Статья Современная литература в жизни детей предшкольного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Современная литература в жизни детей предшкольного возраста



Всё великое, что некогда свершилось в мире, свершилось сначала в фантазии какого-нибудь человека. И как будет выглядеть мир завтрашнего дня, зависит во многом от меры воображения, которая присуща тем, кто как раз сейчас учится читать. И поэтому детям нужны книги. Астрид Линдгрен Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой - это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось ещё во времена Ярослава Мудрого, а если обратиться к мировой цивилизации, то и значительно раньше. Но многовековая история этого вопроса была связана со взрослым человеком или с юношей, отроком. И только совсем недавно стали чаще говорить о «дошкольнике-читателе», изучать его особенности, задумываться над принципами отбора книг для детского чтения, следить за воздействием их на читателя не только в момент чтения. Ребёнок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель», по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения - всё это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Особенно это важно для детей, которые не посещают детский сад. «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух… Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней (А.С Макаренко) Литература сегодня и как факт существования духовно нравственной жизни общества, и как школьный предмет остаётся, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически - нравственное чувство развивается, нравственное убеждение формируется, и особенно интенсивно в детском возрасте. Значит именно к поступлению в школу, мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала. Дети должны, с помощью воображения входить в нарисованную писателем жизнь, переживать её как реальную, отзываться душой на переживания героев, наслаждаться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, педагоги прежде всего сами должны понимать, что литературные произведения - это вид искусства, что на занятиях по знакомству детей с литературными произведениями «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А.Рыбникова), а главное - они сами должны уметь анализировать художественный текст. Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста .Цель занятий литературного слушания - обеспечить целенаправленное руководство процессом познания мира литературы, обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, «эстетического вкуса» детей. Систематически общаясь с художественной литературой, у детей расширяется читательский опыт, обогащается их нравственный мир, подготавливается сознание и чувство маленьких «слушателей-читателей» к самостоятельному чтению сказок, стихов, рассказов. Овладение умением слышать художественное произведение - это значит дать возможность каждому ребенку почувствовать произведение, сделать «своё» открытие, которое заставит задуматься о добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также радости, веселье, гордости, грусти, печали, ненависти, раздражении, восхищении и т.д. Литература не должна играть прикладной роли в системе воспитания и обучения ребенка ни в семье, ни на занятиях в группах кратковременного пребывания при школе. «Крайне важно, что бы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благодарное и возвышенное «(В. Брюсов)», а не свод правил поведения досуга или источник информации любого рода. « Давайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными… Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать и материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступным для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье» (Е.Н.Водовозова) Таким образом, вопрос о литературном слушании является очень важным для развития, обучения и воспитания дошкольников. Крайне важным в деле приобщения ребенка к литературным произведениям является сотрудничество педагога и родителей. Это сотрудничество предполагает тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодоление дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души. Но на самом деле происходит другое. Проводя опрос родителей на тему: «Какие произведения вы читаете детям дома?», я получила вот такие результаты:

  • родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними, почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в обществе сверстников;
  • дети дома больше всего «общаются» с телевизором, компьютером и другой техникой, «выключены» из жизни родителей, а отсюда- всего шаг до взаимного непонимания в подростковом и более старшем возрасте.
Все эти недостатки во многом объясняются отсутствием у родителей необходимых педагогических знаний по проблеме знакомства детей с литературой. Чтобы не допустить такое развитие событий в дальнейшем, я в своей работе использую такие формы общения с родителями:
  • беседы по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия книги;
  • с помощью родителей можно получить информацию о наличии книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начитанности малыша;
  • родители могут принять участие в экскурсиях в районную библиотеку. В ней с помощью библиотекарей можно проводить работу по методике отбора книг, организации семейного чтения;
  • родители участвуют в проведении литературных мероприятий.
Родители, взрослые должны уяснить, что чтение, участие в работе по его организации поможет им самим понять проблемы детства, постигнуть образ детства. Поэтому важно родителям понять, что чтение детям сказок, рассказов, потешек обогащает их представления о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству. Общаясь с ребенком, необходимо выработать модель его поведения при чтении художественной литературы. Прежде всего нужно научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к послушанию и слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние ребенка. Книгу нельзя навязывать, преподносить как нечто обязательное, читать между делом. Еще В.Г.Белинский предостерегал: «Читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее, чем ничего не читать». В наше время, когда телеэкраны заполнены иностранными фильмами, дети чаще должны слышать родное русское слово, чтобы с маминых лет запоминались ими русские сказки, прославляющие не расчет, а отзывчивость, сердечность, бескорыстную помощь тому, кто попал в беду, верность в дружбе и любви. Немало у них и таких сказок, которые высмеивают зазнайство, глупость, лень. Народ знал, что в основу характера должны лечь подлинно человеческая мораль; знал народ и то, что чувство юмора тоже надо воспитывать с детства: оно поможет пережить житейские неурядицы. Поэтому - то создал и сберег для своих потомков так много разнообразных сказок. Произведения для литературного слушания представлены следующими темами детского чтения: о Родине, о детях, о животных, о природе, о волшебстве. В круг чтения детей 5-6 лет можно вводить периодику: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Можно организовать «издание» книги. Для этого необходимо целенаправленное педагогическое руководство творческой деятельностью детей. В своей работе я использую произведения классические, хрестоматийные, известные не одному поколению детей и любимые ими, так и произведения забытые, отвергнутые по каким-либо причинам, но в своё время популярные, а нашему времени созвучные. Кроме того, учитываются основные тенденции развития современной детской литературы: лучшие произведения, написанные в наше время и получившие признание читателей, а также свидетельствующие о том, как развиваются ведущие направления в литературе последних десятилетий,- авторская сказка, природоведческая книга, поэзия, произведения поэтов детей. Современные писатели в своих произведениях пытаются показать новые реалии, что требует нестандартных подходов. Героями произведений становятся персонажи, которые еще вчера считались людьми недостойными находиться в обществе. Не смотря на такой поворот, современная детская литература не изменила своего курса. Тенденции ее развития на протяжении всего двадцатого века сохранились и сейчас. Ребенок, как самостоятельная личность, мыслящая, чувствующая, способная оценивать окружающий мир, является героем многих современных авторов. Современные детские стихи, рассказы и сказки в основном легко читаются и понятны самым маленьким читателям. В основе таких произведений, как и раньше, лежит фольклор. Герои созданные народом продолжают жить в современных произведениях. Так же в современной детской литературе очень широко описаны взаимоотношения между сверстниками и взрослыми. Это особо приветствуется в современных условиях, когда бешеный ритм жизни не всегда предоставляет возможность взрослым на общение с детьми. А такие жанры как детская фантастика, фэнтези и детский детектив в современной детской литературе стали наиболее читаемыми среди подростков и дали ответ на вопрос критиканов, что читать. Начало двадцать первого века также обусловлено возращением детских журналов и газет. «Мурзилка», «Веселые картинки» становятся любимцами уже нового поколения. Поэтому вопрос, что читать ребенку сейчас не стоит так актуально, как в девяностые годы двадцатого столетия. В cвоей работе я использую веселые рассказы современных детских писателей:
  • Сергея Георгиева, Марины Дружининой, Сергея Степанова, Ирины Антоновой, Тамары Крюковой - о школе, семье, дружбе, играх и увлечениях. Все произведения учат доброте, чуткости, отзывчивости, написаны с тонким юмором и пониманием мира ребенка.
  • М. Зощенко, Л. Пантелеева, В. Осеевой, В. Драгунского, Ю. Сотника, В. Голявкина, Р. Погодина, Ю. Коваля, В. Железникова, В. Крапивина и других - о школе, семье, дружбе, природе. Все произведения учат чуткости, доброте, взаимопониманию, отзывчивости. Авторы прекрасно знают и любят детей, с пониманием относятся к их миру.
Мне бы очень хотелось, чтобы потребность в чтении художественной литературы, систематическая, естественная, осталась у детей на всю жизнь.

Литература:
  • З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго». Москва «Просвещение» 2006 год.
  • О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». Москва Творческий Центр « Сфера» 2001год.
  • Л.Е.Ефрасинина «Литературное чтение». Москва. «Вента-Граф»2002.
  • Н. Чивикова «Как подготовить ребенка к школе». Москва. Айрис Пресс рольф.2003год.
  • М.М.Безруких «Ступеньки к школе». Москва . «Дрофа» 2001.
  • Н.Ф.Виноградова .Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». Москва . «Вента- Граф»2007.
  • Статья из интернета «Тенденции развития современной детской литературы».
  • Журналы «Дошкольное воспитание» 1999-2010 годов.

© 2010-2022