- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока математики на тему Число и цифра 2
Конспект урока математики на тему Число и цифра 2
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аношина Т.В. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме «Изучение числа ДВА и цифры 2»
Цель:
познакомить учащихся с числом ДВА и написанием цифры 2.
Задачи:
-
активизировать знания учащихся о равенствах, неравенствах и математических записях;
-
продолжить работу, связанную с составлением математических рассказов;
-
развивать наблюдательность, внимание.
Оборудование:
учебник математики для 1 класса И,И,Аргинской (часть 1), счётные палочки, иллюстрации, таблица с начертанием цифр.
Ход урока.
-
Организационный момент
Учитель: Ребята, посмотрите на доску.
(На доске прикреплены геометрические фигуры)
красный квадрат красный круг жёлтый треугольник синий квадрат
У вас на столах геометрические фигуры. Расположите их так, как на доске.
Закройте глаза. А теперь откройте глаза и посмотрите, что изменилось.
( Активизация внимания, мотивация на деятельность и включение в неё детей )
синий квадрат зелёный круг жёлтый треугольник красный квадрат
Дети: Красный квадрат поменяли местами с синим квадратом.
- Красный круг заменили на зелёный круг.
- А я заметил, что здесь лишняя фигура - круг. Потому что у круга нет углов, а других есть.
- А мне кажется, что лишними могут быть квадраты, их два, а треугольник и круг - их по одному.
(У детей формируется интерес к новому учебному материалу, мотивация к учёбе (ЛИЧН); умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль и самоконтроль, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ); использовать знаки, символы, модели, схемы)
2. Актуализация знаний
Учитель: Молодцы! А сейчас я прочитаю вам задачки в стихах, а вы покажете ответ с помощью счетных палочек.
Дядя ежик в сад зашел.
Три спелых груши он нашел.
Две отдал своей родне,
Сколько он забрал себе?
Дети показывают одну палочку.
Учитель:
Еж спросил ежа-соседа:
- Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме,
Видишь, яблоки на мне.
Собираю их в лесу:
Два принес, одно несу.
Сколько яблок собрал еж?
Дети показывают три палочки.
Учитель:
Пять зеленых лягушат
На песочке в ряд лежат,
Одному из этих братцев
Захотелось искупаться.
Остальным же неохота
Возвращаться вновь в болото.
Итак, сколько лягушат осталось на песке?
Дети показывают четыре палочки.
Учитель записывает на доске получившиеся числа - 1, 3, 4.
Учитель: Какое задание вы можете предложить с этими числами?
Дети: Можно нарисовать столько кругов, сколько обозначают эти числа.
- Можно составить с ними неравенства и равенства.
Учитель: Хорошо. Сейчас вы запишите неравенства и равенства с этими числами.
А чтобы запись получилась правильной и красивой, проверяйте, как нужно писать цифры 1, 3, 4, по таблице.
Вывешивается таблица с начертанием цифр.
Учитель: Не забывайте о взаимопомощи. Помогите соседу, если ему это понадобится.
Дети работают. Затем по очереди записывают на доске получившиеся равенства и неравенства.
Учитель: Как вы думаете, все ли возможные равенства и неравенства мы записали?
Дети: Кажется, все.
Учитель: Проверьте себя.
Затем открывается обратная сторона доски с такими записями:
1 < З 3 > 1 1 = 1 1 < 4 3 = 3
4 > 1 3 < 4 4 >3 4 = 4
Дети: Новых записей здесь нет.
Учитель: Молодцы! А теперь немного отдохнем.
(У детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, понимание чувств других, сопереживание (ЛИЧН); осуществляется поиск нужной информации ПОЗН); учитываются разные мнения, контролируются действия партнёра (КОМ) ).
4.Физкультминутка
5.Открытие новых знаний
Учитель: Вернемся к числам, которые я записала на доске. Что вы можете о них рассказать?
Дети: Записаны три числа.
Числа расположены в порядке возрастания.
Число 3 больше числа 1 на два, а число 4 больше числа 3 на один.
Учитель: Хорошо! Теперь откройте учебник на странице 50. Найдите № 96.
Работа с новым материалом
Основой работы является № 96 на стр. 50.
Расскажи, что изображено на рисунке.
Учитель: Что изображено на рисунке?
Дети: На рисунке изображено 5 клеток с птицами.
У всех клеток разная форма и размер.
В клетках разное количество птиц.
Учитель: Нарисуйте под каждой клеткой столько звездочек, сколько в ней птиц.
Дети выполняют задание.
Учитель: Что вы заметили?
Дети: Я заметила, что здесь нет клетки, в которой была бы одна птичка.
-А я заметил, что количество птиц в клетках то увеличивается, то уменьшается.
Учитель: Как нужно расставить клетки, чтобы в каждой следующей птиц было больше, чем в предыдущей?
Нарисуйте в рамках группы звездочек в том порядке, в котором должны стоять клетки.
(Открытые вопросы стимулируют познавательную деятельность, формируют интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке (ЛИЧН); умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль (РЕГ); анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии (ПОЗН);умение формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра (КОМ) ).
Учитель: Сколько птиц в клетке, которая должна стоять первой?
Дети: Две птицы.
Учитель: А кто догадался и назовёт тему нашего урока?
Дети: Мы будем изучать число ДВА.
Учитель: Какие цели мы поставим на уроке по изучению числа 2?
Дети: Мы узнаем состав числа 2.
Место в натуральном ряду чисел.
Научимся писать цифру 2.
Учитель: Положите на парту столько кружков, сколько крыльев у птицы (2).
