Проект Создание предметно-развивающей среды для познавательно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ СОШ с УИОП п. Мурыгино

дошкольные группы









Проект

Создание предметно-развивающей среды для познавательно-экспериментальной деятельности в ДОУ





Воспитатель:

Ревина Наталья Николаевна









2014 г.

Люди, научившиеся наблюдением и опытом,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев



Пояснительная записка Одно из основных условий развития ребенка - присвоение им общественно-исторического опыта человечества, который ребенок усваивает, в том числе и из окружающей обстановки. Учитывая, что пространственная среда это составная часть развивающей среды дошкольного детства, огромное внимание должно уделяться качественному формированию такого пространства. Идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, так как - это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям. Поэтому очень важно выстраивать данную среду, учитывая все требования, предъявляемые к развивающей среде согласно ФГОС. Из п. 3. 3. 1. Образовательного Стандарта следует, что развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию Образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной ( п. 3. 3. 4. ФГОС ). Предметно-пространственная среда в группе «Непоседы» МКОУ СОШ с УИОП ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы и материалы, которыми дети будут овладевать как самостоятельно, так и при помощи взрослого. Весьма значительное место в развивающей среде отводится ее наполнению. Зонирование четко продумано и создано таким образом, чтобы материалы располагались в разных функциональных зонах. «Зона сюжетно-ролевых игр» - помогает формированию у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций. «Мини-музей «Теремок сказок» - результат совместной деятельности педагогов и родителей. Здесь дети могут поиграть с экспонатами музея, организовать игру по сказкам, найти себе по душе книгу. «Центр детского творчества» - одно из любимых мест детей в группе. Различные материалы для творческой деятельности: краски, цветные карандаши, кисти разного размера, трафареты, ножницы, клей, бумага доступны каждому ребенку. Результаты детского творческого труда появляются на групповых выставках. «Стена творчества» - создана для детей как в группе, так и в коридоре учреждения. В групповой комнате ребята могут найти стенды с буквами и цифрами, обширный наглядный материал с различной познавательной информацией. А в коридоре дошкольных групп «стена творчества» регулярно пополняется творческими работами детей и взрослых к праздничным датам, а также освещает весь объем совместной творческой и проектной деятельности. Хорошо в интерьер группы вписалась «зона уединения», которая представлена конструкцией домика с крышей, где дети могут уединиться, отдохнуть, пошептаться, поделиться с близкими друзьями какими-то секретами и тайнами. Помещения спальной и умывальной комнат также эстетично оформлены. В старшем дошкольном возрасте возникла проблема отсутствия в группе «Научного центра», состоящего из уголка для детского экспериментирования и опытов с оборудованием и материалами. На сегодняшний период вообще в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности детей в познании окружающего мира - экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления для более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. В нашей группе проводится работа по созданию условий для развития познавательно-экспериментальной деятельности. Для реализации проекта по созданию «научного центра» был оформлен паспорт проекта (Приложение 1). В данном документе определены цели и задачи работы, этапы проектной деятельности и ожидаемые результаты. Развивающая среда группы, способствующая познавательному развитию детей, планируется быть представленной в виде «центра науки» под названием «Хочу все знать». В центре познавательно-исследовательской деятельности дети получат знания, умения и навыки при работе с предметами живой и неживой природы, познакомятся с особенностями строения и работы систем организма человека. Задачи центра экспериментирования:

  1. развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации, наблюдения);
  2. формирование умений комплексно обследовать предмет.
Большую радость, удивление, восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
  1. место для постоянной выставки, где размещены музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья, кристаллы и др.);
  2. место для приборов;
  3. место для хранения материалов ( природного и «бросового»);
  4. место для проведения опытов;
  5. место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и др.).
Материалы данной зоны следует располагать по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет» и др. Основное оборудование для экспериментальной деятельности подбирается и распределяется по возрастам (Приложение 2). Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствует овладению основными средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Исследования дают возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?», «Почему?». Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

















Паспорт проекта Вид проекта: практико-ориентированный. Участники: воспитатели группы, родители. Цель проекта: создание «научного центра» как составляющей предметно-развивающей среды группы ДОУ. Задачи проекта:

  1. определение места в групповом помещении для уголка экспериментирования;
  2. материально-техническое обеспечение «научного центра»;
  3. разработка эскиза уголка с отражением в нем зон для совместной работы педагога и ребенка, для самостоятельной деятельности детей, для перспективных заданий поискового характера;
  4. разработка плана совместной деятельности педагога и детей по познавательно-экспериментальной деятельности.
Этапы проектной деятельности: 1 этап - формирование проблемы, цели и задач проекта; 2 этап - практическая реализация проекта; 3 этап - подведение итогов, защита проекта. План реализации проекта на 2014 - 2015 учебный год

Вид деятельности

Сроки исполнения

  1. Изучение проблемы, постановка цели и задач проекта

Июнь 2014 г.

  1. Разработка эскизов оформления уголка экспериментирования

Июль 2014 г.

  1. Приобретение материалов и оборудования для опытов и экспериментов

Август 2014 г.

  1. Разработка плана совместной деятельности детей и педагогов по познавательно-экспериментальной деятельности

Сентябрь-октябрь 2014 г.

  1. Презентация уголка экспериментирования «Хочу все знать» на педсовете коллектива

Ноябрь 2014 г.

  1. Создание уголка экспериментирования, практическая деятельность в уголке по темам

Декабрь 2014 г. - апрель 2015 г.

  1. Подведение итогов

Май 2015 г.



Ожидаемый результат. Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка.























© 2010-2022