- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борисенко О.Н. |
Дата | 11.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждениие
«Средняя общеобразовательная школа № 10 г.Дубны Московской области»
Тема:
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Автор Корвякова Оксана Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 10 г.Дубна Московской области
г.Дубна
2011
План:
-
Проблема грамотного письма учащихся.
-
Как развивать орфографическую зоркость учащихся?
-
Этапы развития орфографической зоркости.
-
Вывод.
-
Литература
Много лет учёные, методисты, учителя ищут ответ на вопрос: как повысить грамотность наших учеников? За долгие годы найдено много важных методических решений. Но проблема всё-таки остаётся и волнует каждого учителя, в том числе и меня. Анализ диктантов, сочинений, изложений, проводимых по разным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости у детей. Вот некоторые из причин неуспеваемости слабоуспевающих учащихся:
- Знание правил, но неумение их применять;
- Мало читают и при чтении допускают ошибки;
- Не получают помощи от родителей и не всегда контролируются ими;
- Правописание проверяемой безударной гласной;
- Правописание непроверяемой безударной гласной;
Как писать без ошибок?
1-2. Найди в слове орфограммы и
определяй,
знаешь ли буквы.
Знаешь Не знаешь
3.Пиши без «окошек», Пиши с «окошками»
отмечай орфограммы.
Попробуй узнать буквы.
Узнал Не узнал
Вставь и подчеркни. Оставь «окошки»;
где надо, покажи
выбор букв.
4. Проверь (поработай корректором);
-
Читай по слогам - нет ли описок,
снова найди все орфограммы;
-
Где можешь, объясняй выбор букв
и решай, нет ли ошибок;
-
Есть - исправляй; сомневаешься -
над буквой ставь «?».
Какие же орфографические умения следует формировать у учащихся при нахождении орфограмм?
У младших школьников следует формировать четыре собственно орфографических умения:
-
ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
-
устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего - орфографическое правило);
-
применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
-
проверять написанное, осуществлять орфографический контроль.
Большое значение в обучении и воспитании (развитии орфографической зоркости при изучении словарных слов) отводится словарям.
Орфографическая грамотность человека - одна из составляющих общей культуры. С решением орфографических задач связаны два типа словарей: орфографический и грамматический.
Как пользоваться орфографическим
словарём?
1. До обращения к словарю определи,
из каких букв будешь выбирать правильную.
2. Поищи слово с одной из букв.
Находишь Не находишь
Пиши ту, Ищи слово
что в словаре. с другой буквой.
Узнал(а) букву Не узнал(а) букву
Пиши её Оставь «окошко»
3. Проверь: прочитай слово у себя
и ещё раз сверь со словарём.
Только в том случае, если ученик знает, как искать слово в словаре, и умеет достаточно быстро его отыскать, словарь будет находить применение в его личной практике письма.
К.Д. Ушинский писал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания».
Ушинский К.Д. Соб. соч. - М ; Л., 1950, - т. 8 - с. 251
Чем больше задействовано органов восприятия, тем лучше идёт процесс усвоения материала, тем меньше психологическая перегрузка, порождаемая монотонностью и однообразием.
Работу, по развитию орфографической зоркости при изучении словарных слов, провожу по этапам.
Этапы развития орфографической зоркости.
-
Подготовительный
-
Ознакомительный
-
Тренировочно-закрепительный
-
Учебно-контрольный
-
Итогово-аналитический
1. Подготовительный.
-
Систематизирование словарных слов по классам;
-
Систематизирование карточек по классам;
-
Приготовление словарей;
2. Ознакомительный.
На этом этапе знакомлю со словарным словом или группой слов.
Например:
1) Рассматривание картинки изучаемого слова или через загадку. Объяснение лексического значения слова.
2) Проговаривание слова хором или индивидуально с целью определения количества слогов, ударения, произнесение по порядку всех звуков.
3) Чтение печатного слова с карточки: установление разницы в произношении и написании.
4) Решение орфографических задач, например:
-
Какую букву надо проверить и почему?
-
Как эту букву проверить?
-
Можно ли проверить эту букву?
-
Коллективный разбор - доказательство сильной и слабой позиции.
-
Запись слов в словарях с постановкой ударения, с выделением букв, которые надо запомнить при письме.
5) Составление словосочетаний, предложений.
6) Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.