Что обозначает число 2?
Дети: Количество предметов.
Учитель: Мы познакомились с числом 2?
Дети: Да.
Учитель: Замените один кружок на треугольник.
Как получили число 2?
Дети: 1 + 1 = 2 ; 2 = 1 + 1
Учитель: Мы изучили состав числа 2? (Да)
Учитель: Посмотрите на числовой ряд:
1 2 3 4 5 6 7 8 9…
Где находится число 2 в натуральном ряду?
Дети: На втором месте.
Учитель: Какое число стоит справа (слева)
Назовите соседей числа 2.
Чему ещё мы должны научиться на уроке:
Дети: Должны научиться писать цифру 2.
Учитель показывает, как печатают цифру 2 и как ее пишут.
Учитель:
А вот это цифра два,
Полюбуйтесь: какова!
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Что или кого напоминает вам эта цифра?
Дети: Лебедя.
- Вопросительный знак с хвостиком.
- Гусеницу.
- Змейку.
Учитель: Давайте попробуем обвести в тетради цифру 2.
Так её печатают: 2.. Так - пишут:2
Научись писать цифру 2.
Ученики пишут цифру в тетради. Учитель следит за посадкой детей, за правильной постановкой руки.
Учитель: Подчеркните те цифры, которые получились у вас лучше всего.
6.Физкультминутка
7.Продолжение работы по изучению нового материала
Учитель: Что нарисовано?
Дети: Нарисованы грибы.
Нарисовано пять мухоморов.
Шляпки грибов разной формы.
А я не согласен. (Ученик выходит к доске и показывает грибы с одинаковыми шляпками.)
В середине самый большой гриб.
Учитель: Сравни количество грибов левее самого крупного гриба с количеством грибов правее его. Запиши равенство или неравенство.
Дети записывают на индивидуальных досках и показывают.
Дети: 2 = 2.
Учитель: Что вы записали? Дети: Равенство, потому что слева 2 гриба и справа столько же.
- Значит, 2 равно 2.
Учитель: Давайте вернемся к записи чисел 1, 3, 4.
Что вы можете рассказать о числе 2, используя записанные числа?
Дети: Соседями числа 2 являются 1 и 3.
Число 2 называем при счете после числа 1.
Число 2 называем при счете перед числом 3
Если из числа 3 вычесть 1, получится 2.
Число 2 меньше числа 4 на 2.
8. Работа с новым материалом: подготовка к работе с задачей
Учитель: Рассмотрите рисунок в задании № 97 учебника. Кто здесь нарисован?
Дети: Птички
Учитель: Попробуйте составить математический рассказ по этому рисунку.
Один из рассказов: На ветке сидели шесть птичек. Две птички - мама и папа - решили полететь за кормом для своих деток. А четыре птички остались на ветке...
Выслушивается еще несколько рассказов.
Учитель: Хорошо.
У всех получились очень интересные рассказы.
Скажите, какие числа встречались в ваших рассказах?
Дети: Четыре. Шесть. Два.
Учитель записывает эти числа на доске.
Учитель: Ребята, а можно записать математический рассказ?
Дети: Да, можно. Только запишем не словами, а рисунком.
Учитель: Сделайте рисунок на индивидуальных досках.
После выполнения идет проверка.
Дети: Я рисовал не 6 птичек, а 6 треугольников и 2 зачеркнул.
А я рисовал 6 кругов и тоже 2 зачеркнул.
Мы вместо птичек можем рисовать любые фигуры, главное, чтобы было 6.
Учитель: Вы знаете, ребята, а в другом классе к 6 фигурам дорисовывали еще две фигуры.
Дети: Нельзя дорисовывать, потому что на рисунке показано, что 2 птички улетело.
-А когда улетели, то надо убрать
или зачеркнуть две фигуры.
Учитель: Молодцы. А вы можете составить другой математический рассказ, используя эти числа?
Пауза Дети: На тарелке лежало четыре яблока, потом мама положила ещё два яблока. На тарелке стало шесть яблок. - У Миши было шесть конфет, он четыре конфеты отдал своим друзьям. У него осталось две конфеты.
(Составляя математический рассказ, дети должны перекодировать информацию и представить её в знаках, выбранных произвольно) Учитель: Замечательно! Сейчас у нас будет письменная работа. Мы разобьемся на пары и выполним задания на карточках.
9.Работа в парах. Учитель раздает карточки с такими выражениями:
Учитель: Каждая пара находит значения своих выражений. Те, кто закончит, показывают «домик» (складывают «домик» из обеих рук).
Дается время для работы в парах.
Учитель: Что получилось в ответах?
Дети: Получилось число два. Это как раз то число, которое мы сегодня проходили.
( Контроль усвоения нового материала организуется в парах. Это позволяет слабым учащимся не испытывать страха проверки и неудач, в случае затруднения получить необходимую помощь и выполнить задание )
10. Итог урока
Учитель: Что вам больше всего понравилось из сегодняшнего урока?
Дети: Мне понравилось, что мы прошли все числа, идущие подряд: 1, 2, 3, 4...
А мне понравились стихи про цифру 2.
А мне нравится, что цифра 2 похожа на лебедя.
А мне понравились стихи про ежика.
А мне нравится придумывать математические рассказы к разным рисункам.
Учитель: Спасибо за урок, ребята. Домашнее задание будет легко выполнить тем, кто очень внимателен: найдите, где в нашей жизни встречается число два, цифра 2. Я думаю, на уроке нам будет интересно сравнить результаты ваших наблюдений.
(Домашнее задание направлено на установление взаимосвязей изученного числа с реальной жизнью)