Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству для 3 класса (авторская программа СГ Ашиковой) по системе ЛВ Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»



«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения учителей начальных классов

МКОУ «Товарковская

СОШ 1»

__________Р.А.Покровская

Протокол №_____

от «___»___________ 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

МКОУ «Товарковская СОШ 1»


_________ С.А.Шустрова


«___»_________ 2015 г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ «Товарковская СОШ 1»



_________Е.А.Абрамова


Приказ №_______

от «___»_________ 2015 г.







Программа

по изобразительному искусству

для 3а класса

на 2015/2016 учебный год








Составитель программы: Петровой Т.Н.., учитель высшей категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе Программы начального общего образования (Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.), авторской программы С.Г. Ашиковой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


В основу данной программы положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному, на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности. Задачи:

  • развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
  • воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
  • реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
  • воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
  • расширение общего и художественного кругозора учащихся;
  • развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
  • знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета


Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования: - патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства иконами А. Рублева, с народными промыслами; - интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов); - уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника; - ценностного отношения к прекрасному: формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы); - нравственных чувств, этического сознания; - представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;

- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
- ценностного отношения к здоровью.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: 1. Учебный комплект для учителя:

1. С.Г.Ашикова Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред. А.А. Мелик_Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2013 2. С.Г.Ашикова, Методические рекомендации для учителя - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2012

3. Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
2. Учебный комплект для ученика:

1. С.Г.Ашикова Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред. А.А. Мелик_Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2013

место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа для 3 класса рассчитана на 34 часа из расчёта 1 учебного часа в неделю: - количество часов в I четверти - .. часов ; - количество часов во II четверти - .. часов; - количество часов в III четверти - ..часов;

- количество часов в IV четверти - ..часов .


Формы и методы работы

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

В целях сохранения и формирования здоровья учащихся на уроках использую компоненты здоровьесберегающих технологий :

1. Физминутки.

2.Гимнастика для коррекции зрения.

3. Дыхательная гимнастика.

4. Музыкотерапия.

5. Релаксационные паузы.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Игры на внимание.

Формы организации процесса обучения:

  • Индивидуальная

  • Парная

  • Групповая

  • Фронтальная

  • Экскурсия

Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.

Формы и средства контроля Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное ис­кусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-­практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе теку­щего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценива­ния, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результа­та. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструк­тивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оце­ниваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изу­чаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, уме­нию работать самостоятельно или в группе). Критериями оценивания детских работ являются следующие параметры: оформление (ори­гинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника вы­полнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изобра­жения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка за­данной теме, название рисунка). Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов: 1. Активность участия. 2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. 3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. 4. Самостоятельность. 5. Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы: 1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). 2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное. 3. Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой. 4. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. 5. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей могут применяться в оформлении школы. Характеристика цифровой оценки (отметки): «5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практи­ке; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все ком­поненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. «4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при из­ложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. «3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. «2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с по­ставленной целью урока.

Формы контроля:

- Индивидуальный и фронтальный опрос.

- Работа в паре, в группе.

- Проектная деятельность.

- Презентация своей работы.

- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

Критерии оценивания знаний и умений:

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства, в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

  • формирование основ гражданственности;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности, как условия ее самоактуализации.

