- Преподавателю
- Начальные классы
- Таблица умножения и деления на 7
Таблица умножения и деления на 7
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Канукова М.Х. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тип урока: ОНЗ Тема: «Таблица умножения и деления на 7». Основные цели: 1) Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.
- Тренировать умение к использованию знания таблицы умножения и деления на 2 - 6 при решении примеров, задач, уравнений. Развивать умение анализировать, мыслительные и коммуникативные навыки, расширять кругозор учащихся.
- Прививать любовь к художественной литературе, формировать интерес к исторической науке, формировать у учащихся чувство прекрасного, приобщать к исследовательской деятельности.
- изображение гномиков:
3) опорная схема темы урока:
4) задание 1 (приклеено с обратной стороны к картинке с первым человечком): Составьте из чисел 7, 3 и 21 все возможные равенства.
5) эталон взаимосвязи действий умножения и деления; 6) задание 2 (приклеено с обратной стороны к картинке со вторым человечком): Найди значение выражений.
7) задание 2 для этапа 2:
8) задание для пробного действия (приклеено с обратной стороны к картинке с третьим человечком):
7· 7 =
9) номер задания для этапа 7 (приклеено с обратной стороны к картинке с четвертым человечком): № 4, стр. 23
10) образец для самопроверки работы в парах на этапе 7 (мелом на доске):
11) номер задания для этапа 8 (приклеено с обратной стороны к картинке с пятым человечком): № 2, стр. 23
12) эталон для самопроверки самостоятельной работы на этапе 8:
21 = 7 · 3 42 = 7 · 6
7 = 7 · 1 35 = 7 · 5
14 = 7 · 2 49 = 7 · 7
28 = 7 · 4 56 = 7 · 8
13) номер задания для этапа 9 (приклеено с обратной стороны к картинке с шестым человечком): № 7, стр. 24
Раздаточный материал: 1) индивидуальные тренажеры; 2) квадратная таблица умножения; 4) карточки для самооценки на этапе 10:
Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление с числом 7; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности. Организация учебного процесса на этапе 1: Учитель открывает на доске загадку Д-1: У царя жена вторая Дни беспутно коротая Говорила по секрету С этим маленьким предметом: Свет мой ,зеркальце, скажи, Да всю правду доложи.
- Прочитайте загадку.
- О какой сказке идет речь? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
- Кто ее написал? (А.С.Пушкин)
- Какие русские сказки имеют в названии число 7?
- «Волк и семеро козлят»,русская народная сказка, «Цветик-семицветик», В.Катаева.
- А какая сказка похожа по сюжету на сказку Пушкина? («Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм)
Учитель открывает на доске изображение гномиков (Д-2):
- Вот они, 7 братьев.
- Что интересного в их внешности? (Носик - это номер гномика.)
- Колпачки - как 7 цветов радуги.
- Какие знаки препинания вы увидели, прочитав загадку? (Точка, запятая, двоеточие.)
- На какие математические знаки они похожи? (На знак действия умножения и деления.)
- Вспомните, что мы изучали на предыдущих уроках и подумайте,чему будет посвящен сегодняшний урок? (Умножению и делению, связанными с числом 7.)
- Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)
- С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Организация учебного процесса на этапе 2:
- Вы сказали, что в сказке 7 гномиков. Я для вас приготовила 7 заданий.
- Чтобы открыть первое задание, вспомните, какие семь чудес света вы знаете, я просила вас прочитать о них в интернет-источниках или узнать у взрослых. Те дети, которые не смогли добыть информацию сами, могут на перемене познакомиться с ними поближе, иллюстрации с изображениями семи чудес света висят на информационной доске. Семь чудес света - это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полноты и совершенства.
- Пирамиды Гизы
- Вы правы!
Составьте из чисел 7, 3 и 21 все возможные равенства.
Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тренажерах. Р-1:
3 · 7 = 21
7 · 3 = 21
21 : 3 = 7
21 : 7 = 3
- Какими правилами вы воспользовались при составлении первого равенства? (Правилом смысла действия умножения: чтобы получить 21, надо 3 умножить на 7.)
- По какому правилу составлено второе равенство? (По переместительному свойству - от перестановки множителей произведение не изменяется.)
- По какому правилу составлены оставшиеся равенства? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)
- Какое второе чудо света вы можете назвать? (Висячие сады Семирамиды)
- Я с вами соглашусь!
- Найдите значения следующих выражений.
- Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один их компонентов равен 7.)
- Какое выражение лишнее? (Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении - действие сложения.)
- Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило ко всей группе? (6 · 7.)
- Почему? (Так как 35 это произведение 7 и 5, то если мы возьмем еще раз по 7, то получим произведение чисел 7 и 6.)
- Найдите значения данных выражений.
35, 28, 14, 21, 7, 42
- Расставьте данные числа в порядке возрастания.
- Что интересного вы заметили? (Числа кратны семи, увеличиваются на 7.)
- Что помогло вам быстро выполнить это задание? (Мы эти случаи умножения выучили.)
- Что вы повторили? (Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения числа 7.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
- А третье чуда света это...? (Олимпийская статуя Зевса)
7 · 7 =
- Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 7 и 7.)
