- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Современная литература в жизни детей предшкольного возраста
Статья Современная литература в жизни детей предшкольного возраста
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Спиридонова И.И. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Всё великое, что некогда свершилось в мире, свершилось сначала в фантазии какого-нибудь человека. И как будет выглядеть мир завтрашнего дня, зависит во многом от меры воображения, которая присуща тем, кто как раз сейчас учится читать. И поэтому детям нужны книги. Астрид Линдгрен Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой - это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось ещё во времена Ярослава Мудрого, а если обратиться к мировой цивилизации, то и значительно раньше. Но многовековая история этого вопроса была связана со взрослым человеком или с юношей, отроком. И только совсем недавно стали чаще говорить о «дошкольнике-читателе», изучать его особенности, задумываться над принципами отбора книг для детского чтения, следить за воздействием их на читателя не только в момент чтения. Ребёнок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель», по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения - всё это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Особенно это важно для детей, которые не посещают детский сад. «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух… Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней (А.С Макаренко) Литература сегодня и как факт существования духовно нравственной жизни общества, и как школьный предмет остаётся, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически - нравственное чувство развивается, нравственное убеждение формируется, и особенно интенсивно в детском возрасте. Значит именно к поступлению в школу, мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала. Дети должны, с помощью воображения входить в нарисованную писателем жизнь, переживать её как реальную, отзываться душой на переживания героев, наслаждаться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, педагоги прежде всего сами должны понимать, что литературные произведения - это вид искусства, что на занятиях по знакомству детей с литературными произведениями «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А.Рыбникова), а главное - они сами должны уметь анализировать художественный текст. Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста .Цель занятий литературного слушания - обеспечить целенаправленное руководство процессом познания мира литературы, обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, «эстетического вкуса» детей. Систематически общаясь с художественной литературой, у детей расширяется читательский опыт, обогащается их нравственный мир, подготавливается сознание и чувство маленьких «слушателей-читателей» к самостоятельному чтению сказок, стихов, рассказов. Овладение умением слышать художественное произведение - это значит дать возможность каждому ребенку почувствовать произведение, сделать «своё» открытие, которое заставит задуматься о добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также радости, веселье, гордости, грусти, печали, ненависти, раздражении, восхищении и т.д. Литература не должна играть прикладной роли в системе воспитания и обучения ребенка ни в семье, ни на занятиях в группах кратковременного пребывания при школе. «Крайне важно, что бы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благодарное и возвышенное «(В. Брюсов)», а не свод правил поведения досуга или источник информации любого рода. « Давайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными… Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать и материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступным для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье» (Е.Н.Водовозова) Таким образом, вопрос о литературном слушании является очень важным для развития, обучения и воспитания дошкольников. Крайне важным в деле приобщения ребенка к литературным произведениям является сотрудничество педагога и родителей. Это сотрудничество предполагает тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодоление дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души. Но на самом деле происходит другое. Проводя опрос родителей на тему: «Какие произведения вы читаете детям дома?», я получила вот такие результаты:
- родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними, почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в обществе сверстников;
- дети дома больше всего «общаются» с телевизором, компьютером и другой техникой, «выключены» из жизни родителей, а отсюда- всего шаг до взаимного непонимания в подростковом и более старшем возрасте.
- беседы по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия книги;
- с помощью родителей можно получить информацию о наличии книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начитанности малыша;
- родители могут принять участие в экскурсиях в районную библиотеку. В ней с помощью библиотекарей можно проводить работу по методике отбора книг, организации семейного чтения;
- родители участвуют в проведении литературных мероприятий.
- Сергея Георгиева, Марины Дружининой, Сергея Степанова, Ирины Антоновой, Тамары Крюковой - о школе, семье, дружбе, играх и увлечениях. Все произведения учат доброте, чуткости, отзывчивости, написаны с тонким юмором и пониманием мира ребенка.
- М. Зощенко, Л. Пантелеева, В. Осеевой, В. Драгунского, Ю. Сотника, В. Голявкина, Р. Погодина, Ю. Коваля, В. Железникова, В. Крапивина и других - о школе, семье, дружбе, природе. Все произведения учат чуткости, доброте, взаимопониманию, отзывчивости. Авторы прекрасно знают и любят детей, с пониманием относятся к их миру.
Литература:
- З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго». Москва «Просвещение» 2006 год.
- О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». Москва Творческий Центр « Сфера» 2001год.
- Л.Е.Ефрасинина «Литературное чтение». Москва. «Вента-Граф»2002.
- Н. Чивикова «Как подготовить ребенка к школе». Москва. Айрис Пресс рольф.2003год.
- М.М.Безруких «Ступеньки к школе». Москва . «Дрофа» 2001.
- Н.Ф.Виноградова .Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». Москва . «Вента- Граф»2007.
- Статья из интернета «Тенденции развития современной детской литературы».
- Журналы «Дошкольное воспитание» 1999-2010 годов.