На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования: - патриотизма, ценностного отношения к культурно - историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества; - чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковойи др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства - иконами А.Рублева, с народными промыслами; - интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов); - уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника; -ценностного отношения к прекрасному; - формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы); -нравственных чувств, этического сознания; -представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения; -ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы; -ценностного отношения к здоровью: - при изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни. Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания; - воспринимать представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России; - ощущать чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт - Петербургом; - воспринимать положительное отношение к урокам изобразительного искусства, - развивать чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров; - ощущать чувства других людей и сопереживание им, открытость, первоначальной готовности к диалогу, творческому сотрудничеству; - расширять представление о добре и зле, должном и недопустимом; первоначальным навыкам оценки и самооценки художественного творчества; - иметь представление о содержательном досуге. Обучающийся получит возможность для формирования: - умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач; - эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве; - мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки; - осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках; - трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки. Метапредметные УУД Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную, в том числе художественно творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий; - выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; - эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве; - выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек); - выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя; - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи; - выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках; - использовать знаковосимволические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач; - воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника; - представлять информацию в виде небольшого сообщения; - осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выбирать способы решения художественной задачи. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно расширять свои представления о живописи; - соотносить различные произведения по настроению и форме; - строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства; - обобщать учебный материал; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать аналогии; - работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной; -сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свое мнение о произведении живописи; - принимать активное участие в различных видах совместной деятельности; - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы; - проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ; - контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; - понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; - понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; - стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; - контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы; - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности; - формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
Предметные результаты Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится: - расширять свои представления о русских и зарубежных художниках; - различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно - творческой деятельности; - различать основные виды и жанры пластических искусств; - эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка; - расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; - видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный материал представлен тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования. Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку. Левая страница разворота - «Впечатление». Здесь подобраны фотоматериалы и репродукции картин, соответствующие определенной тематике. Наглядный материал сопровождается пояснительным текстом. Правая страница разворота - «Выражение» - содержит пошаговое выполнение задания с его вариантами. Детям помогают иллюстрации, а также изображение предлагаемого материала, инструментов и способов их использования. Такое построение учебников обусловлено логикой самого процесса творчества: восприятие, в процессе которого ребенок накапливает личностно значимый опыт, стимулирует его творчество, позволяющее ребенку выразить себя, почувствовать себя автором, художником.
В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
С этой целью в дополнение к учебному материалу в учебнике даны рубрики «Знакомство с музеем» - иллюстрированный рассказ об известных музеях России и «Читаем и рисуем», содержание которых способствует расширению кругозора школьников, их познавательных потребностей. «Приглашение в путешествие» знакомит с культурой других народов, странами и городами мира. Рубрика «В мастерской художника» помогает детям приобретать знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, распознавать стиль художника. Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции («Азбука рисования») помогает учащимся в реализации собственного замысла. Каждый раздел завершается рубрикой «Что я знаю, что я умею». Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:
- восприятие - произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции;
- рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов (первый раздел учебников), а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников (четвертый раздел учебников);
- живопись - наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов.
Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома (второй раздел учебников);
-композиция - учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе - дальше», «больше -меньше», «выше-ниже» (третий и четвертый разделы учебников);
-декоративно-прикладное искусство - раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов (третий раздел учебников);
-скульптура и дизайн - наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте. Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется от класса к классу как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения. Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др. (коллективные работы в конце каждого раздела). Разнообразие видов практической деятельности младших школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально-личностного подхода к учащимся. Этому способствуют и дифференцированные задания для мальчиков и девочек, варианты выполнения заданий с подробным описанием в учебниках этапов работы. Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.
Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, придает содержанию уроков художественное единство.
Формирование у учащихся целостной картины мира достигается наличием внутрипредметных содержательных линий и межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметны связи.
В предметной линии «Изобразительное искусство» акцентировано внимание на формировании у младших школьников системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.



