САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя начальных классовСАМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя начальных классовСАМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

учителя начальных классов

второй квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №140

Первомайского района города Новосибирска

Белик Татьяны Васильевны





Мой педагогический стаж -26 лет. Учусь и занимаюсь самообразованием постоянно: в 1988 году окончила Павлодарское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах», в 2005 году Павлодарский университет по специальности «История и география». В МБОУ СОШ № 140 работаю с 2012 года. Приоритетной задачей начальной ступени образования является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Как отмечено в документе-Закон «Об образовании», о приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации, современное образование - «...это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Использую в работе нормативные документы: Закон «Об образовании», «Устав школы», «Конвенция о правах ребёнка», «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы», «Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование/ Министерство образования Российской Федерации. М., 2004г.», « Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения», а также использую в работе различную методическую литературу и дидактический материал. В соответствии с современными требованиями, я работаю над темой « Дифференцированное обучение с использованием ИКТ в учебной деятельности» Работаю по программе «Школа России»,которая обеспечивается УМК Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир Технология Музыка Изобразительное искусство Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для комфортного обучения учащихся путем индивидуального подхода и использование информационных компьютерных технологий. Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:

  • создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе;
  • помочь учащимся научиться работать с дополнительной литературой, научными источниками,развивать коммуникативную компетентность;
  • оказывать помощь в развитии исследовательской деятельности, творческих способностей.
  • Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию, приобщать учащихся к достижениям информационного общества.

  • Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.

Положительные стороны дифференцированного обучения

  • Сильным учащимся можно уделить время, предоставляется самостоятельное выполнение задания;

  • Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль

  • Создаётся ситуация успеха, повышается самооценка у слабого

  • Повышается уровень мотивации.

Одним из способов повышения мотивации при обучении является использование информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, разнообразить формы работы, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Поставленные цель и задачи реализуются через все виды деятельности , учебная и воспитательная работа по предметам, внеурочная и внеклассная. Я систематически повышаю свой профессиональный уровень, посещаю семинары, открытые уроки своих коллег, участвовала в работе курсов: - « Управление развитием образования. Реализация требований ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа» (72 ч.,ГЦРО 2013г).

- «Основы работы с интерактивной доской SmartBoardи простыми графическими редакторами в контексте ФГОС НОО» (36часов, НИПКиПРО 2012г).

Делюсь с коллегами своим опытом:

  1. Выступление на педагогическом совете по теме «Инновации в учебном процессе младших школьников» (июнь 2012г.)
  2. Выступление на методическом объединении с темой «Качество знаний учащихся в начальной школе» (март 2013 г.)
  3. Выступление на методическом объединении с темой «Готовность «Школа России» к реализации нового ФГОС» (ноябрь 2013 г.)


