Конспект урока по окружающему миру Разнообразие животных во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

Тема: Разнообразие животных.

Цели: учить познавать, расширять свои знания о животных; воспитывать экологическую культуру учащихся.

Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умения называть группы животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся); способствовать развитию умений выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное; воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся группировать объекты по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), называть группы животных по их характерным признакам.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Личностные: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.

Оборудование: учебник, хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; загадки, фотографии с изображением животных, кроссворд «Животные», интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Демонстрация на доске фотографии с изображением березы, кузнечика, медведя, окуня, смородины, голубя и др. Слайд 1

- Разделите все изображения на две группы. (Растения и животные.)

- Выделите общие признаки растений и животных. (Они относятся к живой природе.)

- Животные, как и растения, относятся к живой природе. Назовите признаки объектов живой природы. (Живые организмы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются - оставляют потомство.)

Слайд 2

- Расскажите на примере цыпленка. Слайд 3

- Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.)

- Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения сами производят пищу из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)

- Расскажите о способе питания животных. (Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и другими животными, или только животными.)

- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 5. Какие животные здесь изображены? Назовите среду обитания каждого.

- Особенностью пресмыкающихся является то, что они ползают, «пресмыкаются» (за что и получили название «пресмыкающиеся»). Их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем.

Рассмотрите рисунки пресмыкающихся: прыткая ящерица, гюрза, степная черепаха. Какие пресмыкающиеся обитают в нашем крае? (Предположения детей.) Слайд 4

- На территории России обитают уж обыкновенный, уж водяной, гадюка обыкновенная, болотная и степная черепахи, ящерица живородящая.

- Рассмотрите и дополните Машину схему.

- По оглавлению учебника проверьте, сколько групп животных должно получиться? (6 групп.) Слайд 5

- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 5. Назовите изображенных животных. Определите, к какой группе относится каждое из них. (Оса - насекомое, кобра - пресмыкающееся, ворона - птица, крот - зверь, жаба - земноводное, горбуша - рыба.)

- Прочитайте дополнительные сведения о земноводных и пресмыкающихся в Словарике. От чего зависит температура тела земноводных? (От окружающей среды.)

- От чего зависит температура тела пресмыкающихся? (От окружающей среды.)

Физкультминутка

Игра «Рыба, птица, зверь».

Учитель называет животных: щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот.

Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками - «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

- Как вы думаете, ребята, какая тема сегодняшнего урока? (ответы детей)

II. Совместное открытие знаний.

- Рассмотрите в учебнике, как Маша разделила животных на несколько групп. Дополните Машину схему примерами животных нашего края.

- Назовите отличительные признаки насекомых. (Тело насекомых разделено на три отдела - голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.) Слайд 6

- Назовите признаки рыб. (Тело рыб покрыто чешуей, живут в воде.) Слайд 7

- Назовите признаки птиц. (Тело птиц покрыто перьями; есть крылья.) Слайд 8

- Назовите признаки зверей. (Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности.) Слайд 9

- Для всех ли животных нашлось место на Машиной схеме?

- Куда в схему Маши поместить лягушку? (Лягушка хорошо плавает, но это не рыба - у нее нет плавников и чешуи. Лягушка прыгает по суше, но это не зверь, она не покрыто шерстью, кожа у неё голая, влажная.)

- Куда поместить змею? (У неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног.)

- По очереди, работая в парах, прочитайте два текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушки и для змеи. (Выполнение)

- Так к какой группе животных относят лягушек, жаб и тритонов? (К земноводным.) Слайд 10

- Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть - в воде. Поэтому они и получили такое название.

Рассмотрите рисунки тритона и лягушек. Чем они похожи? (У них голая, влажная кожа.) Слайд 11

- К какой группе животных относят змей, ящериц, черепах, крокодилов? (К пресмыкающимся.)

Учащиеся читают рассказ в хрестоматии «Где змеи в наших лесах зимой тепло ищут?»

III. Применение новых знаний.

Работа в тетради для самостоятельной работы.

Задание 1. Учащиеся дополняют схему "Разнообразие животных" примерами животных своего края.

Задание 2. Учащиеся заполняют пропуски, вставляя слова: паукообразные, насекомые, рыбы, звери.

Задание 3. Учащиеся находят "лишнее" животное в каждом ряду:

  • бабочка, муравей, паук, стрекоза;

  • соловей, воробей, сорока, летучая мышь;

  • жаба, уж, лягушка, тритон.

  • Объясните, как вы рассуждали.

IV. Закрепление пройденного материала.

Учащиеся работают в парах. Одна пара устно описывает животного, другие должны определить, кого она описывает. (Например, она бродит по полям, по лесам. Хвост длинный и пушистый. Сама рыжая. Хитрый зверь)

- К сожалению, мы не всегда относимся к животным бережно. Как часто ребята ловят и губят бабочек, стрекоз, шумом распугивают в лесу животных. Все это обедняет природу. Многие животные почти исчезли вблизи селений. Таких животных охраняет государство, они записаны в Красную книгу. (Рассказ учителя о Кичкетанском заповеднике, который расположен нашем районе , о белом журавле, орлане белохвосте.) Слайд12

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Назовите признаки земноводных, пресмыкающихся.

- Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках.

1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (Еж)

2. Ёжик вырос в десять раз,

Получился … (дикобраз)

3. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

5. Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит)

6. Кто на своей голове лес носит? (Олень)

7. Под полом таится,

Кошки боится. (Мышь)

8. Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

Ключевое слово: «животные»

- О ком мы говорили на уроке?

- Что нужно, чтобы животные жили на Земле? (Тепло, воздух, вода, пища, свет.)

- Как надо относиться к животным? (Бережно, охранять их, заботиться о них.)

Домашнее задание: подготовить рассказ «Как зимуют животные».



© 2010-2022