Раздел 1. Природа - главный художник. (Композиция рисунка. Графические приемы. Фактуры поверхности. Линейный набросок) Азбука рисования: Новые знакомые. В кругу друзей. Графические приемы. Впечатление. Выражение: «Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела). «В небе птицам дышится свободно» (изображение формы птицы в движении, фактура оперения). Эти милые зверюшки (изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела). «Разведи рукой травинки видишь, дремлет светлячок» (знакомство с разнообразием форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты).Летающие цветы (построение бабочки, поиск передачи полета и нежного настроения бабочки). «У лукоморья дуб зеленый…» (изображение своего дерева, фактуры коры и листьев кроны). В мастерской художника: Жизнь дерева (о творчестве И.И. Шишкина). Коллективная работа: «Летите, голуби!» (работа в группе). Раздел 2. Мир цвета. (Живопись светаСвет и тень. Полутень. Падающая тень. Натюрморт) Азбука рисования: Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство. Свет и тень на Земле: воздушное пространство. От объема к пространству. Впечатление. Выражение: Свет и тень (знакомство с тенью на предметах, падающей тенью). Какими бывают тени под открытым небом (разнообразие и закономерность цвета падающих теней). Полутень - что это? (значение изображения полутень для передачи объема предмета на плоскости). Шар. Предметы, похожие на шар (все составляющие, необходимые для передачи объема предмета на плоскости). Яйцо. Предметы, похожие на яйцо (участие базовой формы в построении фигуры птицы). В мастерской художника: Художник света. «Над сугробом свет, под сугробом _ тень» (о творчестве А.И. Куинджи). Игра света и тени (о творчестве К.А. Коровина). Коллективная работа: Райский сад (работе в группе). Раздел 3. Искусство в человеке. Цвет и свет. Изображение пространства и воздуха. Точка в живописи. Узор. Впечатление. Выражение: Поиск чистых красок (работа в новой технике - пуантилизм - рисунок точками). Счастливый принц (моделирование фигуры мальчика и украшение ее паетками и бусинами). Крыша над головой (знакомство с изобретением зонтика и способы его изображения). Узоры гор (роспись деревянной доски узорами народов Кавказа). В мастерской художника: Цвет при свете. (О творчестве К. Моне, В. Ван Гога). Ее величество точка (пуантилизм в творчестве Ж. Сера). Знакомство с творчеством художников-импрессионистов (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь). Коллективная работа: Мечта о полете (работа в группе). Раздел 4. Человек в искусстве. (Основы композиции. Центр композиции. Движение в композиции. Стилизованный рисунок.) Азбука рисования: Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция. Впечатление. Выражение: «С карандашами и красками за три моря» (приглашение в путешествие - знакомство с письмом, как средством общения через дальние расстояния). Первая весточка (вариант письма-рисунка). Послание с Востока (вариант письма-рисунка). Привет из Европы (вариант письма-рисунка). Очарование Севера (вариант письма-рисунка на камне). Кружевное письмо (вариант письма-рисунка в виде кружева). Необычные письма (как изготовить бересту и написать на ней письмо). Узнаваемый Петербург (знакомство с «визитными карточками» города и способы их изображения). Читаем и рисуем: Первые бабочки (изображение бабочек с прорисовкой узоров). Шагающее дерево (разные способы изображения дерева). Замок Белого Лебедя (способ заливки акварельной краской). Краски гор (техника пуантилизма).

Тематическое планирование

Азбука рисования. Новые знакомые.

В кругу друзей. Графические приемы 1 ч

Природа - главный художник (7 ч)

Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? 1 ч

В небе птицам дышится свободно… 1 ч

Эти милые зверюшки 1 ч

Разведи рукой травинки - видишь, дремлет светлячок 1 ч

Летающие цветы 1 ч

У лукоморья дуб зеленый 1 ч

Летите, голуби! (коллективная работа) 1 ч

Мир цвета (7 ч)

Азбука рисования. Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство. Свет и тень на Земле: воздушное

пространство. От объема к пространству 1 ч

Свет и тень 1 ч

Какими бывают тени под открытым небом 1 ч

Полутень- что это? 1 ч

Шар. Предметы, похожие на шар 1 ч

Яйцо. Предметы, похожие на яйцо 1 ч

Райский сад (коллективная работа) 1 ч

Искусство в человеке (5 ч)

Цвет при свете. Ее величество точка. Поиск чистых красок 1 ч

Счастливый принц 1 ч

Крыша над головой 1 ч

Узоры гор 1 ч

Мечта о полете (коллективная работа) 1 ч

Человек в искусстве (9 ч)

