Программа внеурочной деятельности «Азбука этики»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Программа кружка «Азбука этики» имеет общекультурное направление. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования, приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Азбука этики» принята на основании Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ «СОШ № 69». Актуальность программы заключается в том, что в образовательном процессе мало времени уделяется этической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей. Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса. Программа внеурочной деятельности кружка «Азбука этики» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса ОУ, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся». В основу программы вошли положения классного руководителя о гуманистической школе, цели которой - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, дать каждому школьнику базовое образование и привить элементарные навыки культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для тех сторон личности, для которых имеются наиболее благоприятные условия и объективные возможности семьи, школы. Педагогическая целесообразность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе предоставить условия для самовоспитания и развития личности ребёнка. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников по основной образовательной программе начального общего образования во всех предметных областях, через приобретение ими практических навыков эффективного и безопасного общения в социуме. За основу программы взяты положения классного руководителя о гуманистической школе. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки. Отличительные особенности программы «Азбука этики», в том, что данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике. Программа состоит из 4 крупных разделов: • Этика общения. • Этикет. • Этические нормы отношений с окружающими. • Этика отношений в коллективе. Основным методом преподавания является игра. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры, в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям. В организации учитывались такие возрастные качества, как: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике. Детей 7-10 лет отличает глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на все психическое развитие ребенка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше, что рождает волевое усилие в преодолении трудностей. Основным критерием успеха воспитательной работы служит уровень воспитанности школьников, развитие их взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и формирование их отношений к выполнению своих обязанностей в школе и дома. Возраст детей 6 -7 лет. Срок реализации - 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год. Периодичность занятий - 1 час в неделю. Формы организации обучения детей - коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

Цель:

воспитание нравственной культуры личности.

Задачи:

  • научить детей правилам этикета, этическим нормам отношений с окружающими;

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

  • прививать детям стремление к постоянному познанию.

Планируемые результаты и способы их проверки

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;

  • желание приобретать новые знания;

  • способность оценивать свои действия;

  • готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

  • устанавливать связь между поколениями;

  • читать и извлекать нужную информацию из учебников и других источников;
  • сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими;
  • знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • работать по плану;

  • адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :

  • вести диалог с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы;

  • слушать и отвечать на вопросы других;

  • высказывать свою точку зрения;

  • работать в парах и рабочих группах.

Способы проверки результатов освоения программы Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: • игра; • сюжетно - ролевая игра; • конкурсы; • праздники.

Формы учета оценки планируемых результатов • Опрос; • Наблюдение; • Анкетирование учащихся и родителей.















Учебно-тематический план

Название темы, раздела

часы

теория

практика

Этика общения.

6



1

Этика - наука о морали.

1

-

2

Как я выгляжу.

0,5

0,5

3

Школьный этикет.

0,5

0,5

4

Зачем быть вежливым.

0,5

0,5

5

Сказка о вежливости.

-

1

6

Добро и зло в сказках.

1

-

Этикет.

6

7

Простые правила этикета.

0,5

0,5

8

Праздничный этикет.

1

-

9

Повседневный этикет.

-

1

10

Весёлые правила хорошего тона.

-

1

11

Сказка об этикете.

-

1

12

Просим к столу.

0,5

0,5

Этические нормы отношений с окружающими.

11

13

Путешествие в волшебную сказку.

0,5

0,5

14

Путешествие в волшебную сказку.

0,5

0,5

15

Маленькое дело лучше большого безделья.

0,5

0,5

16

Наш класс.

0,5

0,5

17

Твои поступки и твои родители.

0,5

0,5

18

Моя мама - самая лучшая.

0,5

0,5

19

День рождения.

0,5

0,5

20

Учимся общаться.

0,5

0,5

21

Сказка в нашей жизни.

0,5

0,5

22

Ты и твое здоровье.

0,5

0,5

23

Чем богат человек.

0,5

0,5

Этика отношений в коллективе.

10

24

Если радость на всех одна.

0,5

0,5

25

Товарищи и друзья.

0,5

0,5

26

Мой класс - мои друзья.

0,5

0,5

27

Отношение к старшим.

0,5

0,5

28

Отношение к учителю.

0,5

0,5

29

Удовольствие - в игре.

0,5

0,5

30

Плохо одному.

0,5

0,5

31

Я - личность.

1

-

32

Я и мои родители.

0,5

0,5

33

Доброта что солнце.

-

1

Итого

33

16

17













Содержание программы «Азбука этики»

1 класс

Раздел 1. Этика общения. (6 часов)

Тема 1. Этика - наука о морали. ( Теория.) Понятие «этика», соотношение с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Правила этикета и золотые правила этики.

Тема 2. Как я выгляжу. (Теория. Ролевая игра.) Беседа.

Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.

Тема 3. Школьный этикет. (Теория. Просмотр мультфильма) Беседа.

