Внеклассное чтение по произведениям В. Осеевой о дружбе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.
Цели урока: знать понятия «дружба», «эгоизм», «зависть», о творчестве В.Осеевой; обучать умению отличать настоящую дружбу, преодолевать отрицательные проявления в дружбе - корысть, себялюбие, зависть, чёрствость; воспитывать бережное отношение к окружающим людям, бескорыстную заботу о товарищах и стремиться предотвращать - бездушие, бессердечность. Ход урока: I. Организационный момент. - Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего урока: Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»?
II. Постановка темы и целей урока. Хорошо, когда есть друзья и товарищи, С ними чувствуешь себя увереннее. Ведь общими силами можно совершить любое, самое трудное дело. Таким друзьям на свете Не страшно ничего: Один за всех в ответе И все за одного! -Так поется в песне на слова С. В. Михалкова.
Ш. Работа по теме урока,
1). Вступительная беседа о дружбе. - Что такое настоящая дружба? - Как проверяется она? - Кого человек в праве назвать своим другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я уверена, каждый. Если мы заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдём, что:
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Как вы понимаете: взаимном доверии - нет никаких тайн друг от друга; привязанности - преданность, симпатия; общность интересов - одни и те же интересы. Но сегодня на уроке мы будем говорить не только о настоящей дружбе, но и ее противоположности - эгоизме. Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других. - Как вы понимаете «себялюбие»? себялюбие - любящий только себя.
2). Инсценировка стихотворения А. Барто «Требуется друг». Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной» Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу. - Дружи со мной... Мы же одногодки, Как сестрички мы почти. Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: - Но ты учти - Ты во всём должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной: - Ты дружи со мной одной: -Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменита Все пятёрки до одной У Светловой Нади. Я прошу: - А ты со мной Подружись хоть на день* Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать -Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: - Молчала бы! Не вставать же на колени. Уговаривать подруг… Напишу я объявленье; Срочно требуется друг!
- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глазки», как героиня этого стихотворения.
3). Знакомство с жизнью и творчеством В, Осеевой. Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева.
Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев. Она родилась 15 апреля 1902 году в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников (1923 - 1939), В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми, любили придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.
Так В. Осеева говорила о том, почему стала писать.
«Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ? ^ Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась: - Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала мама. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных» В. Осеева
Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вac много коротких рассказов, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
Сборники: «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». Трилогия: «Васёк Трубачёв и его товарищи». Повести: «Динка», «Динка пропрется с детством»
4). Анализ рассказов В.Осеевой, В её книгах дети сопереживают товарищам в их бедах и разделяют с ними радость, готовы в любой момент помочь друг другу. - Какие рассказы о настоящей дружбе В, Осеевой вы почитали. - Чему учит он нас? Но, увы, не все могут радоваться чужим победам. В этом человеке появляется зависть. Желание, чтобы «друг» потерпел неудачу, случилась неприятность.
Зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
- Есть ли у В. Осеевой рассказы, в которых друг поступает не по-дружески - А как бы вы поступили на его (её) месте?
5). Составление законно дружбы. Сегодня мы с вами много говорили о дружбе, преданности. Так давайте составим «Законы дружбы» 1). Не оставляй друга в беде. 2) Радуйся победам другого. 3). Бескорыстно заботься о друге. 4). Не предавай друзей.
IV. Подведение итогов урока. Каждый из нас с вами может оказаться в подобных ситуациях. Так давайте проверим, как вы поступите в следующих случаях.
Тест. 1. Ваш друг заболел и не пришёл в школу. а). позвонит сам б). навещу или позвоню, узнаю о самочувствии. 2. Ваш друг упал с велосипеда: а). помогу подняться с земли б). стану смеяться 3. Ваш друг подговаривает подшутить над одноклассником: а). приму активное участие в розыгрыше б). попытаюсь отговорить 4. Ваш друг во время контрольной работы пытается пользоваться памятками: а). сообщу учителю б). после урока выскажу другу своё мнение о его неправильном поступке.
Ябеда - человек, который занимается мелким доносом, клеветой.
Я надеюсь, что наш урок прошел не напрасно. Вы усвоили основные законы дружбы, знаете теперь, как надо дружить по-настоящему.
Эта пословица станет для вас указанием: Друга ищи, а найдёшь - береги.

Исполнение песни о дружбе.
© 2010-2022