Урок русского языка. Тема: Распознавание проверочных слов. Подбор однокоренного слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 2. Тема: Распознавание проверочных слов. Подбор однокоренного слова.

Цели: Продолжить изучение способов проверки слов с безударными гласными в корне, упражняться в применении знаний на практике, развивать коммуникативные способности учащихся.

Задачи: Обучающие: формировать умение подбирать проверочные слова; Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать речь; Воспитательные: воспитывать любовь к природе, к русскому языку.

Ход урока:

I.Оргмомент.

Долгожданный дан звонок Начинаем наш урок.

Эмоциональный настрой.

Ребятам предлагается собрать из слов предложение: нас, всё, у, сегодня, получится.

Сегодня у нас всё получится.

Прочитайте это предложение с логическим ударением на разные слова.

-Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, всё получится.

II.Мобилизирующий этап.

Выполним логическое упражнение. На доске запись:

Ребята - Николай, Константин и Роман рисовали картину: деревья весной, полянку и детей на ней. Роман нарисовал полянку, Константин не стал рисовать деревья весной.

Определите, что нарисовал каждый из мальчиков, используя слова ЕСЛИ, ЗНАЧИТ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО.

Дети составляют текст - рассуждение: Если Роман нарисовал полянку, а Константин не стал рисовать деревья весной, значит, их нарисовал Николай, следовательно Константин нарисовал детей.

-Мы выстроили логическую цепочку, теперь проверим.

III.Определение темы и целей урока.

Ребята - Николай, Константин и Роман рисовали картину: деревья весной, полянку и детей на ней. Роман нарисовал полянку, Константин не стал рисовать деревья весной

-Что объединяет подчёркнутые слова? (Безударная гласная в корне) -На какие две группы можно поделить слова с безударной гласной в корне? (Проверяемая и непроверяемая безударная гласная) -Что мы можем сказать о словах с непроверяемой безударной гласной в корне? (Это словарные слова, правописание этих слов нужно запомнить) -Как проверить безударную гласную в корне слова? (Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное)

-Исходя из того, что мы сейчас повторили, вы наверное, догадались, что сегодня мы продолжим работу над темой «Безударные гласные в корне слова». Мы будем упражняться в написании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Безударный гласный звук Причиняет много мук. Как писать гора, трава И слова моря, дела? Чтобы не было сомненья, Ставим звук под ударение; Горы, травы, море, дело! Вот теперь напишем смело.

IV.Работа по теме урока.

-Приведите примеры слов из текста с проверяемой безударной гласной. (Роман, Николай, Константин, весной, полянку, детей ) Устно подберите проверочные слова.

Сделайте вывод: Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях? Вывод: в ударном и безударном положениях гласные в корне пишутся одинаково.

-На какую тему ребята рисовали картину? (Весна)

Игра «Ассоциации». Какие слова вам сразу приходят на ум, когда слышите слово «весна»? -Ребята, давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с весной. (тепло, ручьи, солнце, почки, листочки, тёплый ветер, первые цветы, зелёная травка, скворцы, ласточки)

Сегодня Веснянка (на доску вешается изображение девочка - Веснянки) пришла к нам на урок и принесла с собой задания для нас. Урок русского языка.Тема: Распознавание проверочных слов. Подбор однокоренного слова.

  1. На доске слова: Май. Ул.ца, т.пло, д.ревья, л.сточки, тр.ва, скв.рцы

Составьте, используя эти слова, рассказ на тему «Весна». (Май. На улице тепло. На деревьях молодые листочки. Зеленеет трава. Скворцы вернулись на родину.)

Запишем текст, выделяя и объясняя орфограммы. Выделите грамматическую основу в последнем предложении.

V.Минутка красивого письма.

Веснянка принесла вам свой весенний подарок, отгадайте, что это?

Цветы лилово - синие, Как капельки чернил. Пришёл из леса с ними я И маме подарил. (Фиалки)

На доске цветы фиалки с буквами о, а, е, и, я.

-Почему Веснянка принесла цветы с этими буквами? (Потому, что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки. Эти гласные бывают безударными.)

Пропишем эти буквы.

VI. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

VII. Продолжение урока.

  1. А вот следующее задание Веснянки. Упр. 319. Прочитайте. Найдите однокоренные слова.

Каждый год с погодой вешней Все гостей крылатых ждут. Только вынесли скворечник, А скворцы уж тут как тут.

Спишите. Подчеркните гласные, которые нужно проверять. Как сказать иначе: «погода вешняя» (весенняя погода), «крылатые гости» (птицы).

VIII. Самостоятельная работа.

Прочитайте. Найдите лишнее предложение. Сколько предложений в тексте получилось?

Появились стаи грачей зиму птицы провели на юге они очень спешили на родину в пути их настигла метель коньки зовут на каток слабые птицы погибли долетели самые сильные.

Спиши текст, поделив его на предложения. Проверь правильно ли ты списал выделенные слова. 1 уровень: подбери к ним проверочные слова. 2уровень: подбери к ним проверочные слова и синонимы.

Проверка: - Какое предложение лишнее? (Коньки зовут на каток) Почему? (Оно не связано с другими по смыслу) - Сколько предложений получилось в тексте? (6) - Как на письме отделяется одно предложение от другого? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.) - Какие орфограммы в выделенных словах? (Безударные гласные) - Подбери проверочное слово. (спешка, лётчик) Синонимы(спешили - торопились, долетели - домчались.)

IX. Работа с однокоренными словами.

- Ребята, посмотрите сколько цветов принесла нам Веснянка.(На доске цветы разных цветов) Весна полностью вступила в свои права.

- Какая орфограмма в слове весна? (Проверяемая безударная гласная в корне; проверочное слово вёсны) - Подберите однокоренные слова . (Весенний, веснушки, вешняя) - Попробуем объяснить значение этих слов.

Весна - время года, следующее за зимой. Весенний - относящийся к сезону весны. Веснушки - рыжеватые пятнышки на коже, появляющиеся у некоторых людей весной.

X. Домашнее задание:

Веснянка принесла вам домашнее задание (по группам). Задания даются на фоне цветов. 1.Придумать загадку или сочинить стихотворение о весне. 2. Написать мини - сочинение на тему «Весенний день».

XI. Самооценка учащихся своей деятельности на уроке по 3 уровням.

- А теперь оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке. Оцените себя по трём уровням: 1) «очень хорошо» - возьмите красные цветы; 2) «хорошо» - синие цветы; 3) «удовлетворительно» - жёлтые цветы;

XII. Итог урока.

Сегодня на уроке я: научился………….. было интересно……………. было трудно……………..

Нам с Веснянкой понравилось, как работали на уроке ………………… (Выставляются и комментируются оценки за урок)

© 2010-2022