Азбука рисования. Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция 1 ч

С карандашами и красками за три моря 1 ч

Первая весточка 1 ч

Послание с Востока 1 ч

Привет из Европы 1 ч

Очарование Севера 1 ч

Кружевное письмо 1 ч

Необычные письма 1 ч

Узнаваемый Петербург 1 ч

Читаем и рисуем (4 ч) Первые бабочки 1ч

Шагающее дерево 1 ч

Замок белого Лебедя 1 ч

Краски гор 1 ч Компьютерное рисование (1 ч)












№ п/п

Наименование раздела

и тем

Часы

учебного времени

Характеристика основной

деятельности обучающихся

Сроки проведения

По

плану

Факт.

1.

Азбука рисования (1 ч.) Новые знакомые.

В кругу друзей. Графические приемы

(учебник с. 8-9)

1

Работа с учебником; изучение схем и примеров рисунка, работа в альбоме или на чистых листах. Обсуждение вариантов изображения и возможных способов.

Участие в диалоге с учителем и учениками.

Ценностное отношение к природе и ее творениям как произведениям искусства (мир воды; мир дерева; обитатели воды; мир птиц и животных). Представление об изменении характера линии в зависимости от нажима на карандаш. Овладение разными способами работы с графитным карандашом, мелом, углем для передачи рисунка коры и кроны деревьев, меха животных, чешуи рыб и перьев птиц, стаи птиц, облаков.

2.

Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(учебник с. 10-11)

1

Работа с учебником; обсуждение темы и вариантов решения замысла; выбор варианта своей работы. Работа над эскизом и выполнение задания. Освоение приемов работы с акварельным карандашом или перьевой ручкой: «подтеки» и «размывание». Овладение новыми способами работы в смешанной технике: графитным карандашом, перьевой ручкой и акварельным карандашом или акварельными красками. Представление о содержании понятия «стилизованный рисунок». Умение передавать объем в изображении рыб графическими приемами.

3.

В небе птицам дышится свободно

(учебник с. 12-13)

1

Работа с учебником для практических заданий. Выполнение эскизов и набросков на доске и на бумаге. Выбор варианта изображения. Выполнение работы. Понимание строения формы птицы на основе

базовой формы «яйцо» и знакомство с разнообразием пропорций тела птиц; понимание изображения оперения.

Умение передавать объем в изображении птиц графическими приемами.

4.

Эти милые зверюшки

(учебник с. 14-15)

1

Работа с учебником для практических работ. Наблюдение за животными, рассматривание на репродукциях картин художников. Описание животного, которое каждый из учащихся будет рисовать. Выбор варианта наброска и рисунка. Изображение образа животного по памяти или под впечатлением иллюстраций.

5.

Разведи рукой, травинки: видишь, дремлет светлячок (учебник с. 16-17)

1

Наблюдение за жизнью насекомых. Выполнение набросков, эскизов (подготовительная работа). Участие в диалоге с учителем и учениками. Выполнение работы в альбоме или на чистом листе. Подведение итогов. Обсуждение. Интерес к жизни насекомых, бережное отношение к насекомым. Ценностное отношение к профессии художника-ювелира. Умение передавать объем в изображении насекомых графическими приемами.

Применение выразительных средств рисунка для изображения особенностей и характера насекомых разного вида. Представление о понятиях: «композиция рисунка», «фактура материала».

6.

Летающие цветы (учебник с. 18-19)

1

Наблюдение за бабочками, обобщение впечатлений от фотографий с изображением бабочек. Построение рисунка бабочки с использованием вертикальной оси симметрии. Наброски, эскизы (подготовительный этап). Выполнение задания с учетом полученных знаний. Ценностное отношение к бабочкам как насекомым, приносящим пользу природе и человеку. Знакомство с симметрией построения формы. Способность к подбору материала и поиск выразительных графических приемов.

7.

У лукоморья дуб зеленый

(учебник с. 20-23;)

1

Наблюдение за деревьями, создание эскизов и набросков. Разработка стилизованного изображения Древа жизни.

