Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 4 класс М. Пришвин Выскочка

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»

Цель: знакомство с произведением М.М Пришвина «Выскочка»

Образовательные задачи (предметные результаты):

  1. Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.

  2. Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»

  3. Учить прогнозировать содержание текста до чтения, определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.

  4. Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

1. Формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

2. Развивать память, речь, мышление.

Воспитательные задачи (личностные результаты):

  1. Воспитывать любовь к природе, Родине.

  2. Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать;

  3. Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Оборудование:

  • Техническая оснащенность: компьютер; проектор.

  • Демонстрационный материал: толковый словарь.

  • Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.


Ход урока


Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I. Работа с текстом до чтения.




















II этап. Работа с текстом во время чтения.










III.

Работа с текстом после чтения.

I. Оргмомент.

/Учитель читает стихотворение, с целью настроить учеников на учебную деятельность/

II. Актуализация знаний.









III. Самоопре

деление к деятельности.



Прием «Дешифратор»

Прием

«Предполо

жение»

Речевая разминка



Словарная работа.


IV. Первичное чтение.

V. Вопросы на первичное восприятие.


VI. Физминутка.

VII. Вторичное чтение.

Прием «Диалог с автором»

VIII. Тест напечатан на карточках.



IX.

Выборочное чтение.








X. Работа с пословицами.

XI. Итог урока.

XII. Рефлексия.

XIII.

Домашнее задание.

- Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы,

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

(Слайд 1) Тихо садитесь.

- Ребята, с произведениями какого раздела мы познакомились на прошлых уроках?

(Слайд 2)

- Природа говорит с нами на особом языке, и понять её могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя.

- Писатель, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться, прекрасно понимал этот язык и хотел, чтобы его научились понимать и вы, читатели его книг.

- Прочтите внимательно слова: (Слайд 3)

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Эти слова принадлежат писателю М.М. Пришвину.

- Посмотрите внимательно на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? (Слайд 4)

- А более подробный рассказ о замечательном человеке, писателе, авторе многих интересных произведений нам расскажет Захарова Татьяна.

Родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущёво Орловской губернии в обедневшей купеческой семье.

Учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в 4 классе за дерзость учителю, который впоследствии стал другом и единомышленником писателя.

Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище.

Работал агрономом, корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.

Много путешествовал с экспедициями учёных-языковедов, изучая фольклор народов Севера.

К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте.

Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, включенные в цикл «Золотой луг». (Слайд 5)

Сюда включены рассказы:

«Лисичкин хлеб»;

«Журка»;

«Ярик»;

«Зверь бурундук»;

«Разговор птиц и зверей»;

«В краю дедушки Мазая»;

«О чём шепчутся раки»;

«Лесной хозяин».

- М.М. Пришвин был влюблён в свою Родину, её красоту, в леса, поля, реки и озёра, её птиц и зверей. Посмотрите на фотографии М. Пришвина. Рядом с ним его четвероногие друзья - собаки. (Слайд 6)

Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Посмотрите на книги Пришвина. (Слайд 7, 8)

Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием.

А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

- Работая в парах, определите цель урока.

У вас на партах лежат листочки.

Прочитайте и выберите главное.

Итак сегодня на уроке…

1.Знакомиться

- с учебником;

- с автором литературного

произведения;

- с новым произведением.

2.Читать и

- не понимать;

- понимать прочитанное.

3.Высказы-вать и доказывать

- недовольство;

- собственное мнение;

- пожелание. пожелание



(Слайд 9)

- Правильно. Мы будем учиться понимать образный язык художественного произведения, отстаивать свою точку зрения и выясним основной смысл этого произведения.

А в помощь возьмём внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

- Название произведения М.М. Пришвина, с которым мы будем сегодня знакомиться на уроке, зашифровано. (Слово рассыпано)

- Отгадайте название произведения?

(Слайд 10)

- Произведение М.М. Пришвина, с которым мы сегодня будем знакомиться, называется «Выскочка».

- По названию произведения предположите,

о чём пойдёт речь?

- Кого называют в народе выскочкой?

- Обратимся к Толковому словарю

С.И. Ожегова.

- Сейчас мы с вами проведём речевую разминку, и вы сможете отгадать, кто будут главными героями рассказа.

Повторяйте за мной:

гуау - гуау - Испания

уаф - уаф - Франция

уон - уон - Япония

бау - бау - Англия

гау - гау - Вьетнам

гав - гав - Россия

(Слайд 11)

- Так, о каком же животном пойдет сегодня речь?