Дидактическая система «Школа России» позволяет мне, как учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля, коммуникативного взаимодействия. В моем классе 25 учащихся с разнымразвитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. (Приложение 1) И чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии, для этого учебный процесс я строю на основе принципа индивидуального подхода. А уроки с использованием компьютера делают обучение деятельностным, опережающим, востребованным, позволяющим активно проводить мониторинг качества и эффективности образовательно-воспитательной деятельности. (Приложение 1) В первом классе начинаю формировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности. Это умение организовывать своё рабочее место, ориентироваться во времени и беречь его, планировать учебные действия, контролировать свои результаты, стремиться к завершению работы. Ребёнок, у которого неустойчивое внимание, не развита память, не сможет выполнить многие из стандартных заданий. А дети с повышенной обучаемостью, также нуждаются в индивидуальном внимании учителя. Значит, даже при полной успеваемости всех детей в первом классе требуется индивидуальный и дифференцированный подход. Всему этому я стремлюсь научить детей с первых дней пребывания их в школе. Индивидуальный и дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения. При объяснении нового материала, добиваясь усвоения учебного материала всеми учащимися, я использую различные приемы, варьируя их с учётом индивидуальных особенностей: активных, сильных привлекаю к выводам; пассивных привлекаю для ответов на вопросы в процессе первичного закрепления; ученикам со слабой памятью и медленно протекающими процессами запоминания и мышления даю возможность воспринимать материал второй, третий раз со слов хорошо успевающих учеников и по учебнику; невнимательных и рассеянных привлекаю к подведению итогов работы. Всегда нахожу возможность отметить даже самый маленький успех ребенка, его продвижение. При изучении приема сложенияа+4, в коллективной работе сначала повторяем состав числа 4, название компонентов при сложении. Затем в ходе демонстрации на наборном полотне раскрываю приём прибавления числа 4: (а+2+2, а+3+1). К каждой демонстрации составляется выражение и записывается на доске его решение. Затем ведётся индивидуальная работа каждого ученика с дидактическим материалом на парте. Сильные ученики выполняют задание по учебнику самостоятельно, остальные - под моим руководством. Со слабыми учащимися ещё и ещё раз повторяется правило и приёмы его использования при решении выражений и выслушиваются комментированные действия каждого ребенка. С этой целью последовательно объясняю этапы действий до решения (позже учимся составлять алгоритм действий) или модель решения. (Приложение 3) На этапе закрепления и применения знаний основой индивидуального и дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности ученика. В целях индивидуализации использую варианты заданий по степени трудности, по степени оказания помощи, задания основные и дополнительные, обязательные и желательные. ( Приложение №1). На уроках литературного чтения использую упражнения по совершенствованию навыков чтения. Это 5 - минутное чтение на каждом уроке. После-пересказывание прочитанных научно-познавательных текстов. Сначала работают только сильные учащиеся, а слабые учатся слушать. Со временем слабые тоже стремятся рассказать то, что прочитали они. Для того, чтобы увеличить норму техники чтения, а слабых учащихся подвести к норме, использую такой приём - «поэлементное закрашивание рисунка». Для всех учеников, с помощью родителей, заготавливаются шаблоны. Каждый ребёнок выбирает рисунок и интересную для себя книгу. Чтобы закрасить элемент рисунка, нужно прочитать отрывок из выбранной книги. А сильные ученики ещё и пересказываютпрочитанное. Дети с большим удовольствием стремятся как можно быстрее закрасить рисунок, за этот период прочитывают ни одну книгу. Ещё использую приём- синхронное чтение «буксир» (если один читает хорошо, а другой чуть хуже, второй слышит «образец» чтения и старается успевать за хорошо читающим). Весьма полезен и очень нравится детям такой вид чтения, как «игра в прятки». Я указываю на описание какого либо предмета или явления, а дети должны отыскать это описание. Эти виды работ помогают значительно улучшить процесс обучения чтению, повышают интерес, к урокам, что сказывается на результатах. (Приложение) Индивидуальный подход к ученикам при организации домашней работы создаёт благоприятные условия для их выполнения. Учитывает интересы и склонности ребёнка, причём элемент добровольности выбора сохраняется. Ученикам, интересующихсяматематикой, предлагаю решить задачу, составить обратную данной, составить задачу, используя материал из окружающей жизни, составить математические выражения для устного счета. По литературному чтению: общее задание - читать весь текст. Индивидуальная часть: 1) Для слабо читающих учеников - пересказать первую часть . 2) Для более сильных учащихся - пересказать весь текст, близко к тексту - любую часть. 3) Для хорошо читающих - предлагаю творческую работу (придумай продолжение произведения). Иногда предлагаю прочитать другой текст, который они будут читать на следующем уроке вместе со мной. Во всех случаях в домашние задания включаю работу над ошибками, допущенными в классе или при выполнении домашней работы. (Приложение) На этапе проверки и оценки знаний и умений важно чётко выяснить, на каком уровне ребенок усвоил данный материал.(См.Таблица №1). Для учащихся первого класса составляю задания разной трудности, не скрывая его уровень, так как оценка имеет только качественную характеристику. В последующих классах, когда появляется обычная цифровая отметка, индивидуальный и дифференцированный подход на этапе проверки и оценки осуществить трудно, так как она отражает объективно достигнутый уровень успеваемости. Поэтому составляю задания разной трудности, но ученикам не объявляю, а только умышленно рассаживаю сильного со слабым учеником (т.е. I - вариант, II - вариант) или по рядам. Работа по индивидуальным карточкам ценна тем, что все получают отметку за урок, и каждый ученик знает, что всё зависит от его стараний. Слабые ученики, работая индивидуально, спрашивают о непонятном. Главное, что они рассуждают и понимают, где у них не получается. И иногда работу учащихся оценивает компьютер. На своих уроках я постоянно использую наглядность и дидактические игры которые, способствуют развитию всех необходимых компетенций:памяти.мышления,внимания,наблюдательности,самостоятельности,инициативы.В моей методической копилке есть аудио- и видеоматериалы познавательного характера, контрольно-измерительные материалы, обучающие компьютерные презентации. (Приложение №2). Большие возможности для развития познавательных компетенций даёт работа с геометрическим материалом. На этих уроках путешествуем в город Геометрии, работаем в «Конструкторском бюро». Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решений задач (по теме «Периметр», « Площадь»). На уроках математики к концу 3 класса учащиеся научились делать презентации: поздравительные открытки «С Новым годом!», «Мои достижения в математике». ( Приложение №3). Для снятия эмоционального напряжения провожу упражнения на релаксацию (мышечное расслабление) - физминутки: для глаз, для рук, музыкальные и игровые упражнения. Это позволяет заботиться о здоровье детей. Воспитательная работа в классе проходит под девизом «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» (Сократ). С начала первого класса работаю над формированием дружного коллектива. Составляю план воспитательной работы с учётом возрастных особенностей школьника. Провожу различные беседы: «О правдивости и честности человека», «Главные слова», «Взаимопомощь и взаимная поддержка». Классные часы «Права и обязанности школьника», «Что такое поручение», «Они защищали Родину» (читали и обсуждали рассказы о пионерах-героях) «Здоровая пища для школьника». Праздники «Прощание с букварём», «Дорогие наши мамы», КВНы, интеллектуальные игры, например, «Своя игра».Мой 4«В» класс активно участвует в школьных,районных,городских мероприятиях.(Приложение)

