Технологическая карта по литературному чтению на тему Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе

Программа «Школа России», авторы:

Тема: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы »

(Г.А.Скребицкий «Заботливая мамаша»)

Тип урока: урок развития речи

Технология развития критического мышления через чтение

Цель, задачи ученика

1. Узнать, о чём писал Г.А.Скребицкий в своих произведениях;

2. Внимательно прочитать и осмыслить содержание;

3. Понять состояние матери разлученной со своим детёнышем.

Цели учителя

Образовательные: Познакомить с творчеством Г.А.Скребицкого;

Развивающие: Совершенствовать технику чтения, обрабатывать навыки правильного, сознательного выразительного чтения, развивать связную речь;

Воспитательные: Учить детей беречь и понимать то, что нас окружает, приоткрывать тайны природы.

Планируемый результат (Предметные умения):

- воспринимать на слух текст в исполнении учащихся;

- формулировать основную мысль текста;

- высказывать своё отношение к прочитанному;

- осмысливать заглавие произведения;

- отвечать на вопросы учителя.

Планируемый результат (УУД) Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свою точку зрения; успешное сотрудничество, работа в парах;

Познавательные УУД: умение анализировать, обобщать;

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность;

Личностные УУД: сформирование нравственных качеств.

Опорные понятия: амбар

Новые понятия

Ресурсы

Формы работы: фронтальная, парная работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Создает благоприятную атмосферу для работы на уроке. Ребята! Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь Лесовичку, который пришёл на урок внеклассного чтения. Я желаю вам успешных ответов, правильных высказываний своих мыслей.

Наглядный метод (Лесовичок)

Личностные УУД (самоопределение к

деятельности

2.Подготовка к восприятию.

Стадия Вызов.







3.Знакомство с писателем.

Рядом с нами животные своей неповторимой и таинственной жизнью. Особый мир - мир животных. И чтобы жить с этим миром в согласии нужно многое знать о них.

Лесовичок передал мне одно высказывание, но слова рассыпались, помогите собрать: рыбе, лес, вода, птице, степь, горы , лес, зверю (слайд)

А вот М.М.Пришвин соединил вместе, прочитаем: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы »

- Почему так?

-Принесла портрет Георгия Алексеевича Скребицкого

- Как вы думаете, почему?

-Глядя на портрет, что можете сказать о писателе?

- О чём мог писать?

- А вот в книге «Лесной голосок» написано (зачитать):

«…В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, зайчишки, белочки.

Георгий Алексеевич с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства, и ему очень хотелось, чтобы и все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их».

- Познакомимся рассказом «Заботливая мамаша»





Из данных слов собирают высказывание и объясняют.



(предположения детей)

(Ответы детей)







-Определяют тему урока.

Фронтальная работа



Эвристическая беседа





-Коммуникативные УУД;

-Познавательные УУД (мыслительные операции)











-Регулятивные УУД;





4.Словарная работа.

- Лесовичок у вас спрашивает, как понимаете слово «амбар»?

-Предположение

-Работа со словарем

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД

5. Работа с текстом во время чтения.

Стадия осмысления.

«Чтение с остановками» и работа над содержанием.

- Чтение 1 части (1абзац)

- Каким вы представили себе лисёнка?

- Как вы думаете, что произойдет с лисенком дальше?

- Чтение 2 части (со 2 абзаца до… это он так по щенячьи скулил)

- Как чувствовал себя лисенок в амбаре?

- Подтвердите мнение словами из рассказа.

- Чтение дальше: ( «Прямо за амбаром начинался лес. Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица…»)

- Как вы думаете, что дальше произойдет?

- Чтение ( «… до слов: Вскоре она убежала в кусты, а лисенок опять начал скулить»)

-Как вы думаете, придет ли мама - лисица обратно?

-Чтение ( «… до слов: Задушила курицу и принесла своему детенышу»)

- Чем удивила лисица всю семью?

- Как вы думаете, чем эта история закончилась?

- Чтение до конца.

- Почему лисица в деревню больше не приходила?

- Я долго думала, как лисенок оказался у людей?

-Вернемся к названию произведения. Какие мысли и чувства выразил в нем автор?

- Как название рассказа отражается в тексте?



- Прочитайте соответствующие отрывки.



(маленьким, напуганным, дрожащим от страха)



-Чтение нужных слов из текста.

(Ему было страшно и одиноко, скулил по щенячьи)

-Предположение детей.

-ответы

-(тем, что принесла еду)

-предположения

-(ей вернули лисенка)

-предположения

-(он восхищается лисицей - матерью, ее преданностью, несмотря на опасность, которая её могла подстеречь в деревне, она каждую ночь приходила своему ребенку и не с пустыми лапами, а обязательно приносила ему еду: то зайчонка, то курицу)

-Чтение отрывков

Фронтальная работа

6.Работа с текстом после чтения.

Творческая работа.

-Будем работать в парах (предлагает задания на карточках)

-1 задание: «Встреча»

Представьте встретились лисенок и лисица, о чем заговорили?

-2 задание: «Письмо лисицы людям»

Если б лисица могла написать письмо, о чем бы она попросила людей?

-3 задание: Лесовичок принес пословицы, но они рассыпались. Соедините половинки пословиц с другими половинками и объясните.

-Доброта - это богатство и щедрость души.

-И добро худом бывает.

Работа в парах:

-1 задание: «Встреча»



-2 задание: «Письмо лисицы людям»



-3 задание: Соединяют половинки пословиц с другими половинками, объясняют.

Парная работа

-Личностные УУД (самоопределение, ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей);

-Познавательные (мыслительные операции),

7.

Выступления детей.