7) Некоторые авторы (В.П.Канакина, Г.Е.Окунина и др.) необходимой составной частью работы над «трудным» словом считают также осуществление его этимологического анализа.
8) Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями
Обогащению словарного запаса и речевому развитию может способствовать такая организация учебной деятельности, которая будет направлена на:
1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
2) развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;
3)формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного речевого высказывания (как устного, так и письменного).
Учить детей вникать в смысл слова, развивать умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти дифферинциальные признаки лексического значения.
Повысить эффективность словарно-орфографической работы, активизировать школьников, обеспечить развивающую направленность помогает использование нетрадиционных приёмов.
Цель: развивать внимание, память, мышление, речь, наблюдательность.
1. Упражнения, предусматривающие работу с составляющими его буквами.
(машина)
Найдите прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв.
(алфавит)
Назовите два слова из словарика.
* * * *
ОЗАБВТЕРАДК
** ** ** *
(завтрак, обед)
2. Упражнения, предусматривающие работу с цифрами и кодами.
Первое слово: 3,5,7,4,9,4.
Второе слово: 3.5,7,4,11,3.
Каждому числу соответствует определённая буква.
Какие это слова?
1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9,10,11,12
А Г Я О Б Р Л С К П Н Т
(яблоко, яблоня)
- Посмотрите на шифр.
3
4
5
6
7
8
1
А
О
М
С
К
У
2
П
Г
Р
Л
Е
Т
Ключ к нему: 1 слово - 2-8, 1-4, 2-3, 1-4, 2-5.
2 слово - 1-5 ,1-4, 2-6, 1-4, 2-8, 1-4, 1-7.
(топор, молоток)
- Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке.
(берёза)
3.Упражнение для развития внимания.
1)На доске - слова с пропущенными буквами.
Д…ревня, с…бака, гор…д, б…рёза.
Выпишите в строчку только пропущенные буквы.
2) Использование игровых приемов
Например: - лото; - ребус; - кроссворды; - шуточные вопросы; - загадки.
1. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
2. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) )
3. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.) А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)
4. Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.
Мой первый слог - крик птицы.
Два других на дне пруда, А целое в музее
Найдите без труда.
(Картина)
3)Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.
Дыня, весело, буран, лисица, девочка, клубника, круглый, кактус.
4)вставить слово или букву. 7 с жарко х Везувий ? 8 в хорошо п Москва г 9 ? много ? Дон р
корова т собака л желтый сковорода курица ц лошадь р синий яйцо лошадь ? корова ? зеленый ?
Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу несколько тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы и синонимы, написание числительных, расширяются знания об окружающем мире.
Для развития внимания, памяти задания постепенно усложняются.
1)На доске - словосочетания.
Скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска.
Задание: «Напишите словосочетания. Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в которых пишется безударная гласная а, и вы узнаете новое слово». (Это слово - свобода.)
2)Задание: «Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте, если правильно выполните задание по определению букв искомого слова.
-
Первая буква является согласной третьего слога в слове солома.
-
Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове песок.
-
Третья буква обозначает парный глухой в слове вернуть.
-
Четвёртая буква - последняя в корне слова север.
-
Пятая буква - это окончание в слове яблоко.
(Словарное слово метро).
3)Задание: «Написать все словарные слова, используя сюжетную картинку».
4)Использование загадок, где отгадка-словарное слово.
Например: игра "Подскажи словечко".
Дремучий лес к стеклу прирос -
Нарисовал его ...(мороз).
(Г.Соколов.)
5)Учитель читает стихотворение.
Задание: «После прослушивания записать все "словарные" слова, например:
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз.)
6)Написание словарных диктантов.
4. Упражнения, предусматривающие использование знания по другим предметам.
Например, математика.
- Задание: «Используя шифр, найдите по таблице слово, с которым мы сегодня познакомимся. Определите, какое математическое действие надо осуществлять с цифрами в таблице для выявления букв, и правильно произведёте необходимые вычисления».
-
1
6
7
8
9
2
Л
В
К
Ж
3
Б
А
Д
Ь
4
У
Ф
М
И
5
П
Г
Т
О
Шифр:
16 (1-я буква), 36 (2-я буква), 14 (3-я буква), 21 (4-я буква), 40 (5-я буква), 27 (5-я буква).
(Словарное слово кивать)
-Задание на использование знаний по геометрии.
