Большая буква в названиях городов и рек 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Большая буква в названиях городов и рек 1 класс

в 1 «А» классе

по Русской грамоте

на тему:

Большая буква в названиях городов и рек 1 класс

Кyнi /Дата/ Date: 11.04.2013.

Сынып /Класс/ Class: 1 «А»

ПӘн /Предмет/ Subject: Русская грамота.

Тақырып /Тема/ Theme: «Большая буква в названиях городов, улиц, сёл, рек».

Тип урока: Изучение нового материала.

Сабақтын мақсаты /Цели урока/ The lesson's aims:

1.формирование навыка правописания большой буквы в названиях улиц, сёл, городов, рек;

2.развитие у учащихся мыслительных операций: сравнения и обобщения;

3. воспитание познавательного интереса к предмету, воспитывать уважение и любовь к Родине.

Көрнекiлiк /Оборудование/ Equipment: презентация к уроку, план деревни Простоквашино на ватмане, наглядность (герои мультфильма), раздаточный материал.

Сабақтын парасы /Ход урока/ The lesson's going:

1. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся на работу.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята вам тепло? (….)

В классе светло? (….)

Уже прозвенел звонок? (….)

Только начался урок? (….)

Хотите вы учиться? (….)

Значит можно всем садиться!

Солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, нашим гостям. Пожелайте им любви и добра.

Вдохните в себя свежесть весеннего воздуха, тепло солнечных лучей, чистоту рек и озёр нашей Родины.

Большая буква в названиях городов и рек 1 класс

2. Новая тема.

Урок русской грамоты сегодня будет необычным.

Ребята, сегодня мы с вами будем изучать новую тему, а какую, узнаем чуть позже.

11 апреля. Минутка чистописания. Буквы Яя.

Большая буква в названиях городов и рек 1 класс

Ребята, поднимите пожалуйста руки те, кто любит смотреть мультфильмы. Я вам сейчас покажу отрывок одного из них, а вы должны мне сказать название этого мультфильма. (Показ отрывка из мультфильма «Простоквашино»)

Ребята, вы догадались, что это за мультфильм? Правильно, «Простоквашино».

Большая буква в названиях городов и рек 1 классБольшая буква в названиях городов и рек 1 класс

- Помните ли вы, как зовут главного героя мультфильма? (дядя Фёдор)

- Как называлась деревня, в которой жили герои? (Простоквашино)

И сегодня мы с вами отправимся в гости к героям этого мультфильма.

Но мы не назвали остальных героев.

- Сейчас я вам буду читать описание героя, а вы должны догадаться, о ком идёт речь и записать в тетрадь.

Но для начала нам нужно вспомнить, с какой буквы мы начинаем писать имена и клички животных? (с большой буквы.)

Работа у доски по цепочке: запись имени, подчеркивание большой буквы.

Он очень любит молоко, поэтому даже завёл себе корову. Кто этот герой? ……кот Матроскин.

Следующий герой любит заниматься охотой…. фото охотой. Это пёс Шарик.

Он работает на почте, разносит письма, газеты журналы. Это почтальон Печкин.

Ребята, для того, чтобы нам попасть в Простоквашино, на нужную улицу, необходимо взглянуть на карту. Посмотрите, сколько в Простоквашино много улиц: Садовая, Берёзовая, Лесная, Полевая и многие другие.

А как вы думаете, что общего в написании этих улиц? (Правильно, все они пишутся с большой буквы). (дописываем село Простоквашино, названия улиц через запятую).

Ещё здесь протекает небольшая река, Таганка, неподалёку есть озеро Чарское.

А в написании рек и озёр что общего? (Правильно, они тоже пишутся с большой буквы, дописываем названия реки и озера). А в каком городе мы с вами живём? (в Костанае), молодцы, т.е мы отправляемся из города Костаная (записываем).

Ребята, какой вывод мы можем сделать, какое правило сформулировать? (Имена, фамилии, названиях улиц, сёл, городов, рек и озёр пишутся с большой буквы).

ФИЗМИНУТКА

Открывайте учебники. Чтение правила на стр. 147. Ребята, правильно ли мы с вами сформулировали правило?