Работа в альбоме для практических работ или на отдельных листах материалами по выбору.

Составление рассказа по рисункам «Жизнь дерева». Просмотр работ и обсуждение. Ценностное отношение к дереву как одному из самых нужных и важных проявлений природы. Понимание строения дерева, разнообразия его форм, листьев и плодов. Поиск графических средств выразительности в передаче образа дерева. Освоение понятий «эскиз», «этюд».

Представление о творчестве И.И. Шишкина.

8.

Летите, голуби! (коллективная работа)

(учебник с. 24-25)

1

Вариант 1. Обсуждение коллективной работы.

Выбор команд и участников. Распределение видов деятельности. Выполнение командных заданий. Сборка готовой работы. Обсуждение полученного результата.

Вариант 2. Выполнение заданий в альбоме для практических заданий. Оформление класса рисунками из альбома. Осуществление продуктивного общения в совместной деятельности. Ценностное отношение к миру птиц и той среде, в которой они обитают.

Самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

9.

Азбука рисования. Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство.

Свет и тень на Земле: воздушное пространство. От объема к пространству

(учебник с. 28-29)

1

Работа с учебником. Наблюдение и эксперимент. Поиск дополнительной информации. Работа в альбоме для практических работ. Самостоятельная работа над рисунком для передачи объемных предметов в пространстве. Интерес к художественной передаче солнечного света. Приобретение новых знаний о передаче объема предмета. Представление о понятии «воздушная перспектива». Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

10.

Свет и тень (учебник с. 30-31; 32-33; 34-35; (с. 108-109)

1

Сравнение иллюстраций. Наблюдение, эксперимент, поиск информации. Работа в альбоме. Повторение основных приемов и способов разбеления красок и затемнения частей изображаемого предмета. Подведение итогов. Анализ полученного результата. Знакомство с музеем - «Его величество Эрмитаж». Восприятие репродукций картин. Знакомство с музеем-квартирой А.И. Куинджи в Петербурге. Ценностное отношение к солнечному свету и воздушному пространству Земли. Представление о способах передачи в живописи объемных предметов; о световой и теневой сторонах предмета, собственной и падающей тени. Представление о творчестве Рембрандта и установленных им закономерностях света. Ценностное отношение

к творчеству А.И. Куинджи. Представления о ведущих музеях России.

11.

Какими бывают тени под открытым небом

(учебник с. 36-37)

1

Работа с учебником и поиск дополнительнойинформации. Эксперимент и наблюдение.Подведение итогов. Обмен мнениями. Использование в речи новых понятий. Интерес к свето - и цветовым явлениям природы. Потребность в дополнительной информации. Иметь представление о понятиях «натюрморт», «композиция натюрморта», «колорит». Умение определять локальный цвет.

12.

Полутень что это? (учебник с. 40-41)

1

Поиск дополнительной информации. Эксперимент и наблюдение. Обсуждение результата. Анализ полученного результата. Освоение алгоритма выполнения работы.

Интерес к различным световым явлениям. Умение работать по алгоритму. Освоение навыка прорисовывания полутени. Умение передавать в живописи объем предметов.

13.

Шар. Предметы, похожие на шар

(учебник с. 42-43)

1

Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Наблюдение и сравнение, в т.ч. сравнение разных предметов шарообразной формы. Подбор красок. Выполнение работы. Анализ и обсуждение. Интерес к способам изображения предметов шарообразной формы.Понимание таких понятий, как «иллюзия объема», «рефлекс». Умение находить в иллюстрациях картин оттенки света, полутени, тени и падающей тени. Умение передавать в живописи объемные предметы.

14.

Яйцо. Предметы, похожие на яйцо

(учебник с. 44-45)

1

Наблюдения и выводы. Сравнение и анализ. Обобщение. Работа с учебником и в альбоме художественных задач.

Обсуждение и подведение итогов. Интерес к способам изображения базовой формы, предметов, имеющих форму яйца. Способность создавать новые формы на основе базовой. Умение сравнивать рисунки, выполненные на разных уроках.

