Мастер-класс «Технология взаимодействия с элементами проектной деятельности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Технология взаимодействия с элементами проектной деятельности» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер- классе «Технология взаимодействия с элементами проектной деятельности», которую проведу для Вас я - Петрова Л.Д. -учитель начальных классов СОШ №5. С 2011 учебного года получилось так, что все школы страны перешли на новые стандарты и я стала первопроходцем по внедрению ФГОС второго поколения в 1 классе нашей школы. Метапредметные связи, УУД, внеурочная деятельность, портфолио ученика, новые подходы к оцениванию знаний учащихся требовали поиска и внедрения в учебный процесс новых технологий обучения. Путём моих педагогических размышлений, использования приобретенного опыта, анализа существующих инновационных методов, приемов и форм обучения пришла к созданию авторской технологии, которую я назвала «Технологией взаимодействия с элементами проектной деятельности».

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера.

Прошу познакомиться с планом проведения мастер - класса, он перед вами.

План проведения мастер-класса.

1. Педагогическая технология взаимодействия с элементами проектной деятельности.

2. Обучающий блок. Работа в мини - группах.

3. Обсуждение результатов приобретенного опыта.

4. Рефлексия собственного профессионального мастерства и участников мастер - класса.

Цель моего мастер-класса такова:

- представить авторскую технологию взаимодействия с элементами проектной деятельности.

Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:

-создание условий для профессионального общения;

- совместная практическая деятельность по овладению педагогической технологией взаимодействия в проектной деятельности.

Так что же такое технология взаимодействия?

Технология взаимодействия - педагогическая технология, которая ориентирована на создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Если каждый отвечает за результат работы всей группы, то и его деятельность будет направлена на решение учебных задач. Высшей формой проявления обучения во взаимодействии является применение метода проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческой активности учащихся. Сущность этой технологии заключается в создании условий для творческого саморазвития личности, для формирования коммуникативных умений, развития языковой компетенции, что предусмотрено требованиями ФГОС. Технология обучения во взаимодействии с элементами проектной деятельности вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достичь прогнозируемых результатов обучения и раскрывает потенциальные возможности каждого ученика. Какова же система работы учителя по данной технологии? Она включает следующие компоненты:

  • Диагностику психологической совместимости учащихся для работы в группах;

  • Создание психолого-педагогических условий для работы;

  • Проектирование учебно-познавательной деятельности через реализацию обучения во взаимодействии.

Какова же структура технологии взаимодействия с элементами проектной деятельности? Она состоит из трех этапов.

Начальный этап.

Первый шаг на пути получения учебного продукта - это изучение возможностей учащихся и перспектив партнерских отношений между ними. Основная задача - установление тесного контакта и взаимопонимания, т.е. своеобразное соглашение о сотрудничестве при содействии и помощи учителя.
Для управления процессом выстраивания взаимных отношений целесообразно создать общий проект, в котором будут участвовать все.

Этап взаимодействия.

Успешно преодолев начальный этап, учащиеся достигают определенных результатов и приходят к взаимному соглашению о распределении обязанностей в реализации совместных действий. Это можно охарактеризовать как переход к этапу взаимодействия. На этом этапе должен быть выработан план действий, ребята дополняют возможности в ресурсы друг друга и принимают упрощенные технологические решения.

Этап создания продукта.

Для высшей степени развития отношений в группе характерно появление совместно изготовленного проекта. На этой стадии оценивается качество и дается оценка действий каждого и вклад в общее дело.

Технология взаимодействия с элементами проектной деятельности предполагает применение разнообразных педагогических способов и приемов. В эффективности данной технологии, вы можете убедиться на примере учебных занятий как в урочной, так и внеурочной деятельности.


2. Представление системы учебных занятий.

Технологию взаимодействия можно применять на уроках-проектах. Урок-проект получил своё название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения.

По теме «Мои родственники» (окружающий мир) мною был проведен урок-проект. Дети выступали в роли историков, когда составляли свои родословные, были репортёрами и журналистами, когда расспрашивали о своих прабабушках и прадедушках. Узнали много интересного.

Но прежде, чем сформировать из учащихся мини-группы, я взвесила возможности,психологические особенности каждого ребенка и объединила их в группы. Каждая группа получила определенное задание и план действий, который можно было корректировать.

I группа - « Историки» работала над темой « Моя родословная», им надо было рассказать о своих прабабушках и прадедушках.

II группа - « Исследователи» проводила исследование, связанное с именами и фамилиями.

Работа детей - значение и происхождение своих имен и фамилий.

(видео)

Вывод: свои фамилия люди чаще всего получили:

-от профессии;
- от собственного прозвища;
- от места рождения;
- от профессии или должности.