Вывод:Молодцы! Что у вас доброе сердце, понимаете и чувствуете. Людям нельзя приносить домой детенышей диких зверей, они должны жить на воле. - Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы.

- Правы ли вы были в начале урока?

8. Стадия Рефлексия.

Приём «Синквейн» на тему «Лисица».

Лисица

Осторожная, заботливая.

Выскочила, прибежала, принесла.

Она заботится о детёныше.

Мамаша!

Парная работа

888. Итог

9. Итог

-Что удивило?

- О чём задумались?

- Какая пословица подходит к данному уроку?

- С какими чувствами уходите вы с урока, возьмите пословицу:

(Доброта - это богатство и щедрость души.

И добро худом бывает).

-Выбирают пословицу.

Фронтальная работа

-Личностные Коммуникат. (успешное сотрудничество

10.Домашнее задание

Определяет домашнее задание

Выбирают д/з 1)«Эссе» на тему «Письмо писателю»;

2) Нарисовать к рассказу.



Заботливая мамаша.

1. Как - то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам. Мы посадили зверька в пустой амбар.

Лисёнок был ещё маленький, весь серый, мордочка тёмная, а хвост на конце беленький. Зверёк забился в дальний угол амбара и испуганно озирался по сторонам. От страха он даже не кусался, когда мы его гладили, только прижимал уши и весь дрожал.

Мама налила ему в мисочку молока, поставила тут же, рядом. Но напуганный зверёк молоко пить не стал. Тогда папа сказал, что лисёнка надо оставить в покое - пусть оглядится, освоится на новом месте.

Мне очень не хотелось уходить, но папа запер дверь, и мы ушли домой. Был уже вечер, скоро все легли спать.

Ночью я проснулся. Слышу, где-то совсем рядом тявкает и скулит щенок. Откуда же, думаю, он взялся? Выглянул в окно. На дворе уже светало. Из окна был виден амбар, где находился лисёнок. Оказывается, это он так по - щенячьи скулил.

2. Прямо за амбаром начинался лес:

Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица, остановилась, прислушалась и крадучись подбежала к амбару. Сразу тявканье в нём прекратилось, вместо него послышался радостный визг.

Я потихоньку разбудил маму и папу, и мы все вместе стали глядеть в окно.

Лисица бегала вокруг амбара, пробовала подрыть землю под ним. Но там был крепкий, каменный фундамент, и лиса ничего не могла сделать. Вскоре она убежала в кусты, а лисёнок опять начал скулить.

3. Я хотел караулить лисицу всю ночь. Но папа сказал, что она больше не придёт, велел ложиться спать.

Проснулся я поздно и, одевшись, прежде всего поспешил навестить лисёнка. Что такое?.. На пороге, возле самой двери, лежал мёртвый зайчонок.

Я скорее побежал к папе и привёл его с собой,

- Вот так штука! - сказал папа, увидя зайчонка. - Это, значит, мать - лиса ещё раз приходила к лисёнку, принесла ему еду. Попасть внутрь она не смогла, так и оставила снаружи. Ну и заботливая мамаша!

Весь день я вертелся около амбара, заглядывал в щёлки и два раза ходил с мамой кормить лисёнка.

А вечером я никак не мог заснуть, всё вскакивал с постели и смотрел в окно - не пришла ли лисица.

Наконец мама рассердилась и завесила окно тёмной занавеской.

Зато утром я поднялся чуть свет и сразу побежал к амбару. На этот раз на пороге лежал уже не зайчонок, а задушенная соседская курица. Видно, лиса ночью опять приходила проведать лисёнка. Добычу в лесу ей поймать для него не удалось, вот она и залезла к соседям в курятник, задушила курицу и принесла своему детёнышу.

4. За курицу папе пришлось заплатить, к тому же здорово досталось от соседей.

- Убирайте лисёнка куда хотите, - кричали они, - а то с ним лиса всю птицу у нас переведёт!

Делать было нечего. Папа посадил лисёнка в мешок и отнёс назад в лес, к лисьим норам.

С тех пор лиса в деревню больше не приходила.





Самоанализ урока внеклассного чтения в 3 классе

после раздела «Люби живое»

Цели

Образовательные: Познакомить с творчеством Г.А.Скребицкого;

Развивающие: Совершенствовать технику чтения, обрабатывать навыки правильного, сознательного выразительного чтения, развивать связную речь;

Воспитательные: Учить детей беречь и понимать то, что нас окружает, приоткрывать тайны природы.

Тип урока: урок развития речи.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления. На мой взгляд, такие условия были созданы на уроке.

Достижения цели способствовали: 1) мотивирование активной познавательности детей новым привлекательным содержанием, 2) благодаря использованию продуктивной технологии развития критического мышления, 3) благодаря наглядности, 4) организации рефлексии, 5) информационно - коммуникативной технологии.

Для активизации мышления детей способствовало разнообразие приёмов: «Прогнозирование», «Синквейн». Основным приёмом является на уроке приём «Чтение с остановками». Каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигали свои версии развития сюжета.

Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально, учтены индивидуальные особенности учащихся, дети выбирали творческие задания по силе. Каждый ребёнок почувствовал свою нужность на уроке, свою значимость, и слабый, и сильный.

Результат соответствует поставленной цели полностью. Урок с моей точки зрения достиг цели, потому что выяснилось у детей сформированы различные когнитивные навыки: анализ, сравнение, обобщение. На уроке была проведена большая работа по нравственной воспитательной работе. Дети были активны на разных этапах урока, внимательны, работоспособны, работали в парах.

В конце урока дети сами оценили свою деятельность на уроке, выбирая листик нужного цвета.




© 2010-2022