Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждениие

«Средняя общеобразовательная школа № 10 г.Дубны Московской области»








Тема:


РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ














Автор Корвякова Оксана Николаевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 10 г.Дубна Московской области











г.Дубна


2011




План:


  1. Проблема грамотного письма учащихся.


  1. Как развивать орфографическую зоркость учащихся?


  1. Этапы развития орфографической зоркости.


  1. Вывод.


  1. Литература


Много лет учёные, методисты, учителя ищут ответ на вопрос: как повысить грамотность наших учеников? За долгие годы найдено много важных методических решений. Но проблема всё-таки остаётся и волнует каждого учителя, в том числе и меня. Анализ диктантов, сочинений, изложений, проводимых по разным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости у детей. Вот некоторые из причин неуспеваемости слабоуспевающих учащихся:

  • Знание правил, но неумение их применять;
  • Мало читают и при чтении допускают ошибки;
  • Не получают помощи от родителей и не всегда контролируются ими;
Типичные ошибки:
  • Правописание проверяемой безударной гласной;
  • Правописание непроверяемой безударной гласной;
При работе над темой «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка при изучении словарных слов» использовала журналы: «Начальная школа», «Русский язык в школе», газету «Первое сентября». Меня привлекли страницы лекций из курса повышения квалификации. Лекторы предлагают формировать у детей способность замечать встречающиеся орфограммы (развивать орфографическую зоркость). А при выборе буквы оставлять на её месте «окошко», с тем чтобы потом вернуться и попытаться решить задачу с помощью правила или словаря. Чего же недостаёт в орфографической подготовке учащимся начальных классов? Правило знают, могут привести примеры, но при свободной записи мыслей допускают ошибки… Сегодня уже стало очевидным: наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест (выражение Г.Г Граник) и потому не применяют известные им правила. В традиционной системе обучения отсутствовало целенаправленное формирование соответствующего умения, именуемого орфографической зоркостью. Раньше - это распространенное упражнение на вставку пропущенных букв. Место же в слове, требующее применение правила, всегда было уже показано. Умение обнаружить «ошибкоопасные» места, т. е. видеть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Иначе говоря, формирование орфографической зоркости - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам, это умение предполагает, прежде всего, способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции (или буквы, находящиеся на их месте). Или, орфографическая зоркость - это способность замечать практически все орфограммы. Известно, что способность замечать «опасные при письме места» на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей. Предлагаемая памятка поможет ученикам при нахождении орфограмм и в выборе нужной буквы.


Как писать без ошибок?


1-2. Найди в слове орфограммы и

определяй,

знаешь ли буквы.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка


Знаешь Не знаешь

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка


3.Пиши без «окошек», Пиши с «окошками»

оРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языкатмечай орфограммы.

Попробуй узнать буквы.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка


УРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языказнал Не узнал

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка


Вставь и подчеркни. Оставь «окошки»;

гРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языкаде надо, покажи

выбор букв.


4. Проверь (поработай корректором);

  • Читай по слогам - нет ли описок,

снова найди все орфограммы;

  • Где можешь, объясняй выбор букв

и решай, нет ли ошибок;

  • Есть - исправляй; сомневаешься -

над буквой ставь «?».




Какие же орфографические умения следует формировать у учащихся при нахождении орфограмм?

У младших школьников следует формировать четыре собственно орфографических умения:

  1. ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);

  2. устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего - орфографическое правило);

  3. применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);

  4. проверять написанное, осуществлять орфографический контроль.


Большое значение в обучении и воспитании (развитии орфографической зоркости при изучении словарных слов) отводится словарям.

Орфографическая грамотность человека - одна из составляющих общей культуры. С решением орфографических задач связаны два типа словарей: орфографический и грамматический.



Как пользоваться орфографическим

словарём?


1. До обращения к словарю определи,

из каких букв будешь выбирать правильную.

2. Поищи слово с одной из букв.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка


Находишь Не находишь

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка


Пиши ту, Ищи слово

что в словаре. с другой буквой.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка



Узнал(а) букву Не узнал(а) букву

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Пиши её Оставь «окошко»

3. Проверь: прочитай слово у себя

и ещё раз сверь со словарём.






Только в том случае, если ученик знает, как искать слово в словаре, и умеет достаточно быстро его отыскать, словарь будет находить применение в его личной практике письма.


К.Д. Ушинский писал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания».

Ушинский К.Д. Соб. соч. - М ; Л., 1950, - т. 8 - с. 251

Чем больше задействовано органов восприятия, тем лучше идёт процесс усвоения материала, тем меньше психологическая перегрузка, порождаемая монотонностью и однообразием.

Работу, по развитию орфографической зоркости при изучении словарных слов, провожу по этапам.


Этапы развития орфографической зоркости.

  • Подготовительный

  • Ознакомительный

  • Тренировочно-закрепительный

  • Учебно-контрольный

  • Итогово-аналитический


1. Подготовительный.

