Планирование внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности «Город мастеров»

4 класс

Пояснительная записка

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы «Город мастеров» Т.М.Рагозиной

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Цели программы:

  1. Развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;

  2. Формирование универсальных учебных действий младших школьников;

  3. Создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;

  4. Развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

  5. Развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.

Работа в творческих мастерских представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  1. Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  2. Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  3. Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  4. Ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  5. Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  1. Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  2. Формирование информационной грамотности современного школьника;

  3. Развитие коммуникативной компетентности;

  4. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.

Общая характеристика курса «Город мастеров»

Для организации творческой деятельности предлагаются объекты, которые служат для детей ориентиром в работе. Прежде чем приступить к работе, ребенку следует путем собственного анализа выявить схему конструкции данного объекта. Он должен выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, найти сходства и различия. Ребенок должен спланировать трудовые операции, определить материалы и подобрать инструменты для работы. В результате данных действий ученик продолжает развивать такие процессы как внимание, анализ, синтез, сравнение, память, воображение. Предлагаемый объект не всегда может быть единственно возможным. Ребенок имеет право внести свои изменения, предложить иные варианты, проявить при этом гибкость мышления.

Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.

Формой организации внеурочной деятельности является кружок. Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.

Планируемые результаты освоения учащимися программы «Город мастеров»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  1. Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  2. Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  3. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. Внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  2. Выраженной познавательной мотивации;

  3. Устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. Планировать свои действия;

  2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  3. Адекватно воспринимать оценку учителя;

  4. Различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Проявлять познавательную инициативу;

  2. Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  1. Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  2. Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  3. Формулировать собственное мнение и позицию;

  4. Договариваться, приходить к общему решению;

  5. Соблюдать корректность в высказываниях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  2. Владеть монологической и диалогической формой речи;

  3. Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;

  2. Анализировать объекты, выделять главное;

  3. Осуществлять синтез ;

  4. Проводить сравнение и классификацию;

  5. Устанавливать причинно-следственные связи;

  6. Строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  2. Осознанно строить сообщения в различных формах;

  3. Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  1. Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  2. Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  3. Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  4. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  5. Оказывать посильную помощь в оформлении класса, школы, своего жилища;

  6. Достичь оптимального для каждого уровня развития;

  7. Сформировать навыки работы с информацией.

Содержание курса «Город мастеров»

4 класс

п/п

Тема

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

Работа с бумагой и картоном.

22

3

Работа с тканью.

1

4

Работа с бросовым материалом

1

5

Работа с пластилином

5

6

Работа с природным материалом.

3

7

Итоговое занятие

1

Итого

34

Содержание:

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление аппликаций по образцу.

  • Оригами.

  • Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

  • Изготовление сувениров по образцу.

  • Творческие работы.

  • Изготовление карнавальных масок.

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с тканью.

  • Аппликация из ткани.

Работа с бросовым материалом.

  • Объёмная аппликация из салфеток.

Работа с пластилином.

  • Пластилиновая аппликация на картоне .

  • Лепка по замыслу детей.

  • Лепка овощей и фруктов, животных.

Работа с природным материалом.

Творческие работы

Аппликации.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.





















Календарно-тематическое планирование

«Город мастеров» 4 класс



урока

Дата

проведения

Темы уроков

Кол-во

часов

1



Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. Изготовление аппликации из геометрических фигур «Девочка».

1

2


Контурная мозаика из бумаги «Медуза».

1

3


Лепка из пластилина «Семейка улиток».

1

4


Творческая работа «Осень».

1

5


Аппликация из природного материала «Мои любимые животные».

1

6


Изготовление сувенира «Ваза с цветами».

1

7


Творческая работа из природного материала «Динозаврики».

1

8


Аппликация из бумаги

«Солнышко из ладошек».

1

9


Лепка по замыслу детей.

1

10


Изготовление объёмной аппликации из бумаги «Птенчики».

1

11


Творческая работа «Тучка».

1

12


Изготовление сувенира «Аквариумные рыбки».

1

13


Аппликация и мозаика «Зима».

1

14


Изготовление сувенира «Рождественская ёлочка»

1

15


Творческая работа «Новогодний фонарик».

1

16


Изготовление новогодних украшений.

1

17


Творческая работа « Весёлый снеговичок».

1

18


Объёмная аппликация из салфеток «Барашек».

1

19


Аппликация из бумаги «Божья коровка».

1

20


Изготовление сувенира «Мышонок».

1

21


Аппликация из бумаги «Дерево любви».

1

22


Изготовление поздравительной открытки к празднику 23 февраля.

1

23


Лепка из пластилина «Аквариум».

1

24


Творческая работа «8 марта».

1

25


Аппликация «Ёжик».

1

26


Изготовление сувенира «Котик».

1

27


Лепка из пластилина. Украшаем вазу.

1

28


Изготовление сувенира «Цыплёнок».

1

29


Творческая работа к празднику «Пасха Красная».

1

30


Лепка из пластилина «Лягушонок».

1

31


Творческая работа «Маска зайчика».

1

32


Объёмная аппликация «Девочка-веснушка».

1

33


Аппликация «Груша и весёлые червячки».

1

34


Итоговый урок. Лепка из пластилина «Лесная полянка».

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «Город мастеров»



  1. Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002

  2. Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002

  3. Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002

  4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA -PRESS, 1997

  5. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2003

  6. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010

  7. Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002

  8. Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. М., 2010

  9. Энциклопедия поделок . М., 2004

Комплект компьютерного оборудования и оргтехники.

© 2010-2022