15.

Райский сад (коллективная работа)

(учебник с. 46-47)

1

Поиск информации и обработка информации.

Работа в группах и в парах. Распределение заданий. Выполнение работы творческой коллективной работы по оформлению класса. Анализ проделанной работы. Внимательное отношение к окружающему миру, миру искусства. Умение коллективно разрабатывать проект оформления класса. Умение создавать разные образы на основе базовых форм круга и овала.

16.

Цвет при свете.

(учебник с. 50-51)

1

Восприятие репродукций картин и фотографий с изображением природы в разном состоянии.

Представление о творчестве художников-импрессионистов. Внимательное отношение к передаче художниками света и тени, движения, ритма.

17.

Свет. Цвет. Ее величество Точка.

(учебник с. 52-53)

1

Наблюдение и эксперимент. Использование дополнительной информации о творчестве художников-импрессионистов. Работа по учебнику. Обсуждение результатов. Представление о технике пуантилизма и о творчестве Ж. Сёра.

Знакомство с работами и творчеством русских

Художников-импрессионистов К.А. Коровина и И.Э. Грабаря.

18.

Поиск чистых красок (учебник с. 54-55)

1

Работа с учебником. Выбор сюжета для изображения. Набросок или предварительный рисунок. Подготовка рабочего места. Выполнение работы в технике пуантилизма. Обсуждение достигнутых результатов.

Представление о творчестве Ж. Сёра и П. Синьяка.

Умение внимательно рассматривать картины.

Умение сравнивать работы, выполненные в разных техниках.

19.

Счастливый принц (учебник с. 56-57)

1

Работа с учебником. Подготовка рабочего места. Подготовка материалов и инструментов.

Лепка. Завершение работы. Выставка и подведение итогов. Знакомство с одним из видов изобразительного искусства - скульптурой. Представление об отличительных признаках скульптуры. Знакомство с приемами и способами лепки из скульптурного пластилина, обработка его и украшение дополнительными материалами. Интерес к работе скульптора.

20.

Замок белого лебедя. (учебник с. 58-59)

1

Представление воображаемого эскиза архитектурного объекта. Изображение задуманного на бумаге с помощью акварели. Работа под музыкальное сопровождение.

Знакомство с одним из видов изобразительного искусства - архитектурой. Представление об отличительных признаках архитектуры. Интерес к архитектуре замков и истории его создания.

21.

Крыша над головой (учебник с. 60-61)

1

Работа с иллюстрациями. Выбор варианта выполнения задания. Изображение задуманного на бумаге. Нахождение различий в изображенных зонтах (выполненных карандашом, пастелью, акварелью и т. д.). Разработка дизайна зонта. Участие в выставке и подведение итогов. Знакомство с профессией художника-дизайнера. Представление об отличительных признаках дизайна на примере оформления зонта. Интерес к дизайну как виду изобразительного искусства. Умение создавать композиции с участием человека.

22.

Узоры гор (учебник с. 62-63)

1

Восприятие картин, фотографий. Знакомство с адыгейским узором. Выполнение эскизов, выбор лучшего для выполнения на доске. Знакомство с узорами народов Северного Кавказа. Интерес к народному искусству народов Кавказа. Умение различать узоры.

23.

Мечта о полете (коллективная работа)

(учебник с. 64-65)

1

Коллективная работа по оформлению класса (по парам или группам).Выбор части общего проекта. Выполнение задания по предложенному плану. Сбор частей в общую композицию и подведение итогов. Принимать участие в совместной деятельности, в оформлении класса (в технике пуантилизма). Умение выполнять художественные задачи индивидуально и в группе.

24.

Композиция: планы, движение, базовые формы, композиционный центр.

(учебник с. 68-69; 70-71; 72-73)

1

Работа с учебником. Подведение итогов. Анализ и выводы. Работа с репродукциями: определение разных планов и предметов, относящихся к ним. Представление о композиции как важнейшем составляющем звене построения картины. Усвоение понятий «передний план», «средний план» («промежуточные планы»), «дальний план». Умение создавать композиции с изображением человека.