Надежными помощниками в моей работе являются родители. В начале года планирую темы родительских собраний : «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Родительский авторитет и его характеристика», «Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей». По анкетированию родителей планирую индивидуальную работу с учетом их пожеланий. Родители принимают активное участие в жизни класса и школы, вместе посещаем театры, экскурсии, выезжаем в лагерь выходного дня. В рамках «День открытых дверей» провожу для родителей открытые уроки, Семинары, пед. лектории. Чтобы оценить свою работу провожу систематический контроль, работы учащихся по предметам. В процессе обучения использую различные формы контроля: индивидуальные и фронтальные опросы, текущие письменные работы, различного рода проверочные работы, итоговые контрольные работы и задания тестового характера. Для более точной диагностики процесса воспитания привлекаю школьного психолога, проводим анкетирования, провожу индивидуальные беседы. Диагностика позволяет отслеживать уровень развития учащихся, в том числе выявить пробелы в знаниях и вовремя перестроить учебный процесс, направляя его на развитие и формирование личности ученика. Результативность изменений показывает, что учащиеся овладели разными видами деятельности; научились мыслить, обобщать, делать выводы; сформировали правильные представления и знания об окружающем мире, научились общаться, - что способствует разностороннему развитию младших школьников и характеризует готовностью их к дальнейшему обучению.(Приложение 4) .

б) Средняя качественная успеваемость контрольных работ по четвертям.

3-4класс.

Исходя из всего выше сказанного, могу сделать вывод, что системное использование инновационных технологий, в частности дифференцированного обучения, ИКТ, создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Участие детей в конкурсах

год

конкурс

кол-во

учащихся

результат

2011-2012

Русский медвежонок

2012-2013

Кенгуру

Русский медвежонок

2013-2014

Кенгуру

Лукоморье

Школьная

Русский медвежонок

Кенгуру

Школьная (Окр.мир)

1 место (командное)

Районная(Окр. мир)

Призер: Козелков Вова.

Городской конкурс новогодних игрушек

2

Дипломы (МуравкинаДаша,Мацкевич Катя)

2013-2014

Районный конкурс -выставка « Мир прекрасного»

2

Лауреаты: Давыдов Артем, Кайль Кирилл.

2013-2014

Районная конференция « Мое первое исследование»

1

Лауреат: Муравкина Даша.

2013-2014

Районный конкурс « Свет луны»

1

Диплом Iстепени ( Фомин Артем)

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя начальных классовСАМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя начальных классовСАМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя начальных классовСАМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя начальных классов

Задание 1.

1 - класс изучение темы по русскому языку «Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ша, чу, щу».

Для всех учеников проводится картинный диктант. Ученики в тетради записывают слова: карандаши, машина, ландыши, жираф, малыши, ерши.

Задание для I группы. Подчеркнуть слоги, в которых после шипящих гласная буква. Составить и записать предложения с этими словами.

Задание для II группы. Составить и записать предложения с этими словами. Дополнительно даны слова для справок (растут, купили, выехала, живут, играют).

Задание для III группы. Составить предложения с тремя записанными словами так, чтобы получился рассказ «В лесу».

При работе над словарными словами общее задание: выучить словарные слова, уметь их написать.

Дифференцированная часть:

I группа: списать из учебника словарные слова на определённую тему.

II группа: подписать картинки.

IIIгруппа: вспомнить и записать словарные слова по теме.

На уроках математики варианты заданий по степени трудности различаются, главным образом, характером решения (одним способом, двумя или всеми возможными, выбором рационального из всех известных), сложностью математического материала при вычислениях.

Например. Во втором классе по математике при изучении темы «Вычитание числа из суммы» такие задания.

I группа. Реши пример разными способами: (70+9)-5.

II группа.Реши пример (70+9)-5.

III группа.Реши пример разными способами, отметь, какой рациональный:

(70+9)-5.

При решении задач, все решают одну и ту же задачу, но степень помощи в решении для каждого ученика оказывается различной. Задачу читают коллективно, разбирают ее по алгоритму:

Сильные учащиеся. Реши самостоятельно.

Средние учащиеся. Реши задачу по краткой записи, составь выражение:

I кусок - 7 метров

?

II кусок - ?, на 3 метра больше

Слабоуспевающие учащиеся. Разбери задачу по краткой записи и закончи её решение:

I кусок - 7 метров ?

II кусок - ?, на 3 метра больше



  1. 7+3 =

  2. ……

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ ОРГАНИЗОВАННОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Кто лучше расскажет? Цель: учить детей составлять программу действий; развивать связную речь. Содержание: учитель предлагает детям составить краткий план предстоящей работы. Например, подумать и назвать последовательность операций по изготовлению поделки на уроке трудового обучения. Можно помочь рассказчику вопросами

Найди ошибки. Цель: воспитывать наблюдательность, любовь к порядку. Содержание: учитель предлагает детям осуществить взаимопроверку рабочего места: как расположены необходимые для выполнения задания школьные принадлежности, нет ли на парте лишних предметов. Оборудование: школьные принадлежности, которые следует использовать при выполнении конкретного задания.

Карточки, при изучении разных тем. (Работа в парах)

По теме « Гласные после шипящих »

  1. видов карточек

  1. Лыжи, ужи, ландыши, машина, зайчата, чулки, щавель, стучат, пищат.

  2. Ежи, ножи, шина, шишка, часы, чашка, щука, кричат, молчу.

  3. Жиры, лужи, мыши, шалаши, чай, грачата, чугун, рычат, ищут.

  4. Стрижи, чижи, шиповник, кувшин, туча, задача, чудо, рыщут, ищут.

По этой же теме приготовила и другие карточки.

  1. В саду куст шиповника. Колхозники сушили сено.

  2. У Сережи Щукина хорошие лыжи. В норке жили мыши.

  3. В гнездах вывелись грачата. Они пищат, кричат.

  4. На зеленых соснах свежие шишки. Скоро в гнездах запищат грачата.



Тема « Разделительный Ь»

  1. Деревья, друзья, сыновья, семья, звенья, стулья.

  2. Перья, платье, вьет, шьет, пьет, льет, бьет.

  3. Соловьи, перья, сучья, хлопья, муравьи, крылья.

  4. Ружье, колосья, ручьи, Иль, Марьям.

  5. Листья, перья, воробьи, заячьи, лисьи, волчьи.

  6. Братья. Ульи. Осенью, ненастье. Татьяна. Дарья.

  7. Хлопья, ателье, бельё, Наталья, прутья, вьюга.

  8. Коренья, половодье, чутьё, счастье, печенье, вьюга.



Тема « Большая буква »

  1. Моя бабушка Нина Степановна живет в деревне Кусимово.

  2. Дядя Степа и Сеня пилят бревна. Коля рубит их.

  3. В нашем селе Аскарово текут речки Идяш и Тангатарка.

  4. Москва - красивый город. По Волге и Днепру ходят пароходы.

  5. Москва - красивый город. По Волге и Днепру ходят пароходы.



По теме « Безударные гласные в корне »

  1. Ст…лы, м…сты, к…ты, сл…ны, м…ря, б…льной.