«Внимательно посмотрите на фигуры и на буквы в каждой из них:
«Запомните фигуры и находящиеся в них буквы ». Время 50-60 с, после чего фигуры с буквами убираются. Затем показываю фигуры в той последовательности, в которой расположены буквы в слове.
(Искомое слово гореть)
М А К Б О Й Н
«Расположите квадраты по цветам радуги. (Это слово комбайн.)
5. Упражнения, связанные с установлением детьми смысловой связи или выявлением закономерности образования нового словарного слова.
Задание: «Вы сможете назвать новое слово, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах».
м…г…зин - прод…вец
б…льница - врач…
т…атр - …ктёр
к…смический к…рабль - ? (КОСМОНАВТ)
«Внимательно посмотрите на данную запись, назовите словарное слово».
в…сна город н…род
тр…ва угон ? (вагон)
3. Тренировочно-закрепительный.
Цель: правильное и осознанное написание слов.
На этом этапе приходится использовать многократное повторение слов с чёткой артикуляцией (несколько дней). Желательно использовать разные виды работ.
1) В 1 классе - письмо через кальку по трафарету, списывание с доски с пропуском букв. Работа в паре с последующей проверкой, использование ребусов или кроссвордов, скороговорок, игр. Например:
-
На жарком солнышке подсох, и рвётся из стручков …(горох)
-
Прошу вас все слова назвать, где - оро - надо написать.
2) Можно также применить шуточные вопросы и загадки.
-
В каких словах спрятались ноты?
Помидор, ребята, дорога, …
-
В каких словах растёт ель?
Понедельник, учитель, …
3) Списывание (различные задания); диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие);
-
ребусы, творческие работы (по развитию связной речи), свободный диктант; изложения, сочинения, ответы на вопросы.
4.Учебно-контрольный.
Цель: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.
Это слуховые диктанты, словарные, проверочные и контрольные работы.
1 класс - 8-10 слов, 2 класс - 10-12 слов, 3-4 класс - 12-15 слов.
5. Итогово-аналитический.
В результате которого провожу мониторинг по результатам работ.
Например: 1 класс.
-
Выпиши из словаря слова на тему:
- «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», и т.д.
- Выпиши слова на определённую букву: п, с, к и т.д.
- Выпиши слова (3-5) с безударной гласной: а, о, е.
-
Выпиши из текста только словарные слова.
Ответить на вопросы.
Кто живёт в лесу? Кто учится в школе?
-
Составление небольших рассказов на темы: «Наш класс», «Мои друзья» и др.
-
Загадки на темы: «Огород», «Посуда» и др.
-
Допиши предложения.
В класс вошла …. В берлоге спит ….
-
Игра: «Первый слог потерялся».
…радь (тетрадь), ..бака (собака) и др.
-
Собери слоги.
де, ный, жур (дежурный)
воч, де, ка (девочка)
-
Угадай слова.
Мо …, са…, вок…, ко….
-
Из каких слов выпали гласные?
з . в . д (завод)
д . р . г . (дорога)
-
Какое слово лишнее?
Вода, земля, огород, дерево, цветок.
-
Как сказать одним словом?
-
Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, (варенье).
-
Сильная метель, снежная буря, (вьюга).
-
Часть суток от конца до начала ночи, (вечер).
-
Работая над словарными словами, основной упор делаю на запоминание, но не механическое.
Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление, увеличивает активный словарный и лексический запас слов, развивает орфографическую зоркость и грамотность письма.
Итак, проводимая работа показала, что развитие орфографической зоркости зависит от ряда условий:
-
чёткое планирование всей работы;
-
систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
-
формирование орфографических умений должно опираться на все виды памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной (кинестезической) - послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторной - многократная запись одних и тех же слов.
-
постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм учащимися
Литература:
-
Журнал «Начальная школа», 2000г. №3; 2004 г. №3, №7; 2005 г. №6.
-
Журнал «Русский язык в школе», 2001 г. №1; 2002 г. №4.
-
Газета издательского дома «Первое сентября», Методическая газета для учителей начальных классов, 2006 г. №17, №18, №19, №20.
-
И.Д. Агеева «Занимательный словарик», Союз, Санкт-Петербург,
1999 г.
-
Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, М.А. Яковлева «Русский язык 1-2 класс» Методическое пособие для учителя. Москва. «Баласс». 2004 г.
1