Урок по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир.

Урок по теме

«Длинная дорога бутерброда»

(Светлана Анатольевна Позднякова, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 городского округа ЗАТО п. Горный)

Цель урока: систематизировать знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека.

Задачи:

Предметные

- подвести учащихся к осознанию того какое значение имеет питание в жизни человека;

Метапредметные

-развивать УУД: интерес к новому учебному материалу, умение принимать и сохранять учебную задачу, умение работать со знаково-символическими средствами;

-создавать условия развития у учащихся интереса и готовности к принятию активного участия в мероприятиях, направленных на здоровый образ жизни.

Оборудование: таблица «Органы пищеварения», учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Самара: ИД «Федоров», 2010), презентация научно-исследовательского проекта.

Ход урока

I. Проверка усвоения предыдущей темы.

- Россия - страна многонациональная. Сообщите о национальных кухнях разных народов. (Выслушиваются сообщения 2 учащихся.)

- Дома вы исследовали состояние своих зубов. Что нужно сделать, чтобы ваши зубы были здоровыми?

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы систематизируем наши знания о пищеварении, проследим путь бутерброда в нашем организме от начала до конца и познакомимся научно-исследовательским проектом на тему: «Газированная вода - вред или польза» Федуриной Жанны.

- Для начала вспомним органы пищеварения.

Р а б о т а с т а б л и ц е й «Органы пищеварения».

2. П р а к т и к а п о д р у к о в о д с т в о м у ч и т е л я.

1) Комментированное чтение текста, с. 91-95.

Чтение сопровождается демонстрацией на таблице «Органы пищеварения» и комментариями учителя.

К о м м е н т а р и и у ч и т е л я.

Уже в полости рта слюна обильно смачивает пищу, а благодаря согласованной работе жевательных мышц, мышц щёк и особенно языка пища удерживается между зубами, размельчается, отчасти перетирается, и, наконец, образуется удобный для глотания комочек.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания гортань приподнимается, вход в нее прикрывается опустившимся надгортанником, дыхательные движения полностью прекращаются, и в результате пищевой комок попадает в пищевод. На все это уходит не более полусекунды.

Если строго согласованный акт глотания внезапно нарушится, например, при испуге либо непреодолимой потребности чихнуть или кашлянуть, пища может попасть в открытый дыхательный путь, что далеко не всегда кончается благополучно.

В пищеводе кольцевые мышечные волокна расслабляются впереди проглоченного комка пищи и сокращаются позади него. Медленно, одна за другой проходят волны сокращений от верхней части пищевода к нижней, проталкивая комок, который через несколько секунд попадает в желудок - самую широкую часть пищеварительного тракта.

До еды объем желудка очень невелик; между его передней и задней стенками имеется лишь узкая щель. При поступлении пищи желудок растягивается и может вместить у взрослого человека 2-3 кг или более. При частом чрезмерном наполнении желудка его стенки становятся дряблыми, что ведет к расширению желудка и нарушению нормального пищеварения. Поэтому очень вредно сразу много есть и пить. В толще слизистой оболочки желудка находится, по меньшей мере, несколько миллионов маленьких желез. Одни клетки этих желез вырабатывают ферменты - в основном фермент, расщепляющий белки, другие - слизь, третьи - соляную кислоту. Оставаясь в желудке в течение нескольких часов, пища переходит в полужидкое состояние и становится похожей на кашицу.

Толстое кольцо мышечных волокон запирает выход из желудка. Когда они на короткое время расслабляются, пищевая кашица маленькими порциями попадает в самую длинную часть пищеварительного тракта - кишечник, состоящий из тонкой и толстой кишок. Ближайший к желудку участок тонкой кишки - двенадцатиперстная кишка.

Двенадцатиперстная кишка - происходит от славянского слова «перст». Считалось, что 12 сложенных пальцев приблизительно соответствуют длине этой кишки. В действительности её длина 20-25 см. По форме напоминает подкову. Из стенок двенадцатиперстной кишки вытекает горькая желтая желчь. Она растворяет жирные пищевые части, с которыми не справился желудок. Из 12-перстной кишки медленно, как на лифте, жидкая кашица плавно въезжает в тонкую кишку, которая внутри имеет бархатистую поверхность, покрытую тонкими ворсинками. Эти ворсинки служат насосом для всасывания питания в кровь. А кровь донесёт эти питательные вещества всем клеткам нашего организма. Ненужные вещества, шкурки, косточки вместе с водой отправляются дальше, в толстую кишку.

Здесь происходит дальнейшее всасывание воды, а ненужные отходы выбрасываются наружу.

Печень - выделяет желчь для переваривания пищи в двенадцатиперстной кишке. Это самая большая железа тела. У взрослого человека её масса 1,5 кг. Жёлчь - густая желтовато-зелёная жидкость, состоящая из воды, особых солей, пигментов, кислот, жиров и холестерина. Жёлчь хранится в особом резервуаре - жёлчном пузыре.

III. Представление научно-исследовательского проекта.

- А теперь давайте познакомимся с научно-исследовательским проектом Федуриной Жанны, на тему: «Газированная вода - вред или польза».

IV. Итог урока.

Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.

Отгадав кроссворд, мы прочитаем ключевое слово. Это самое главное слово для каждого человека, то, что мы должны беречь смолоду.

1) Чем перемалывается пища во рту.

2) Кость ноги.

3) Чем покрыто наше тело.

4) Кость грудной клетки.

5) Какой орган защищает череп.

6) Трубка, по которой перемещается пища.

7) Жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе позвоночных животных и человека.

8) Орган, где происходит первичное переваривание пищи.

- Что же является для нас самым главным?

- Для чего мы изучаем свой организм?

Домашнее задание.

С. 91-97; ответить на вопросы, с. 97.

© 2010-2022