- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения С. Т. Аксаков
Урок литературного чтения С. Т. Аксаков
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Титова О.В. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения по теме С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение. Класс: 4 "А" Программа: УМК "Школа России" Тема урока:С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Цели урока:
- продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек;
- отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
- давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
- обогащать словарный запас детей;
- закреплять умения работать над деформированным текстом;
- Формировать новые способы действий.
- Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
- Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
- Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
- Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
- понятие «литературная сказка»
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;
- анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
- осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;
- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
УУД(метапредметные): Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
- строить монологическую речь в устной форме
- слушать и понимать речь других
- совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Форма урока: Урок - размышление Учитель: Титова Ольга Викторовна. Техническое оснащение урока:
- Компьютер, проекционный экран.
- Портрет писателя Аксакова;
- Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка
- "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
- Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)
- Проблемно- диалогическая технология
- Исследование
- Парная
- Групповая
- Индивидуальная
Ход урока:
-
Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса -
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!(слайд № 1)
Речевая разминка. (Слайд2)
«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»
Назовите знакомые части речи: существительные, глаголы союзы, предлоги.
-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,
-Прочитайте, выделяя голосом существительные.
-Прочитайте быстро.
- Прочитайте выразительно.
-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока. Маршрутный лист.
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз? (венец, зеркало)
- Какие вопросы вы можете задать друг другу видя эти вещи?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке) Слайд-3
Проверка дом.зад
- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем?(Сказка -ложь…..) -Слайд-4
- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке "Аленький цветочек"» (слайд № 5)
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа -тест) Вопросы: (тест -у каждого учащегося)
-
Кто написал сказку «Аленький цветочек»?
-
Сколько дочерей было у купца?
-
На какой палец долен был надеть перстень купец?
-
Сколько дней должен бал пробыть купец дома?
-
Какая дочь отправилась к «верю лесному»?
-
Чем закончилась сказка? (Проверка- по обрацу. Слайд 6)
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
-
Нашел купец подарки для старших сестер. - И-3
-
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. - П-2
-
Жил купец и было у него три дочери. - Э-1
-
Младшая дочь у зверя лесного.- Е-5
-
Скучает Настенька по батюшке и сестрам. -Т-6
-
Купец встретился со зверем лесным.- Т- 4
-
Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-Ы-7
-
1
2
3
4
5
6
7
Э
П
И
Т
Е
Т
Ы
Проверка по образцу. (слайд № 7)
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
Приведите примеры из текста, оцените свою работу.
- Молодцы.
4. Физминутка. (слайд № 8)
5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме) (слайд № 9)
. Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
-Повторим правила работы в группе! (слайд № 10)
- Распределите роли в группе.
- Внимательно прочитайте задание.
- При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
- Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Выберите пословицы о честности.
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 203) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.204 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
-
Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится это иллюстрация. (прочитайте)
2. Как вы считаете какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему?
(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)
6. Выступление групп (составляем кластер на доске)
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
- А вы могли бы так поступить?
3 группа (на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
4 группа (на доске запись - любовь)
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке "Аленький цветочек"
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
9. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи)
Аленький цветочек - символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Домашнее задание: пересказ сказки, по желанию нарисовать иллюстрации. Заполнение маршрутного листа.
Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке