- Преподавателю
- Начальные классы
- Методический семинарПроектная деятельность в начальной школе пояснительная записка
Методический семинарПроектная деятельность в начальной школе пояснительная записка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кондакова Е.С. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Администрация Ардатовского района
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №2 им.С.И.Образумова»
Методический семинар
учителя начальных классов
Шкановой Елены Сергеевны
р.п. Ардатов
2015 г.
Визитная карточка
Слайд 1 Шканова Елена Сергеевна, 24.05.1983 года рождения, я работаю учителем начальных классов, являюсь классным руководителем в МБОУ АСОШ № 2 им.С.И.Образумова, с 2006 года. Закончила АГПИ им. А.П.Гайдара в 2006 году, образование - высшее. Специальность «Педагогика и методика начального образования», квалификация по диплому: учитель начальных классов, общий и педагогический стаж работы 8 лет. Первая квалификационная категория. Работаю по программе «Планета знаний», по дополнительной программе «Народная кукла» художественно - эстетического направления в рамках реализации требований ФГОС начального общего образования, и по адаптированной программе (обучение на дому) VIII вида. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Мне стала интересна «Технология метода проектов как прием формирования коммуникативных навыков», поэтому я решила сама освоить эту интересную и эффективную технологию.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Слайд2 Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике.
Слайд 3 Как отмечают известные современные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Обзор психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и мало затрагивает начальную школу. Но реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Актуальность личного вклада педагога вразвитие образования Слайд 4 Я считаю, что проектная деятельность младших школьников - это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровье сберегающими технологиями. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Слайд 5 Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Цель и задачи педагогической деятельности
Слайд 6Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
Ожидаемые результаты.
- Учиться распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
- оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
- добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
- планировать свою работу;
- оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
- выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Слайд 8Проект - это "пять П". Шестое "П" проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. В начальной школе можно выделить несколько видов проектов: Слайд 9по количеству учащихся, по месту проведения, по теме, по продолжительности. В организацию исследования входят следующие действия учителя и обучающихся Слайд 10 Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.
Перечень возможных форм продуктов:
Видеофильм, выставка. газета, журнал, игра, мультимедийный продукт, наглядные пособия, плакат и т.д. Прежде чем выбрать форму представления результатов, определяем, сколько времени потребуется на подготовку.Перечень возможных форм презентаций:
демонстрация готового продукта, праздник, выставка, спектакль, реклама. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись. Организация проектной деятельности позволяет, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте играют групповые проекты.Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Слайд 11 В своей педагогической практике работа над проектами началась с организации работы с первоклассниками в рамках внеурочной деятельности по программе «Исследователи». Меня очень увлекла эта работа, и я стала использовать метод проектов и в урочной деятельности. Чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими возможностями, так как я изначально выступаю руководителем проекта.
Организация проектной деятельности на уроках.
Слайд 12 Фрагмент урока по математике в 3 классе Учитель: Предлагает выбрать, принять решение.
Площадь каких предметов мы можем найти в см², дм²м²
Ученик: Ластика, линейки в см².
Дневника, листка в дм².
Пола в м².
Учитель: Какие инструменты для этого нужны?
Ученик: Линейка, складной метр, рулетка.
Учитель: Сейчас вам нужно провести небольшую исследовательскую работу. Ребята, вы поделены на группы:
1 ряд - первая группа, 2 ряд- вторая, 3 ряд - третья. Пользуясь знаниями по нахождению площади фигур, 1 гр. находит площадь квадрата. Он лежит перед вами в конверте. 2 гр. Находит площадь крышки стола. 3 гр. с.64 №1. Измерь длину и ширину класса. Узнай площадь класса в метрах. Распределите обязанности и приступайте к работе.
Та группа, которая справится быстрее и выполнит задание верно, возьмёт первый листочек с цифрой(4)
S пола=5*3=15м²
S кр=9*4=36дм²
S кв=8*8=64см²
Учитель: Почему для разных объектов используем разные единицы измерения?
Ученик: Вывод: Выбор единицы измерения зависит от размера предмета, объекта.