- Так издают звуки лая собаки в разных странах.

- А теперь прочтите скороговорку, которую видите на экране про себя. (Слайд 12)

- Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?

- Выделите голосом, что же делали сороки?

- Так кто же будут главными героями нашего рассказа? (Слайд 13)

- А сейчас кто-то хочет дополнить свои предположения?

- В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. (Слайд 14)

- Попробуем найти им объяснение.

  • полено;


  • сородичи;

  • выводок;


  • срам - подберите синонимы:


  • бдительность - подберите синонимы:

- Сейчас мы прослушаем рассказ и ответим на вопрос: «Почему автор назвал его

«Выскочка»?» (Слайд 15)

(Слайд 16) /закрыть экран/

- Почему рассказ называется «Выскочка»?

- Какой это рассказ, веселый или грустный?

- Назовите героев этого рассказа.

- Кто из героев вам понравился больше всего? - А почему?

- От чьего имени ведется рассказ?

- Какова главная мысль рассказа?

- Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали до начала работы с текстом?

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой.

Наконец, она садится

На корягу над водой.

-Молодцы, вы прекрасно отдохнули!

- Повторное чтение рассказа.

(Цепочкой)

- Читайте внимательно, вдумчиво, следите за чтением товарища, так как после чтения вам надо будет выполнить тест.

- Как вы понимаете крылатое выражение

«в семье не без урода»?

- Что означает выражение «поскакала дуром»?

- Возьмите тестовые карточки и ответьте

на вопросы. (Слайд 17)

1. Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка Б) овчарка

2. Откуда приехала Вьюшка?

А) с берегов р. Енисея Б) с берегов р. Бии

В) с берегов о. Байкал

3. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась Б) сторожила

В) охраняла хозяина

4. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия» Б) «Байкал»

В) «Виться»

- Проверка теста. На слайде ответы.

Оцените себя. (Слайд 18)

- Кто слушал внимательно и ответил на все вопросы правильно?

- Молодцы!

- А кто сможет пойти и показать реку Бия?

/закрыть экран/

1. Рассмотрите иллюстрацию.

- Какой эпизод рассказа изобразил художник?

- Найдите в тексте отрывок, который соответствует иллюстрации и прочитайте.

2. Найдите описание Вьюшки? (с. 92)

- Какое отношение автора к собаке?

3. Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация)?

с. 94 (со слов ...Только бы ещё одно мгновение…)

- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа.

- Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда?

- Почему?

- Создадим модель описания наших главных героев?

- Соотнесите слова нашим героям?

- Вьюшка ….какая она?

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

- Выскочка, что о ней можно сказать?

Используя слова, составить «синквейн».

(Слайд 19)

  1. Собака.

  2. Весёлая, смелая.

  3. Лает, кусает, охраняет.

  4. Самый лучший друг человека.

  5. Вьюшка.


  1. Сорока

  2. Ловкая, хитрая, (проворная)

  3. Подскакала, вырвалась,

  4. Сорока осталась без хвоста.

  5. Выскочка.

- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока?

- Что такое сострадание?

- Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему?

- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

- Как относятся к выскочкам в обществе?

- Какой вывод делает М.М. Пришвин?

- О чем предупреждает нас?

- Прочтите пословицы. (Слайд 20)

Поспешишь - людей насмешишь.

Богатством ума не купишь.

Сытый голодному не товарищ.

В пустой бочке много звону.

Голова без ума, что фонарь без огня.

- Какие пословицы подходят к рассказу?

- Можно ли это считать главной мыслью рассказа?

М . М. Пришвин говорил: (Слайд 21)

« Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю»

- Прокомментируйте его слова, опираясь на текст.

Прошу подвести итог урока, закончив предложения:

Было трудно…(Слайд 22)

Сегодня на уроке я задумался……

Меня удивило…

/Оценки за урок/

(Слайд 23)

  • Составить план и подготовить пересказ по плану.

  • Подготовить рассказ о Выскочке.


(Слайд 24) Спасибо за урок!


«Природа и мы».


«Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

(Человек заботится о себе и о своей Родине).

(Рассказ детей о писателе по портрету).

Рассказ ученика (подготовленный).






Работа в парах.

Знакомиться с новым произведением.

Читать и понимать прочитанное.

Высказывать и доказывать собственное мнение;

пожелание.


С К О В Ы Ч К А

Дети разгадывают название.

Ответы детей.

