- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Природа Южного Урала» для 3 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Природа Южного Урала» для 3 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Заслонова И.Г. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Природа Южного Урала»
для 3 класса
Пояснительная записка
Программа факультативного курса " Природа Южного Урала " предназначена для обучающихся в начальных классах. Позволяет обучающимся на основе комплексного подхода получить целостное представление о природе, населении родного края, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к родной природе. Программа предлагает ребятам заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много интересных и полезных сведений о родном округе, городе. Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Цель: Раскрыть общее представление об окружающем мире через знание детьми особенностей уральской природы, формировать интерес к уголку Земли, который принято называть «малой родиной».
Задачи: Познакомить с географическим положением, формами поверхности, полезными ископаемыми, водоемами, почвой, природными сообществами, сельским хозяйством Южного Урала; - развивать умение работать с картой и дополнительной литературой; - учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; - воспитывать любовь к родному краю и развивать чувство ответственности. Рабочая программа построена с учётом с межпредметных связей с предметами: история, география, литература, ИЗО, окружающий мир.
Методы: 1. Викторины, конкурсы. 2. Беседы. 3. Работа с картой. 4. Творческие задания. 5.Обсуждение ситуаций. 6. Описательный рассказ.
Распределение учебного времени
№ Раздел Количество часов по рабочей программе
Содержание. Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Содержание программы является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона. Учащиеся учатся ориентироваться на местности, знакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот курс предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Наш край на карте: Наш край на карте. Разнообразие природы Челябинской области. Карта Челябинской области. Города Челябинской области. Поверхность нашего края: Формы поверхности Челябинской области. Географические названия. Зачем охранять поверхность? Полезные ископаемые нашего края: Полезные ископаемые. Геологическое прошлое Земли. Группы полезных ископаемых. Как узнать язык камня? Строительное сырьё. Топливные и рудные полезные ископаемые. Что даёт наш край стране? Водоёмы нашего края: Водоёмы нашего края. Реки Челябинской области. Озёра Челябинской области. Охрана водоёмов. Почвы нашего края: Почвы нашего края. Охрана почв края. Лес - природное сообщество: Растения леса. Растения области, нуждающиеся в охране. Животные лесов Челябинской области. Растительноядные. Насекомоядные и хищные животные. Насекомые наших лесов. Ярусы леса. Луг - природное сообщество. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Кормовые растения. Водоём - природное сообщество: Водоём - природное сообщество. Растения водоёма. Животные водоёма. Млекопитающие обитатели. Земноводные и околоводные птицы. Растениеводство нашего края: Растениеводство в нашем крае. Пчеловодство и овощеводство. Садоводство и цветоводство. Животноводство нашего края: Животноводство в нашем крае. Свиноводство и птицеводство. Крупный и мелкий рогатый скот. «Экологический проект».
Применяются разнообразные типы учебных занятий и форм организации обучения. Для формирования учебной деятельности обучающихся используются элементы развивающих технологий обучения, игровые технологии, технологии проектной деятельности. Из форм организации обучения применяются: занятия изучения нового материала, учебно-практические занятия, практикумы, экскурсии, деловые и ролевые игры, защита проектов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
- внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно - познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия» Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия» Выпускник научится:
- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно - следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
- обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- анализ;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
- обобщение.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия» Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнеров;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
- слушать собеседника;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Календарно - тематическое планирование
Наш край на карте. Сформировать представления о родном крае; познакомить с административной картой России, развивать умение работать с картой
Разнообразие природы Челябинской области. Рассказать о разнообразии природы родного края, используя карту природных зон области.
Карта Челябинской области. Учить сравнивать карту области с картой страны, находить сходство и различие. Выяснить с какими областями и республиками граничит Челябинская область.
Города Челябинской области. Познакомить с краткой информацией некоторых городов Челябинской области. Поверхность нашего края
Формы поверхности Челябинской области. Дать представление о поверхности родного края; развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Географические названия. Зачем охранять поверхность? Дать первоначальные представления о борьбе с карьерами, отвалами, оврагами и терриконами. Полезные ископаемые нашего края.
