаете, я просила вас прочитать о них в интернет-источниках или узнать у взрослых. Те дети, которые не смогли добыть информацию сами, могут на перемене познакомиться с ними поближе, иллюстрации с изображениями семи чудес света висят на информационной доске. Семь чудес света - это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полноты и совершенства.
  • Пирамиды Гизы
  • Вы правы!
Учитель переворачивает карточку с изображением первого гномика и читает задание №1 (Д-4):

Составьте из чисел 7, 3 и 21 все возможные равенства.

Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тренажерах. Р-1:

3 · 7 = 21

7 · 3 = 21

21 : 3 = 7

21 : 7 = 3




  • Какими правилами вы воспользовались при составлении первого равенства? (Правилом смысла действия умножения: чтобы получить 21, надо 3 умножить на 7.)
  • По какому правилу составлено второе равенство? (По переместительному свойству - от перестановки множителей произведение не изменяется.)
  • По какому правилу составлены оставшиеся равенства? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)
Учитель открывает на доске эталон Д-5. 2) Тренинг вычислительного навыка.
  • Какое второе чудо света вы можете назвать? (Висячие сады Семирамиды)
  • Я с вами соглашусь!
Учитель переворачивает карточку с изображением второго гномика и читает второе задание (Д-6):
  • Найдите значения следующих выражений.
Учитель открывает на доске задание 2 (Д-7): Таблица умножения и деления на 7

  • Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один их компонентов равен 7.)
  • Какое выражение лишнее? (Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении - действие сложения.)
  • Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило ко всей группе? (6 · 7.)
  • Почему? (Так как 35 это произведение 7 и 5, то если мы возьмем еще раз по 7, то получим произведение чисел 7 и 6.)
Учитель под выражением 35 + 7 записывает выражение 7 · 6.
  • Найдите значения данных выражений.
Работу проводится фронтально. Учащиеся с места называют ответы, учитель записывает ответы на доску. Получается ряд чисел:

35, 28, 14, 21, 7, 42

  • Расставьте данные числа в порядке возрастания.
Один из учащихся расставляет числа в нужной последовательности на доске, остальные учащиеся работают в тренажерах Р-1.
  • Что интересного вы заметили? (Числа кратны семи, увеличиваются на 7.)
  • Что помогло вам быстро выполнить это задание? (Мы эти случаи умножения выучили.)
3) Пробное действие.
  • Что вы повторили? (Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения числа 7.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
  • А третье чуда света это...? (Олимпийская статуя Зевса)
Учитель переворачивает карточку с изображением третьего гномика и показывает учащимся задание для пробного действия Д-8:

7 · 7 =

  • Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 7 и 7.)
  • Что нового в нем? (Мы не изучали такой случай умножения.)
  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока более точно. (Таблица умножения и деления на 7.)
  • Запишите произведение данных чисел за 10 секунд.
Учащиеся записывают произведение в тренажеры Р-1.
  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не смог выполнить это задание?
  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значение данного выражения.)
  • Кто выполнил это задание?
Несколько ответов можно выписать на доску.
  • Обоснуйте свое мнение.
Учащиеся в замешательстве, так как таблицей умножения пользоваться было запрещено, а если учащиеся называют по памяти, то ответу учащегося без обоснования доверять нельзя.
  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
  • Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявить место и причину затруднения. Организация учебного процесса на этапе 3:
  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти произведение 7 и 7.)
  • Что нового в этом задании? (Нужно 7 умножить на 7.)
  • В чем затруднение? (В поиске произведения.)
  • Почему же возникло затруднение? (Мы не можем воспользоваться таблицей умножения, а этот случай мы не выучили.)
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) построить план и определить средства достижения цели. Организация учебного процесса на этапе 4:
  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» таблицу умножения и деления на 7.)
  • С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 7? (7 умножить на 6, будет 42.)
  • С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (7 умножить на 7.)
  • Как эту таблицу удобнее заполнять? (Присчитыванием по 7.)
  • Что еще нужно составить. Вспомните, что мы повторили в самом начале урока? (Взаимосвязь умножения и деления.)
  • Значит, что еще необходимо рассмотреть? (Равенства на основании переместительного свойства, случаи деления.)
  • Сколько нужно заполнить таблиц? (4.)
  • Как удобнее их заполнять? (По строчкам.)
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения; 4) организовать уточнение общего характера нового знания. Организация учебного процесса на этапе 5:
  • Я предлагаю поработать вам в парах. Повторите правила работы в парах.
Актуализируются правила работы в парах.
  • Откройте учебники на странице 34 и составьте таблицы в парах.
В случае возникновения затруднений учащиеся заполняют таблицы фронтально с комментированием. Защиту своих работ учащиеся проводят, читая только ответы по столбикам. В случае возникновения расхождений, проводится коррекционная работа.
  • Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
  • Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.
Учащиеся проверяют свои ответы по таблице Р-2.
  • Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно, верно составили таблицу умножения и деления на 7.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что вы можете теперь делать? (Выполнять деление и умножение на 7.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