III группа « Искусствоведы» готовили сообщения о реликвиях и традициях семьи.

IV группа «Художники- составители» составляли свои родословные.

(видео)

В результате урока-проекта каждым ребёнком была составлена родословная. Чаще всего работа над проектом продолжается и после урока, поэтому задействованными оказываются и члены семьи, и друзья, что дает дополнительный импульс к творческому развитию школьников.

Апробировав технологию взаимодействия на практике, я могу сказать: это мне подходит, потому что это эффективно для моих учеников! Мои воспитанники были готовы к такому сотрудничеству.

Четыре года продолжалась работа по созданию дружного коллектива. Я вместе с ребятами радовалась незначительному успеху каждого, учила каждого иметь собственную точку зрения, учила культуре общения. Первым шагом в моей проектной деятельности был проект «Вода и её свойства», в котором дети на опытах изучали свойства воды. Этот проект особенно сблизил детей, научил их взаимодействовать.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленный на её решение.

Я решила продолжить работу в этом направлении.
Возникла идея заняться проектом «Мы идём играть». Мы провели опрос:

- Чем ты занимаешься в свободное время?

- В какие игры играешь?

В результате выяснили, больше всего дети играют в компьютерные игры, чуть меньше смотрят телевизор, те, кто любят играть, находятся на 4 месте. Из 102 опрошенных, только 18 играют в подвижные игры, да и то знают их очень мало. Таким образом, мы пришли к выводу, что тема проекта интересна не только нам, но и важна для других ребят начальной школы.

В V районном конкурсе презентаций учебных проектов среди общеобразовательных учреждений Новоаннинского муниципального района этот проект занял 1 место.
Программа УМК «Планета знаний» располагает возможностями для создания проектов учащимися с 1-го класса, предлагая для реализации темы, учитывающие возрастные особенности.На основе их первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой проекта по теме «Мое любимое число».

В классе - 25 учеников. Так как это наши первые шаги в проектной деятельности, мы всё делали вместе с родителями, применяя технологию взаимодействия, в основе которой лежит тесное сотрудничество «учитель-ученик-родитель!»

3. Проведение имитационной игры.

- Я считаю, что не ошиблась в эффективности данной технологии и в этом вы убедитесь при проведении имитационной игры по предмету технология по теме «Сердечный сувенир».

В день 8 марта всегда возникает проблема, как поздравить самого близкого, дорогого человека.

- Как можно поздравить с 8 марта?

- Вот ребята моего класса ответили так … .

- Лучший подарок - это подарок,сделанный своими руками.

- Из какого материала можно сделать поделку?
- Разбейтесь на 3 группы, выберите материал для подарка.
Итак, у нас образовались 3 группы, 3 проектных института.

В каждой группе должен быть:

- координатор проекта, он распределяет обязанности, направляет и консультирует деятельность группы;
- дизайнер выбирает наилучшие варианты, находит правильное цветовое решение;

- исполнители реализуют проект.

У каждой группы имеется план действий.

  1. Распределение обязанностей.

  2. Знакомство с инструкциями.

  3. Выполнение работы.

  4. Подведение итогов.


4. Моделирование.
1 группе предстоит освоить технику «Декупаж», инструкции перед вами.

2 группа из пластмассовых ложек сделают оригинальные тюльпаны для мам.

3 группа под моим руководством познакомится с техникой квиллинга и освоить технологию изготовления цветка хризантемы.

Каждый получает «Правила успешности»

 Все члены группы равны.
 Группы не соревнуются.
 Получи удовольствие от общения друг с другом, от того, что вместе выполняете проектное задание.
 Будь уверен в себе.
 Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
 Ответственность за конечный результат несёт каждый.

-Представьте свою поделку, оцените качество работы группы при ее создании.

- Какие знания и умения использовали при её создании?
- Что Вы чувствовали, работая сообща?

- Чему научились?

Конечно, рамки урока ограничены временем, но работа по этой теме вызвала такой интерес у детей, что они влились в создание социального проекта «Как поздравить наших мам». Этот проект дети представляли на школьном конкурсе проектов, где мы заняли 1 место, а за участие в VI районном конкурсе презентаций учебных проектов получили 2 место. Выставка работ перед вами.
5. Рефлексия.

Мастер-класс окончен, но не кончается процесс поиска. "Я ищу, значит, я обучаюсь, я ищу, значит, я обучаю"! - таково моё профессиональное кредо. Я думаю, что нашла именно тот механизм, запустив который, можно вовлечь учеников в процесс добывания знаний на уроке и во внеурочное время. Я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу. Думаю, что методические приемы, используемые сегодня на мастер - классе, помогут вам в работе. Успехов всем и творчества!








© 2010-2022