Вот мы с вами и узнали тему сегодняшнего урока: «Большая буква в названиях городов, улиц, сёл, и рек». И сегодня мы должны научиться правильно писать имена собственные, обозначающие географические названия, с большой буквы.

На стр. 148, сейчас мы с вами будем читать текст про галчонка Хватайку, который жил вместе с дядей Фёдором, Матроскиным и Шариком.

Проверка восприятия прочитанного: кто главный герой рассказа?

Чтение текста учащимися по цепочке.

Словарная работа. Разбор значения слов: деревня, бездельничать, почтальон.

Работа по тексту.

  1. Кто жил в деревне? Как называлась деревня?

  2. Как назвали галчонка? Почему?

  3. Кто принёс журнал? Как назывался журнал?

  4. Кто из героев понравился и почему?

Молодцы, слушали очень внимательно.

Вот мы с вами и приехали в деревню Простоквашино.

И на пороге нас уже встречают любимые герои. Почтальон Печкин держит в руках письмо. Он просит нас помочь ему. На почту принесли письмо, которое подписывал мальчик, но он сделал много ошибок, когда подписывал письмо. Давайте мы с вами поможем почтальону Печкину, и исправим все ошибки. (работа в парах)

Большая буква в названиях городов и рек 1 классБольшая буква в названиях городов и рек 1 класс

от кого петрова александра ивановича

откуда Акмолинская область, село пригородное,

улица Победы' 95

кому ахметовой ольге Сергеевне

куда город павлодар,

улица лазурная' 24

Молодцы, вы помогли Печкину, за что он вас очень благодарит.

  1. Закрепление полученных знаний.

Кот Матроскин, читая газету, нашёл небольшой рассказ, который предложил нам прочитать.

Большая буква в названиях городов и рек 1 классБольшая буква в названиях городов и рек 1 класс

Летом наша семья путешествовала по Казахстану. Мы побывали в крупных городах: Астане, Таразе, Алматы. Погостили у бабушки в деревне Вишнёвка. В ней всего две улицы - Долгая и Заречная. Есть глубокая и чистая река Ишим. Путешествие - интересный и полезный вид отдыха.

- Прочитайте внимательно. Что это? (текст) Докажите.

- О чем этот текст? О ком в нем говорится?

- Какие названия стран вы встретили в тексте? Что такое Казахстан?

1) Работа по рядам:

Выписать в тетрадь: 1 группа - страны, 2 группа - города, 3 группа - улиц.

Проверка: Какие названия стран, городов, улиц вы выписали?

Вот мы с вами и побывали в гостях у героев мультфильма Простоквашино.

Они были очень рады с вами познакомиться, почтальон Печкин благодарит вас за помощь и желает вам успехов в учёбе.

ФИЗМИНУТКА.

** Дополнительный материал.

Ну а мы с вами продолжаем работать.

1. Давайте выполним задание в учебнике. Стр. 146 упр. 3. Читаем задание: вставь пропущенные слова. Запись текста в тетради.

2. Назовите столицу нашей страны. Покажите её на карте (на это место прикрепляется флажок).

Назовите город, в котором мы живем.

Назовите самую большую реку Казахстана (Иртыш)

О чем вам говорят эти слова: Астана, Актобе, Павлодар? (это города)

4. Итог урока.

Запомните: географические названия (города, села, реки, названия улиц) пишутся с большой буквы.

- Вы справились со всеми заданиями. Молодцы! И наш урок заканчивается.

- Что нового узнали?

- Чему научились на уроке?

Выставление оценок за работу на уроке.

5. Домашнее задание.

Открыли все дневники, записываем домашнее задание: стр 147 упр. 4.









2. Актуализация опорных знаний.







- Вашему вниманию представлен фрагмент урока большая буква в именах, фамилиях, названиях улиц, городов, рек.

- Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Садимся.

- Сейчас я вам покажу отрывок из мультфильма, а вы должны будете догадаться, из какой сказки этот фрагмент. Смотрим и слушаем очень внимательно.

(Просмотр отрывка из сказки «Приключение Незнайки и его друзей»)

- Ребята, отрывок из какой сказки мы с вами посмотрели?

(«Приключение Незнайки и его друзей»)

- Помните ли вы, как зовут главного героя сказки? (Незнайка)

- Как назывался город, в котором жили коротышки? (Цветочный город)

- Правильно, ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по Цветочному городу.