  1. Физминутка. Самомассаж лица «Озорные гномики».
Двумя пальцами одновременно интенсивно рисовать круги на подбородке На подбородке круг черчу - гномику помочь хочу Четко, быстро говорить, звуки все произносить. Раз, два, три- скажу, четыре, пять и шесть, и семь. Не забудь, массаж такой нужно делать всем! Массировать указательным и средним пальцами одновременно верхние и нижние веки Чтобы гномик лучше видел, стал внимательней, шустрей, Мы волшебные очки нарисуем поскорей. Раз, два, три- скажу, четыре, пять и шесть, и семь. Не забудь, массаж такой нужно делать всем! Сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опустить вдоль туловища Ох, устали гномики, тихо вряд сидят. Знают: польза от массажа будет для ребят!
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение и деление на 7 с помощью отдельной таблицы. Организация учебного процесса на этапе 7: 1) Фронтальная работа.
  • Кто назовет следующее чудо света? (Храм Артемиды в Эфесе.)

  • И вы опять правы!

Учитель переворачивает карточку с изображением четвертого гномика и показывает номер задания Д- 9.

  • Найдите 4 на странице 23.
  • Выполним вычисления по первому алгоритму (а).
Учитель заранее выносит первый алгоритм на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
  • Выполняю алгоритм при а равном 0. 0 умножить на 7 будет 0. Задаю вопрос: 0 больше 35? Отвечаю - нет. Значит, прибавляю 5, получаю 5. Записываю 5 в таблицу.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

2) Работа в парах.

№ 4 (б), стр. 23

  • Выполните вычисления по второму алгоритму в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-10.

  • Проверьте свои результаты.
  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
8. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение находить числа кратные 7. Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Какую по счету карточку нужно перевернуть? (Карточку номер пять.)

  • Какой чудо света под номером пять вы можете назвать? (Галикарнасский мавзолей.)

  • Верно!

Учитель переворачивает на доске пятую карточку и показывает номер задания Д-11.

№ 2, стр. 23

  • Найдите 2 на этой же странице.
  • Прочитайте задание.
  • Что значит, числа кратные 7? (Эти числа делятся на 7.)
  • Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону Д-12.
  • Кто из вас ошибся?
  • В каком случае? (...)
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
9. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) включить новое знание в систему знаний; 2) тренировать умение решать задачи. Организация учебного процесса на этапе 9:
  • При выполнении каких заданий нам нужно будет выполнять умножение и деление на 7? (В примерах, в задачах.)
  • Номер задания для повторения записан на обратной стороне карточки с шестым гномиком.
  • Как называется шестое чудо? (Колосс Родосский)
  • Отлично!
Один из учащихся переворачивает карточку и показывает номер задания Д-13. № 7, стр. 24
  • Найдите № 7 на странице 24.
  • Прочитайте задание.
  • Что нужно сделать? (Решить задачу двумя способами.)
  • Прочитайте задачу.
Один из учащихся вслух читает задачу.
  • Выполните это задание.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.
  • Что нужно сделать, чтобы найти общее количество шариков в 6 коробках? (Надо количество шариков в одной коробке умножить на количество коробок.)
  • Известно ли нам количество шариков в одной коробке? (Нет, знаем лишь, что в каждой коробке 5 жёлтых и 2 синих шариков.)
  • Запишите выражение и найдите его значение.
Учащийся записывает на доске:

(5 + 2) · 6 = 42 (шт.)

  • Найдем иной способ решения задачи. Шарики каких цветов были в коробках? (Синие и жёлтые.)
  • Как на математическом языке мы назовём жёлтые и синие шарики относительно всех шариков, лежащих в коробках? (Жёлтые и синие шарики -это части, а все шарики- это целое.)
  • К чему сводится решение задачи вторым способом? (К нахождению целого.)
  • Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)
  • Какие у нас части? (Желтые шарики в 6 коробках, синие шарики в 6 коробках.)
  • Запишите выражение и найдите его значение.
Учащийся записывает на доске:

5 · 6 + 2 · 6 = 42 (шт.)

  • Какой способ вам показался удобным? Почему?
Несколько учащихся обосновывают удобство каждого способа. 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 4) наметить направления будущей учебной деятельности; 3) обсудить домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 10:
  • Посмотрите на доску, какая карточка осталась не перевернутой? (Седьмая.)
  • Кто сможет назвать седьмое чудо света? (Александрийский маяк.)
  • Молодцы! Пришло время отдохнуть и проанализировать работу на уроке.
  • Какова была цель сегодняшнего урока? (Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.)
  • Удалось ли достичь цели?
  • Где нам пригодятся знания таблицы на уроках математики?
  • А в жизни нам эти знания пригодятся? Докажите.
  • Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
  • Кто не смог? Почему?
  • Посмотрите в свои тренажеры, тетради. Вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности?
  • Какой сегодня день недели? Пожалуйста, приготовьте ваш маленький день. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите веселый шарик. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите серьезный шарик. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите грустный шарик.
Учащиеся оценивают себя с помощью карточек Р-4.
  • Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Будем учить таблицу умножения и деления на 7, выполнять задания, …)
Далее идет обсуждение домашнего задания.

Домашнее задание: № 5, 10, стр. 24; ☺ № 11*, стр. 24

9

© 2010-2022