  2. З…ерно, гн…здо, п…еро, в…дро, в…сло, р…еку, с…стра.

  3. З…мля, пч…ла, в…сна, л…сник, стр…на, з…има.

  4. Ск..ла, с…сна, г…ра, тр…ва.

По той же теме « Безударные гласные в корне » работали по следующим карточкам:

1.Д - ждливый, св - стеть, ст - льной, пл- сать, зв - нить.

2 Пч-ла, с-стра ,р-ка ,б-льшая ,ств-лы ,л-жат, т-чёт.

3.Гр-бешок ,т-шина ,гр-бы ,ст-рона, г-родской, м-лодой, п-сатель.

4.К-са, к-лосья, з-рно, гн-здо, в-сло, в-дро, п-ро, д-ревья.



Тема « Парные согласные »

  1. Горо(т, д.), ястре(п, б), утю(к, г), погру(с, з)ка, ука(з, с)ка,.

шала(ш,ж), прору(п,б)ь, ска(з,с)ка, расска(з,с).

  1. Сосе(д,т)ка, моро(з,с), ду(б,п)ки, гри(б,п)ки, сугро(б,п), тру(д,т), сне(г,к), колхо(з,с), фла(г,к).

  2. Большой гвоз(д,т), мелкий дож(д,т)ь, детская площа(д,т)ка, у(з,с)кая кана(в,ф)ка, белая лебе(д,т)ь, оконная зама(з.с)ка.

  3. Тро(б,п)ка, кле(д.т)ка, кно(б,п)ка, закла(д,т)ка, про(б,п)ка, карто(ж,ш)ка, причё(з,с)ка, перево(з,с)ка.

Карточка по теме«Насекомые и птицы летом и осенью».

  1. Назови пять перелётных птиц.

  2. Каких птиц называют перелётными?

  3. Что является причиной отлёта птиц?

  4. В каком порядке птицы улетают?

  5. Чем объясняется такой порядок отлёта?

  6. Как птицы ведут себя во время отлёта?

«Найди лишнее слово».

Задание №1.

А) лисица, медведь, дятел, заяц, бурундук;

Б) растения, животные, воздух, здание, океан;

В) дождь, снег, осадки, град, иней.

Задание №2.

А) сосна, пшеница, лиственница, береза, клен;

Б) комар, жук, синица, пчела, бабочка;

В) почва, море, воздух, мост, вода.

КАРТОЧКА по теме «Растения»



РАСТЕНИЯ



ДЕРЕВЬЯ

КУСТАРНИКИ

ТРАВЫ

1._______________ 1._______________ 1._______________

2._______________ 2._______________ 2._______________

3._______________ 3._______________ 3._______________

4._______________ 4._______________ 4._______________



ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Карточка №1.

Сравни: А * с + аa + b * a + a B * b - 5 k + 26 * 62 + k

4 * d - d 54 + n * 54 - n

Карточка №2

Сравни:

48 - b * 68 - b 8 * a + 8

c - 19 * c - 90 b * b - 4

a - a * b - b 9 * k - k



Карточка №3

Вставь вместо звездочек пропущенные знаки действий, а в «окошках» числа так, чтобы равенства стали верными:

50 *  ═ 44 30 *  ═ 25

35 *  ═ 40 34 *  ═ 80

68 *  ═ 70 64 *  ═ 58



Карточка №4

Подчеркни записи, в которых допущены ошибки:

31 + 30 < 61 20 - 20 > 0 80 - 31 < 81 - 30

12 + 6 = 18 54 - 30 > 34 55 + 32 = 70 - 17

Приложение 4. а) Показатели качественной успеваемости учащихся класса, при сохранении абсолютной успеваемости 100%.

Приложение № 1







Список литературы

  1. Фурсенко А.А.О приорететных направлениях развития образования в Российской Федерации. М.,2004.
  2. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Ч.I. Начальное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
  3. Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться по математике для I - IY классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения (Школа 2000…»). М., 2007.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. 5. Амоношвили Ш.А. В школу с шести лет. М.,1986. 6. Деменева Н.НЕ. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. М., 2005. 7. Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации.- №11,2006. 8. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 8,2009. 9. Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7, 2008 10. Костромина Е.В. Использование ИКТ в работе с учащимися в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 4, 2007.
















© 2010-2022