1 ИГРА «ОТГАДАЙ ИМЯ КОРОТЫШКИ»

- Как я уже сказала, в этом городе жили коротышки. Почему их так называли? (были очень маленькие.)

- Совершенно верно, они были ростом с небольшой огурец.

- Ребята, все коротышки хотели попасть к нам на урок, да слишком много их в Цветочном городе. Лучше мы отправимся к ним.

- Сейчас я вам буду читать описание коротышки, а вы должны догадаться, о ком речь и записать в тетрадь. Но для начала нам нужно вспомнить, с какой буквы мы начинаем писать имена?

(с большой буквы.)

Работа у доски по цепочке: запись имени, подчеркивание большой буквы.

1. Этот коротышка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Он прославился тем, что ничего не знал. (НЕЗНАЙКА)

2. Этот коротышка был замечательный астроном. Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Когда он смотрел в увеличительные стекла на разные предметы, то предметы казались большими. Из нескольких таких стекол он сделал большую подзорную трубу, в которую можно было смотреть на Луну и на звезды. Таким образом он и сделался астрономом. (СТЕКЛЯШКИН)

3. Его прозвали так за то, что он много знал. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому его все слушались и любили. (ЗНАЙКА)

4. Этот коротышка лечил всех от болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. (ПИЛЮЛЬКИН)

5. У него были разные музыкальные инструменты, и он часто играл на них. Все коротышки слушали музыку и очень хвалили. (ГУСЛЯ)

6. У этого коротышки получалось очень хорошо рисовать. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл «балахоном». (ТЮБИК)

2 ИГРА «ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ …»

- Мы продолжаем наше путешествие по Цветочному городу. Как вы думаете, почему город получил такое название?

(там было много цветов)

- Верно. В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики, васильки. Даже улицы назывались именами цветов.

- Перед вами карта цветочного города.

- Вам нужно дать название улицам города, реке, на которой стоит город. Ребята, вам будут встречать такие слова, как «бульвар», «аллея». Знаете ли вы, что это такое?

(бульвар - широкая городская улица;

аллея- дорога, обсаженная деревьями или кустарником.)

- О чем мы должны помнить при записи названий улиц?

(в названиях городов, улиц, бульваров, аллей, рек, пишется заглавная буква)

- У вас на столе лежат карточки, вы должны выбрать правильную запись и вставить в неё нужную букву

(на доске карточки, в которых ребята по цепочке вставляют буквы.)

На этой улице растёт много колокольчиков. (улица Колокольчиков)

На этом бульваре растут васильки. (бульвар Васильков)

А на этой улице много маргариток. (улица Маргариток)

На этой аллее растут ромашки. (аллея Ромашек)

Название города, по которому мы сегодня путешествуем. (город Цветочный)

Так называлась река, по берегам которой росли огурцы. На ней стоял Цветочный город. (река Огурцовая)

улица …олокольчиков

аллея …омашек

бульвар …асильков

улица …аргариток

город …веточный

река …гурцовая

3 ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ»

Работа в группе.

Мотивирующий прием. Стук в дверь. Заходит Незнайка.

- Ребята, кто это к нам пришел? Давайте поможем Незнайке исправить ошибки.

Взаимопроверка между группами.

- Какое правило вы применяли в этом задании? (имена и фамилии пишутся с большой буквы)

«ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ»

1. коля васильков собрал букет Васильков.

2. оля колокольчикова подарила маме букет Колокольчиков.

«ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ»

1.иван блинов на завтрак съел много Блинов.

2. По берегам огурцовой реки росло много Огурцов.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Сегодня мы с вами были в гостях у коротышек в Цветочном городе. А сейчас я вам предлагаю отправить письмо с приглашением веселых человечков к нам на следующее занятие по русскому языку и передать его с Незнайкой. Согласны?

- Что обязательно нужно сделать для того, чтобы письмо дошло по адресата?

(правильно подписать конверт).

Ребята подписывают конверт и отдают его Незнайке.

Самооценка.

- Ребята, вы сегодня все очень хорошо поработали, я вам предлагаю раскрасить того пушистика - коротышку, с которым вы себя сегодня сравниваете на уроке.

- Давайте покажем друг другу, каких выбрали пушистиков. Молодцы!

11



© 2010-2022