Выскочка- это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

(В словаре зачитывает ребенок)

гуау - гуау

уаф - уаф

уон - уон

бау - бау

гау - гау

гав - гав

О собаке.

Три сороки - тараторки

Тараторили на горке.

Собака, сорока.

Предположения детей.

- кусок распиленного бревна для растопки;

- родственники;

- птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;

- стыд, позор;

- внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Потому что одна сорока решила выделиться среди других.

Веселый.

Вьюшка, Выскочка и стая сорок.

(Дети высказывают свое мнение.)

От имени автора.

Не считать других глупее себя.

Да, оправдались.

Движения руками, имитирующие махи крыльями.

Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.

Чтение по цепочке.

Какой - то ни такой, как все.

Бестолковый поступок.

Выполняют тест.




(С любовью, нежностью, обращается ласково).

(Самоуверенная, хитрая, с напором - шарик пестрый с головкой).

Стыда.

(Над ней посмеялись даже сороки).

Веселая,…

Сравнение «...ушки, как рожки, хвостик колечком (творительный падеж),

зубки беленькие, как чеснок»

С заскоком,…

Самостоятельная работа учащихся.


Сострадание.

Сострадание - это жалость, сочувствие к кому-нибудь.

(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).

(М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).

Познаватель-

ные УУД

1.Формируем умение извлекать информацию из текста.



Коммуникативные УУД

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4.Формируем умение работать в паре.







Регулятивные УУД

1.Умение сохранять учебную цель в ходе выполнения учебной задачи.

2.Умение высказывать своё предположение по заглавию и ключевым словам.

3.Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.








Коммуникативные УУД

1.Формируем умение слушать и понимать других.

Личностные УУД

1.Формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Здоровьесбереже-

ние.


Регулятивные УУД

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Познаватель-

ные УУД

1.Формируем умение извлекать информацию из иллюстрации, текста.

2.Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

3.Формируем умение представлять информацию в виде схемы (модели).




Личностные УУД

1.Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2.Формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, отношение к героям и их поступкам.

3.Формируем умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Коммуникативные УУД

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами.

Регулятивные УУД

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
























Самоанализ урока литературного чтения в 4 классе.

Урок литературного чтения проводился в 4 классе по образовательной системе «Школа России».

Урок проводился по теме М.М. Пришвина «Выскочка». Это шестой урок в разделе «Природа и мы».

Цель урока: познакомить учащихся с произведением М.М Пришвина «Выскочка» и раскрыть смысл рассказа.

Задачи:

1. Расширить знания детей о творчестве М.М.Пришвина.

2. Учить определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.

3. Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.

4. Развивать память, речь, мышление.

5. Воспитывать любовь к природе, Родине.

Тип урока: обучение чтению нового текста с применением технологии развития критического мышления.

Он включает в себя следующие этапы:

Работа с текстом до чтения.

Работа с текстом во время чтения.

Работа с текстом после чтения.

Работа на уроке соответствовала технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся и развитие интереса к чтению.

«Работа с текстом до чтения» включала в себя: актуализацию знаний, постановку темы, целей урока, а также такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по фамилии автора, заглавию.

Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

Речевая разминка, приём «дешифратор» позволили включить всех в деловой ритм урока, обеспечить необходимую мотивацию.

УУД:

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать свое предположение по заглавию и ключевым словам.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Слушать и понимать речь других.

Формирую умение работать в паре.

На этапе «работа с текстом во время чтения» были использованы разные виды чтения:

первичное чтение -прослушивание, с целью проверки своих предположений;

вторичное чтение «по цепочке» и выборочное чтение.

Перед чтением ставились проблемные вопросы, тест.

По ходу чтения задавались уточняющие вопросы на понимание.

УУД:

Эмоционально «пережить» текст, выражать свои эмоции.

Высказывать свое отношение к героям и их поступкам.

Ориентироваться в учебнике.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Выразительно читать текст.

Формирую умение извлекать информацию из иллюстрации, текста.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формирую умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

На этапе работы с текстом «после чтения»

Проблемный вопрос к тексту в целом.

Понимание авторского замысла.

Создание модели описании.

Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

Творческое задание, опиралось на осмысление содержания пословиц.

УУД:

Формирую умение выказывать своё отношение к героям и к их поступкам, выражать свои эмоции.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Формирую умение представлять информацию в виде схемы (модели).

Формирую умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формирую умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Рефлексия показала, что урок детям понравился.

На мой взгляд, урок поставленных целей достиг.

© 2010-2022