  • Систематизирование словарных слов по классам;

  • Систематизирование карточек по классам;

  • Приготовление словарей;

2. Ознакомительный.

На этом этапе знакомлю со словарным словом или группой слов.

Например:

1) Рассматривание картинки изучаемого слова или через загадку. Объяснение лексического значения слова.

2) Проговаривание слова хором или индивидуально с целью определения количества слогов, ударения, произнесение по порядку всех звуков.

3) Чтение печатного слова с карточки: установление разницы в произношении и написании.

4) Решение орфографических задач, например:

  • Какую букву надо проверить и почему?

  • Как эту букву проверить?

  • Можно ли проверить эту букву?

  • Коллективный разбор - доказательство сильной и слабой позиции.

  • Запись слов в словарях с постановкой ударения, с выделением букв, которые надо запомнить при письме.

5) Составление словосочетаний, предложений.

6) Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.

7) Некоторые авторы (В.П.Канакина, Г.Е.Окунина и др.) необходимой составной частью работы над «трудным» словом считают также осуществление его этимологического анализа.

8) Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями

Обогащению словарного запаса и речевому развитию может способствовать такая организация учебной деятельности, которая будет направлена на:

1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

2) развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

3)формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного речевого высказывания (как устного, так и письменного).


Учить детей вникать в смысл слова, развивать умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти дифферинциальные признаки лексического значения.


Повысить эффективность словарно-орфографической работы, активизировать школьников, обеспечить развивающую направленность помогает использование нетрадиционных приёмов.


Цель: развивать внимание, память, мышление, речь, наблюдательность.


1. Упражнения, предусматривающие работу с составляющими его буквами.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка



Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка




(машина)

Найдите прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка


Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

(алфавит)






Назовите два слова из словарика.

* * * *

ОЗАБВТЕРАДК

** ** ** *

(завтрак, обед)

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

2. Упражнения, предусматривающие работу с цифрами и кодами.


Первое слово: 3,5,7,4,9,4.

Второе слово: 3.5,7,4,11,3.

Каждому числу соответствует определённая буква.

Какие это слова?

1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9,10,11,12

А Г Я О Б Р Л С К П Н Т

(яблоко, яблоня)


- Посмотрите на шифр.


3

4

5

6

7

8

1

А

О

М

С

К

У

2

П

Г

Р

Л

Е

Т


Ключ к нему: 1 слово - 2-8, 1-4, 2-3, 1-4, 2-5.

2 слово - 1-5 ,1-4, 2-6, 1-4, 2-8, 1-4, 1-7.

(топор, молоток)



- Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке.


Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка





(берёза)



3.Упражнение для развития внимания.

1)На доске - слова с пропущенными буквами.

Д…ревня, с…бака, гор…д, б…рёза.

Выпишите в строчку только пропущенные буквы.


2) Использование игровых приемов

Например: - лото; - ребус; - кроссворды; - шуточные вопросы; - загадки.

1. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

2. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) )

3. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.) А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)

4. Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

Мой первый слог - крик птицы.
Два других на дне пруда, А целое в музее
Найдите без труда.
(Картина)


3)Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.
Дыня, весело, буран, лисица, девочка, клубника, круглый, кактус.
4)вставить слово или букву. 7 с жарко х Везувий ? 8 в хорошо п Москва г 9 ? много ? Дон р
корова т собака л желтый сковорода курица ц лошадь р синий яйцо лошадь ? корова ? зеленый ?


Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу несколько тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы и синонимы, написание числительных, расширяются знания об окружающем мире.





Для развития внимания, памяти задания постепенно усложняются.

1)На доске - словосочетания.

Скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска.



Задание: «Напишите словосочетания. Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в которых пишется безударная гласная а, и вы узнаете новое слово». (Это слово - свобода.)


2)Задание: «Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте, если правильно выполните задание по определению букв искомого слова.

  • Первая буква является согласной третьего слога в слове солома.

  • Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове песок.

  • Третья буква обозначает парный глухой в слове вернуть.

  • Четвёртая буква - последняя в корне слова север.

  • Пятая буква - это окончание в слове яблоко.

(Словарное слово метро).


3)Задание: «Написать все словарные слова, используя сюжетную картинку».

4)Использование загадок, где отгадка-словарное слово.

Например: игра "Подскажи словечко".

Дремучий лес к стеклу прирос -
Нарисовал его ...(мороз).
(Г.Соколов.)

5)Учитель читает стихотворение.

Задание: «После прослушивания записать все "словарные" слова, например:

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

(однажды, мороз.)

6)Написание словарных диктантов.


4. Упражнения, предусматривающие использование знания по другим предметам.

Например, математика.

- Задание: «Используя шифр, найдите по таблице слово, с которым мы сегодня познакомимся. Определите, какое математическое действие надо осуществлять с цифрами в таблице для выявления букв, и правильно произведёте необходимые вычисления».