Понятия «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Практика. Сюжетно - ролевая игра «Я - на уроке».

Тема 4. Зачем быть вежливым. (Теория и практика. Ролевая игра) Беседа.

Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение, «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость - самая нужная и необходимая привычка человека.

Тема 5. Сказка о вежливости. Практика ( Ролевая игра)

Теория. Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

Тема 6. Добро и зло в сказках. (Теория. Беседа).

Объяснить понятия «добро - хорошо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.

Раздел 2. Этикет (6 часов)

Тема 1. Простые правила этикета. ( Теория)

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 2. Праздничный этикет. ( Теория)

Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.

Тема 3. Повседневный этикет. ( Практика)

Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 4. Весёлые правила хорошего тона. ( Практика)

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 5. Сказка об этикете. ( Практика) Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом.

Тема 6. Просим к столу. ( Практика)

Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (11 часов)

Тема 1. Путешествие в волшебную сказку. (Теория и практика)

Практика. Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Теория. Золотое правило этикета.

Тема 2. Путешествие в волшебную сказку. (Теория и практика)

Практика. Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Теория. Золотое правило этикета.

Тема 3. Маленькое дело лучше большого безделья. ( Практика)

Практика. Создание живой картины.

Тема 4. Наш класс. (Теория )

Теория. Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе.

Тема 5. Твои поступки и твои родители. (Теория)

Теория. Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

Тема 6. Моя мама - самая лучшая. (Теория )

Теория. Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.

Тема 7. День рождения. (Теория. Практика)

Теория. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Практика. Дарение подарка. Сюжетно - ролевая игра «мы на дне рождения».

Тема 8. Учимся общаться. (Теория. Практика)

Теория. Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении со взрослыми. Практика. Сюжетно - ролевые игры.

Тема 9. Сказка в нашей жизни. (Теория. Практика)

Теория. Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Практика. Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.

Тема 10. Ты и твое здоровье. (Теория .Практика)

Теория . Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Практика. Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.

Тема 11. Чем богат человек. (Теория)

Теория. Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (10 часов).

Тема 1.Если радость на всех одна. (Теория. Практика)

Теория. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя». Игра.

Тема 2.Товарищи и друзья. (Теория. Практика)

Теория. Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. Игра.

Тема 3.Мой класс - мои друзья. (Теория. Практика)

Теория. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Практика. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней.

Тема 4.Отношение к старшим. (Теория и практика)

Теория. Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим.Игра.

Тема 5.Отношение к учителю. (Теория и практика)

Теория. Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Практика. Национальные традиции России в общении с учителем.

Тема 6.Удовольствие - в игре. (Теория и практика)

Теория. Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Практика. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух.

Тема 7.Плохо одному. (Теория и практика)

Теория. Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. Практика. Игры на свежем воздухе.

Тема 8.Я - личность. (Теория )

Теория. Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.

Тема 9.Я и мои родители. (Теория и практика)

Теория. Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Практика. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.

Тема 10.Доброта что солнце. (Практика).

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.





Методическое обеспечение Название темы, раздела Формы занятий и формы работы

Этика общения.

Этика - наука о морали. Беседа. Как я выгляжу. Беседа. Ролевые игры. Школьный этикет. Беседа. Просмотр мультфильма. Зачем быть вежливым. Беседа. Ролевые игры. Сказка о вежливости

Ролевые игры. Беседа. Добро и зло в сказках. Беседа.

Этикет.

Простые правила этикета. Беседа. Просмотр мультфильма. Праздничный этикет. Беседа. Решение задач. Повседневный этикет. Ответы на вопросы. Игра. Весёлые правила хорошего тона. Ответы на вопросы. Игра. Сказка об этикете. Работа с картинками. Сценки-миниатюры. Просим к столу. Беседа. Ролевые игры. Практическое занятие в столовой школы.

Этические нормы отношений с окружающими.

Путешествие в волшебную сказку. Беседа. Игра. Конкурсы. Путешествие в волшебную сказку. Беседа. Игра. Конкурсы. Маленькое дело лучше большого безделья. Беседа. Игра. Конкурсы. Наш класс. Беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. Твои поступки и твои родители. Беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. Моя мама - самая лучшая.

Беседа. Игра. День рождения.

Праздник. Просмотр мультфильма. Учимся общаться. Беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. Сказка в нашей жизни.

Беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. Ты и твое здоровье. Беседа. Игра. Чем богат человек. Беседа. Игра.

Этика отношений в коллективе.

Если радость на всех одна. Беседа. Игра. Работа в группах. Товарищи и друзья. Беседа. Игра Мой класс - мои друзья.

Беседа. Игра. Путешествие по станциям. Отношение к старшим. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма. Отношение к учителю. Беседа. Игра. Конкурсы. Удовольствие - в игре. Беседа. Игры на свежем воздухе. Плохо одному. Праздник. Я - личность. Беседа. Игра. Конкурсы. Я и мои родители. Беседа. Игра. Конкурсы. Доброта что солнце. Праздник.

Приемы организации процесса:





  • Анализ и синтез;
  • Сравнение;
  • Классификация;
  • Аналогия;
Обобщение.

Методы организации:

  • Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная работа;

Дидактический материал : карточки с заданиями, тесты, иллюстрационный материал, репродукции картин, фотоальбомы.

Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет.

Список литературы.

Для педагога:

1.Васильева-Гангус Л. М., Азбука вежливости [Текст] /1984

2.Камычек Я. М., Вежливость на каждый день [Текст] /1975

3.Смолка К., , М., Правила хорошего тона, [Текст] /1980

4.Максимовский М., М., Этикет делового человека, [Текст] /1994

5.Дорохов А. , М., О культуре поведения [Текст] /1986

6.Карнеги Д., М., Как завоевывать друзей; [Текст] /1989

7.Лаврентьева Л.И. Школа и нравственное воспитание личности, журнал Завуч начальной школы, №5, [Текст] / 2004

Для учащихся:

1.Смолка К., М., Правила хорошего тона, [Текст] /1980



Тест на знание правил поведения в общественных местах . Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете. Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.? 1) следует, если их принимают в гардероб 2) не следует, если они тебе не мешают 3) следует Можно ли трогать руками музейные экспонаты? 1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены 2) нежелательно 3) нельзя ни в коем случае Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке? 1) допустимо 2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность 3) шумное поведение допустимо везде Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен? 1) нужно 2) не нужно 3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее? 1) не нужно 2) нужно 3) желательно, но не обязательно В какой одежде ходят в кино? 1) в нарядной 2) в спортивной 3) в будничной Что лучше надеть, собираясь в театр? 1) свитер и джинсы 2) легкую декольтированную одежду 3) нарядную одежду по сезону 4) желательно брючный костюм Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной? 1) да 2) нет, платье может иметь декольте только спереди 3) для театра предпочтительнее платье без декольте Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор? 1) и юноше, и девушке обязательно 2) на усмотрение юноши и девушки 3) юноше - обязательно, девушке - если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка) 4) девушке - обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать) Может ли девушка находиться в театре в головном уборе? 1) нет 2) сколько угодно 3) в любом, кроме меховой шапки 4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма Как проходят по ряду перед сидящими зрителями? 1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену лицом к сидящим 2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда? 1) следует 2) не следует 3) желательно Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре? 1) обязательно 2) желательно 3) не следует Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре? 1) можно, если успеешь это сделать первым 2) желательно 3) нежелательно Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду? 1) можно - ничего в этом особенного нет 2) нельзя - программу и бинокль каждый приобретает сам 3) на ваше усмотрение Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят? 1) можно 2) нельзя 3) нежелательно Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется? 1) нельзя 2) нежелательно 3) можно - в знак одобрения декораций Можно ли вслух комментировать спектакль? 1) можно, если это интересно вашим соседям 2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей 3) нельзя - подождите антракта Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам? 1) можно, если у вас хорошие слух и голос 2) желательно - чтобы подбодрить артистов 3) нельзя Можно ли есть в фойе (помимо буфета)? 1) можно 2) нежелательно 3) нельзя Как выразить свой восторг от концерта? 1) громким свистом и топаньем ног 2) криками «браво» и вставанием Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров? 1) свистеть и топать ногами 2) немедленно встать и покинуть зал 3) молчать и не аплодировать Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился? 1) можно 2) нельзя 3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус 4) на ваше усмотрение Задания по разделу «О добром отношении к людям. 1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант). Графы. 1. Слова приветствия. 2. Прощальные слова. 3. Слова извинения. 4. Слова благодарности. 5. Слова просьбы.

1

2

3

4

5







Слова на карточках

Спасибо Пожалуйста Благодарю Здравствуйте Добрый день Извините Будьте добры До свидания Простите Добрый вечер Будьте любезны Жаль Очень признателен Доброе утро До встречи Если Вас не затруднит Не могли бы Вы мне помочь Я рад Вас видеть Мне очень жаль Прощайте


У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь: - отдашь все открытки сестре; - отдашь ей одну открытку; - предложишь ей выбрать самой 1 - 2 открытки; - выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре; - _________________________________________ . 2. Запиши ответы. 2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал? ____________________________________________________________ . 2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие: мама ____________________________________ ; папа _____________________________________ ; бабушка __________________________________ ; дедушка __________________________________ . 3. Выбери нужный ответ и подчеркни его. Каким ты бываешь чаще всего: • радостным; • злым; • спокойным; • плачущим; • смеющимся; • недовольным; (запиши другое слово, обозначающее твое состояние).



© 2010-2022