- Что нового в нем? (Мы не изучали такой случай умножения.)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока более точно. (Таблица умножения и деления на 7.)
- Запишите произведение данных чисел за 10 секунд.
- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не смог выполнить это задание?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значение данного выражения.)
- Кто выполнил это задание?
- Обоснуйте свое мнение.
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
- Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти произведение 7 и 7.)
- Что нового в этом задании? (Нужно 7 умножить на 7.)
- В чем затруднение? (В поиске произведения.)
- Почему же возникло затруднение? (Мы не можем воспользоваться таблицей умножения, а этот случай мы не выучили.)
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» таблицу умножения и деления на 7.)
- С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 7? (7 умножить на 6, будет 42.)
- С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (7 умножить на 7.)
- Как эту таблицу удобнее заполнять? (Присчитыванием по 7.)
- Что еще нужно составить. Вспомните, что мы повторили в самом начале урока? (Взаимосвязь умножения и деления.)
- Значит, что еще необходимо рассмотреть? (Равенства на основании переместительного свойства, случаи деления.)
- Сколько нужно заполнить таблиц? (4.)
- Как удобнее их заполнять? (По строчкам.)
- Я предлагаю поработать вам в парах. Повторите правила работы в парах.
- Откройте учебники на странице 34 и составьте таблицы в парах.
- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
- Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.
- Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно, верно составили таблицу умножения и деления на 7.)
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что вы можете теперь делать? (Выполнять деление и умножение на 7.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
- Физминутка. Самомассаж лица «Озорные гномики».
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение и деление на 7 с помощью отдельной таблицы. Организация учебного процесса на этапе 7: 1) Фронтальная работа.
-
Кто назовет следующее чудо света? (Храм Артемиды в Эфесе.)
-
И вы опять правы!
Учитель переворачивает карточку с изображением четвертого гномика и показывает номер задания Д- 9.
- Найдите № 4 на странице 23.
- Выполним вычисления по первому алгоритму (а).
- Выполняю алгоритм при а равном 0. 0 умножить на 7 будет 0. Задаю вопрос: 0 больше 35? Отвечаю - нет. Значит, прибавляю 5, получаю 5. Записываю 5 в таблицу.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 4 (б), стр. 23
- Выполните вычисления по второму алгоритму в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-10.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
2) проверить умение находить числа кратные 7. Организация учебного процесса на этапе 8:
-
Какую по счету карточку нужно перевернуть? (Карточку номер пять.)
-
Какой чудо света под номером пять вы можете назвать? (Галикарнасский мавзолей.)
-
Верно!
Учитель переворачивает на доске пятую карточку и показывает номер задания Д-11.
№ 2, стр. 23
- Найдите № 2 на этой же странице.
- Прочитайте задание.
- Что значит, числа кратные 7? (Эти числа делятся на 7.)
- Выполните это задание самостоятельно.
- Кто из вас ошибся?
- В каком случае? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
- При выполнении каких заданий нам нужно будет выполнять умножение и деление на 7? (В примерах, в задачах.)
- Номер задания для повторения записан на обратной стороне карточки с шестым гномиком.
- Как называется шестое чудо? (Колосс Родосский)
- Отлично!
- Найдите № 7 на странице 24.
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать? (Решить задачу двумя способами.)
- Прочитайте задачу.
- Выполните это задание.
- Что нужно сделать, чтобы найти общее количество шариков в 6 коробках? (Надо количество шариков в одной коробке умножить на количество коробок.)
- Известно ли нам количество шариков в одной коробке? (Нет, знаем лишь, что в каждой коробке 5 жёлтых и 2 синих шариков.)
- Запишите выражение и найдите его значение.
(5 + 2) · 6 = 42 (шт.)
- Найдем иной способ решения задачи. Шарики каких цветов были в коробках? (Синие и жёлтые.)
- Как на математическом языке мы назовём жёлтые и синие шарики относительно всех шариков, лежащих в коробках? (Жёлтые и синие шарики -это части, а все шарики- это целое.)
- К чему сводится решение задачи вторым способом? (К нахождению целого.)
- Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)
- Какие у нас части? (Желтые шарики в 6 коробках, синие шарики в 6 коробках.)
- Запишите выражение и найдите его значение.
5 · 6 + 2 · 6 = 42 (шт.)
- Какой способ вам показался удобным? Почему?
- Посмотрите на доску, какая карточка осталась не перевернутой? (Седьмая.)
- Кто сможет назвать седьмое чудо света? (Александрийский маяк.)
- Молодцы! Пришло время отдохнуть и проанализировать работу на уроке.
- Какова была цель сегодняшнего урока? (Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.)
- Удалось ли достичь цели?
- Где нам пригодятся знания таблицы на уроках математики?
- А в жизни нам эти знания пригодятся? Докажите.
- Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
- Кто не смог? Почему?
- Посмотрите в свои тренажеры, тетради. Вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности?
- Какой сегодня день недели? Пожалуйста, приготовьте ваш маленький день. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите веселый шарик. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите серьезный шарик. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите грустный шарик.
- Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Будем учить таблицу умножения и деления на 7, выполнять задания, …)
Домашнее задание: № 5, № 10, стр. 24; ☺ № 11*, стр. 24
9