1

6

7

8

9

2

Л

В

К

Ж

3

Б

А

Д

Ь

4

У

Ф

М

И

5

П

Г

Т

О


Шифр:

16 (1-я буква), 36 (2-я буква), 14 (3-я буква), 21 (4-я буква), 40 (5-я буква), 27 (5-я буква).

(Словарное слово кивать)


-Задание на использование знаний по геометрии.

«Внимательно посмотрите на фигуры и на буквы в каждой из них:

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языкаРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка

«Запомните фигуры и находящиеся в них буквы ». Время 50-60 с, после чего фигуры с буквами убираются. Затем показываю фигуры в той последовательности, в которой расположены буквы в слове.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

(Искомое слово гореть)

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

М А К Б О Й Н


«Расположите квадраты по цветам радуги. (Это слово комбайн.)



5. Упражнения, связанные с установлением детьми смысловой связи или выявлением закономерности образования нового словарного слова.



Задание: «Вы сможете назвать новое слово, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах».


м…г…зин - прод…вец

б…льница - врач…

т…атр - …ктёр

к…смический к…рабль - ? (КОСМОНАВТ)


«Внимательно посмотрите на данную запись, назовите словарное слово».


в…сна город н…род

тр…ва угон ? (вагон)


3. Тренировочно-закрепительный.

Цель: правильное и осознанное написание слов.

На этом этапе приходится использовать многократное повторение слов с чёткой артикуляцией (несколько дней). Желательно использовать разные виды работ.

1) В 1 классе - письмо через кальку по трафарету, списывание с доски с пропуском букв. Работа в паре с последующей проверкой, использование ребусов или кроссвордов, скороговорок, игр. Например:

  • На жарком солнышке подсох, и рвётся из стручков …(горох)

  • Прошу вас все слова назвать, где - оро - надо написать.

2) Можно также применить шуточные вопросы и загадки.

  • В каких словах спрятались ноты?

Помидор, ребята, дорога, …

  • В каких словах растёт ель?

Понедельник, учитель, …

3) Списывание (различные задания); диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие);

  • ребусы, творческие работы (по развитию связной речи), свободный диктант; изложения, сочинения, ответы на вопросы.


4.Учебно-контрольный.

Цель: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.

Это слуховые диктанты, словарные, проверочные и контрольные работы.

1 класс - 8-10 слов, 2 класс - 10-12 слов, 3-4 класс - 12-15 слов.


5. Итогово-аналитический.

В результате которого провожу мониторинг по результатам работ.

Например: 1 класс.

  1. Выпиши из словаря слова на тему:

- «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», и т.д.

- Выпиши слова на определённую букву: п, с, к и т.д.

- Выпиши слова (3-5) с безударной гласной: а, о, е.

  1. Выпиши из текста только словарные слова.

Ответить на вопросы.

Кто живёт в лесу? Кто учится в школе?

  1. Составление небольших рассказов на темы: «Наш класс», «Мои друзья» и др.

  2. Загадки на темы: «Огород», «Посуда» и др.

  3. Допиши предложения.

В класс вошла …. В берлоге спит ….


  • Игра: «Первый слог потерялся».

…радь (тетрадь), ..бака (собака) и др.


  • Собери слоги.

де, ный, жур (дежурный)

воч, де, ка (девочка)

  • Угадай слова.

Мо …, са…, вок…, ко….

  • Из каких слов выпали гласные?

з . в . д (завод)

д . р . г . (дорога)

  • Какое слово лишнее?

Вода, земля, огород, дерево, цветок.

  • Как сказать одним словом?

    • Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, (варенье).

    • Сильная метель, снежная буря, (вьюга).

    • Часть суток от конца до начала ночи, (вечер).


Работая над словарными словами, основной упор делаю на запоминание, но не механическое.

Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление, увеличивает активный словарный и лексический запас слов, развивает орфографическую зоркость и грамотность письма.

Итак, проводимая работа показала, что развитие орфографической зоркости зависит от ряда условий:

  • чёткое планирование всей работы;

  • систематический и разносторонний характер работы по орфографии;

  • формирование орфографических умений должно опираться на все виды памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной (кинестезической) - послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторной - многократная запись одних и тех же слов.

  • постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм учащимися


Литература:


  • Журнал «Начальная школа», 2000г. №3; 2004 г. №3, №7; 2005 г. №6.


  • Журнал «Русский язык в школе», 2001 г. №1; 2002 г. №4.


  • Газета издательского дома «Первое сентября», Методическая газета для учителей начальных классов, 2006 г. №17, №18, №19, №20.


  • И.Д. Агеева «Занимательный словарик», Союз, Санкт-Петербург,

1999 г.


  • Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, М.А. Яковлева «Русский язык 1-2 класс» Методическое пособие для учителя. Москва. «Баласс». 2004 г.


1

© 2010-2022