Участвуя в данном исследовании, дети учатся на практике использовать полученные знания в реальной жизни. Во 2 классе я использовала метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом - самостоятельно дома. Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.
- Запиши слово, поставь ударение.
- Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
- Отметь, где написание расходится с произношением.
- Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
- Составь предложение со словом.
- Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
- Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
- Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или - подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
- Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
- Найди пословицы, поговорки с этим словом.
- Медвѐдь.
- Медведь - 7 б., 6 зв., 2 сл.
- Медведь.
- Медведь - крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.
- Медведь ест малину.
- Медведь - медвежонок, медведица, медвежья.
- Бродит, охотится, спит, ревет, добывает.
- Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.
- Идет медведь между елками,
- Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.
По программе «Изобразительное искусство» в 1 классе по теме «В мире сказок» дети выполнили проект Подводное царство.На уроке технологии в 4 классе выполнили творческий проект «Деревня».
Внеурочная деятельность в 1-4 классах по ФГОС осуществляется через дополнительную программу «Народная кукла». В рамках этой программы в 1 классе был выбран проект: «История возникновения народной куклы». Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы. Результатом нашего проекта стали куклы - обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.
Среди проектов, вызвавших у учащихся интерес можно назвать исследовательскую работу «Тайны мыльных пузырей». Продуктом данного проекта - стали советы одноклассникам по приготовлению мыльных растворов, а также всевозможных инструментов для пускания пузырей.
Огромное значение для духовно -нравственного воспитания играют проекты социального направления:
На классном часе во 2 классе «Покормите птиц зимой» мы говорили о сложном для птиц времени года. Подводя итоги дети предложили изготовить кормушки и развесить их во дворе школы. - На уроке музыки в 1 классе изучая тему «Рождественские чудеса» мы говорили о подготовке к празднованию нового года. В преддверии этого праздника все украшают свои дома, вопрос, ставить елку или нет, не возникает. Но если раньше люди не задумывалась что будет с зелеными красавицами после праздника, то теперь люди все больше и больше стали беспокоиться о сохранении окружающей природы. Стоит задуматься, ради чего лишаются корней лесные деревья и сколько пользы они могли бы принести. Работа над творческим проектом началась с предложения детей украсить школу и класс ёлками изготовленными своими руками. В рамках недели начальной школы дети в 3 классе провели исследование по теме «Школьный портфель». Была выполнена презентация, выпущены буклеты для ребят и родителей с правилами и рекомендациями выбора и эксплуатации школьного портфеля. Результативность профессиональнойпедагогической деятельности и достигнутые эффекты Одним из условий необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. На первом этапе я провожу родительское собрание, на котором родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней и провожу анкетирование, цель которого: узнать, как влияет степень участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребёнка. На заключительном этапе родителям была предложена анкета: 1. Что такое в вашем понимании проектная деятельность. 2. Считаете ли вы, что проектная деятельность является нужной и полезной для учеников начальной школы? Результаты анкетирования Слайд 13Как видим за истекший период родители стали понимать суть метода проекта.
Чтобы определить суть метода проекта, я провела в первом полугодии 1 класса анкетирование среди учащихся «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?»
Были предложены варианты ответов: «занимаюсь с удовольствием», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один. После использования метода проекта во 2-4 классах результаты анкетирования (выходная) показали, что процент удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте. Анализ полученных результатов после проведения анкетирования, показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности. Также в ходе проведенной работы у обучающихся были сформированы познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся стали лучше извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Исследовать собственные нестандартные способы решения, преобразовывать объект, импровизировать и изменять его творчески.
В связи с использованием метода проекта в классах прослеживается:
Слайд 14
а) стабильный процент обучающихся, освоивших государственные учебные программы и прослеживается положительная динамика обучающихся на 4и 5 за три года;
б) наличие участников и призеров в олимпиадах в) наличие победителей конкурсов, физкультурно-спортивных соревнований Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, у детей развиваются творческие способности. Они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усилилась положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.
Обобщение и распространение педагогического опыта
Слайд 15
С целью обмена, приобретения и использования инновационного опыта других педагогов, я принимаю активное участие в методической деятельности:
9