Полезные ископаемые. Геологическое прошлое Земли. Сформировать представление о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
Группы полезных ископаемых. Учить классифицировать полезные ископаемые, определять рудные и нерудные группы.
Как узнать язык камня? Дать знания о минералогии - как науке о камнях.
Строительное сырьё. Познакомить с группой нерудных ископаемых, называть области их использования.
Топливные и рудные полезные ископаемые. Называть свойства минералов и горных пород, определяя в полезных ископаемых содержание металлов.
Что даёт наш край стране? Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования, учиться находить на карте Челябинской области местоположения этих ископаемых. Водоёмы нашего края
Водоёмы нашего края. Реки Челябинской области. Сформировать представления о водоёмах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоёмами
Озёра Челябинской области. Дать представление о жизни пресного водоёма, ознакомить с растительным и животным миром.
Охрана водоёмов. Раскрыть значение водоёмов для человека, их охрану. Почвы нашего края.
Почвы нашего края. Познакомить детей с различными видами почв и их составом.
Охрана почв края. Познакомить с природоохранной деятельностью человека.
Лес - природное сообщество
Лес - природное сообщество. Растения леса. Сформировать представления о лесе, как природном сообществе;
Растения области, нуждающиеся в охране. Познакомить с растениями области, нуждающимися в охране.
Животные лесов Челябинской области. Растительноядные. Ознакомить с разнообразием лесных обитателей живущих в нашей области. Как с помощью внешнего вида и образа жизни они приспособились к обитанию в лесу.
Насекомоядные и хищные животные. Закрепить знания о том, что животные систематизируются по способу питания.
Насекомые наших лесов. Рассказать о расселении животных по природным зонам области. Преобладание в лесостепной зоне насекомоядных.
Ярусы леса. Ознакомить ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов
Луг - природное сообщество. Лекарственные растения. Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга. Развивать интерес, наблюдательность.
Ядовитые растения. Знакомство с ягодами и грибами, которые могут нанести вред здоровью человека.
Кормовые растения. Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о кормовых культурах. Водоём - природное сообщество
Водоём - природное сообщество. Растения водоёма. Сформировать представления о жизни пресного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов, с ролью человека
Животные водоёма. Млекопитающие обитатели. Дать краткую характеристику животным пресных водоёмов, обитающих на разных уровнях.
Земноводные и околоводные птицы. Закрепить знания детей о земноводных и околоводных птицах .Учить работать с дополнительной литературой. Растениеводство нашего края
Растениеводство в нашем крае. Пчеловодство и овощеводство. Сформировать представления о растениеводстве в нашем крае; о незаменимых защитниках урожая, о защите урожая без ядохимикатов.
Садоводство и цветоводство. Ознакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях. Воспитывать бережное отношение к природе. Животноводство нашего края
Животноводство в нашем крае. Свиноводство и птицеводство. Сформировать представления об отрасли сельского хозяйства - животноводстве; выяснить, какие отрасли животноводства развиты в нашем крае.
Крупный и мелкий рогатый скот. Познакомить с особенностями разведения крупного и мелкого рогатого скота, дать характеристику получаемой продукции.
Обобщающий урок «Экологический проект». Обобщить знания детей об особенностях природы родного края - Южного Урала.
Ожидаемые результаты По окончании изучения курса обучающиеся должны: знать
- пространственное расположение Челябинской области и своего города;
- основные географические объекты округа;
- символику своего родного края, города.
- месторасположение своего города, округа на карте России;
- источники географической информации для решения проблем и задач.
- вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
- вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края.
Литература
- Григорьева Е.В. Природа Южного Урала (методические рекомендации к региональному учебному комплексу для начальной школы «Природа Южного Урала») Книга для учителя. - Челябинск: 2000 - Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся 3-4 классов. - Челябинск: Южный Урал. кн. издательство, 2006. - Григорьева Е.В. Тесты. Природа Южного Урала: Краеведческие задания для младших школьников. - Челябинск, 2001. - Григорьева Е.В., Мохнатова Е.Р. Природоведение с основами краеведения: Рабочая тетрадь для 3-4 класса. - Челябинск, 2001