25.

Первая весточка

(учебник с. 74-75; 76-77)

1

Поиск дополнительной информации. Выполнение задания по материалу учебника. Подведение итогов. Интерес к истории писем и русской истории письма. Знакомство с работами В.А. Королькова.

26.

Послание с Востока

(учебник с. 78-79; 80-81)

1

Обсуждение темы. Выполнение работы по теме. Выбор орнамента. Оформление свитка .Поиск дополнительной информации. Обсуждение итогов. Вывод.

Интерес к восточной культуре письма. Представление об орнаменте, об украшении свитков. Представление о том, как передается образ человека в разных культурах.

27.

Привет из Европы

(учебник с. 82-83)

1

Работа с учебником: восприятие репродукций картин. Обсуждение и анализ темы. Оформление письма из Европы. Поиск дополнительной информации.

Подведение итогов. Интерес к традиции европейской письменности. Преставление о картинах А.П. Боголюбова и М.А.Врубеля. Умение оформлять письма - рисунки, рисовать мужской портрет.

28.

Очарование Севера

(учебник с. 84-85)

1

Обсуждение и анализ темы. Поиск дополнительной информации, в том числе чтение сказки «Снежная королева». Выполнение задания. Подведение итогов.

Интерес к традиции северного письма. Представление о работах американского живописца Р. Кента.

29.

Кружевное письмо

(учебник с. 86-87)

1

Обсуждение и анализ темы. Работа с учебником и поиск дополнительной информации. Создание эскиза вологодского кружева на рисунке. Выполнение задания. Подведение итогов. Представление о русских народных промыслах на примере вологодского кружева. Эмоциональное восприятие работ Я. Вернера,

В. Тропинина.

30.

Необычные письма

(учебник с. 88-89)

1

Выбор варианта работы из предложенных в учебнике.

Поиск дополнительной информации. Ответы на вопросы учителя. Формулировка собственных вопросов.

Выполнение задания. Подведение итогов.

Ценностное отношение к истории, интерес к написанию писем и передаче информации разными способами. Представление о берестяных грамотах, о способах выполнения работы, напоминающей древнерусские письменные памятники.

31.

Узнаваемый Петербург

(учебник с. 90-91)

1

Работа с учебником.

Самостоятельный выбор материалов. Выполнение работы: изображения Петропавловской крепости и Храма Спаса-на-Крови (фрагмент), с использованием базовой формы, приемов определения пропорций, поиска композиции и др.

32.

Первые бабочки

Экскурсия в лес

1

Наблюдение за первыми насекомыми.

Зарисовки узоров на крыльях бабочек и других насекомых. Работа графическими материалами. Гуманное отношение к природе и живому миру насекомых и животных.

33.

Шагающее дерево.

С карандашами и красками в природу.

Пленерное рисование.

1

Разные способы изображения дерева.

Наблюдение за строением облаков в пространстве и их изображение. Строение деревьев и их зарисовки акварелью. Изображение растительного мира.

34.

Краски гор (техника пуантилизма).

Компьютерное рисование.

1

Знакомство с картинами художника Н. Рериха.

Работа в компьютерном классе. Элементарные изображения рисунка в программе Раint).

Материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности

1. Специфическое оборудование:

- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

- портреты русских и зарубежных художников;

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

- репродукции художников с изображением пейзажей, цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

- стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;

- разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

2. Информационно-коммуникативные средства: - авторские презентации Power Point; - авторские разработки для работы с интерактивной доской; - учебные фильмы и программы; - записи классической и народной музыки;

- электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре.

3. Интернет-ресурсы.

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - режим доступа: http[//school-collection. edu.ru

- Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. - Режим доступа: zankov.ru

- Презентации уроков «Начальная школа» - режим доступа: nachalka.info/about/193



© 2010-2022