- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему Шестиногие и восьминогие
Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему Шестиногие и восьминогие
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шилова О.М. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок окружающего мира во 2 А классе на тему:
«Шестиногие и восьминогие»
Составила:
учитель начальных классов
Шилова Ольга Михайловна
Дата и место проведения:
ГБОУ СОШ с.Богатое
Уровень: районный
2014 год
Урок окружающего мира, 2 класс
(УМК «Перспектива»)
Тема: Шестиногие и восьминогие
Цель: формирование навыков выделения существенных признаков насекомых и паукообразных
Задачи:
- отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям и работе с литературой;
- рассказывать по рисунку учебника и слайдам презентации о разнообразии насекомых и пауков;
- находить сходства и различия в строении, образе жизни насекомых и пауков;
- формулировать вопросы познавательного характера с целью расширения и дополнения знаний о насекомых и пауках;
- использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для поиска ответов на поставленные в ходе урока вопросы
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
- знать, чем отличаются насекомые и паукообразные;
-называть этапы развития бабочки и стрекозы;
-описывать паука- крестовика и его сеть;
-узнавать изученных насекомых на рисунках. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность. Регулятивные УУД: умение классифицировать насекомых (шестиногие и восьминогие) по существенным признакам, самостоятельно и под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта. Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
Осознавать необходимость бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным
Оборудование:
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011
2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011
У учителя - проигрыватель со сказкой «Муха-цокотуха», персональный компьютер, программное обеспечение (презентация "Шестиногие и восьминогие"
У учащихся - энциклопедии, макет насекомых, рабочая тетрадь
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная (работа с материалом);
групповая (самостоятельная работа с источниками информации);
работа в парах (самостоятельная работа с источниками информации);
индивидуальная (самостоятельная работа с источниками информации)
Ход урока 1.Организационный момент. Прозвенел уже звонок, начинается урок! Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.
2.Актуализация знаний и умений. (Слайд 1)
- Посмотрите на доску. Что видите? (Дверь и ведущие к ней ступени.) По какому пути идти тяжелее? По прямому или подниматься по ступенькам вверх?
- С какой ступени предлагаете начать движение и куда идти, вверх или вниз? (…)
- Конечно, вы пойдёте вверх, начиная с нижней ступени, и придёте к этой двери. На что похоже движение по ступеням вверх? (На преодоление препятствий,.)
- Верно, а я еще хочу добавить, что каждая новая тема похожа на ступеньку и вы, изучая их, шагаете по этим ступенькам-темам вверх, в своём развитии. -Как вы думаете, надо ли вам вновь пройти эту лесенку, ведь вы знаете материал? (Да, надо убедиться, что трудностей нет, а если есть, то понять их причину, и преодолеть эти трудности…)
-Поднявшись по лесенке, вы подойдёте к двери, а за каждой дверью всегда что-то есть! Интересно узнать, что спрятано за нашей дверью? (Конечно, интересно.) (Слайд 2)
А за дверью спрятана сказка. Послушайте ее
Сказка К.Чуковского «Муха-цокотуха»
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Формулировка темы и целей урока
1.Назовите жанр произведения.
2.Тема
3.Какие главные герои присутствуют в сказке?(комар, паук, муха…)
4.К какому царству животных относятся эти герои?
5.Все ли относятся к насекомым? А почему вы так решили? А кто это такие? Как мы их представляем?
6. Почему возникло затруднение? (мы не знаем отличительные признаки насекомых, чтобы ответить на поставленный вопрос)
4. Совместное исследование проблемы
-Чтобы ответить на вопрос, нужно нам отправиться в путешествие. Вы любите преодолевать трудности?
Тогда вперед… (Слайд 3)
-Сформулируйте тему урока. Она состоит из двух частей. Первая часть нам известна (это насекомые). А вторая часть темы откроется нам попозже.
Какова же цель урока?
Цель: изучить кто такие насекомые
-А чтобы достичь нашу цель, надо подняться по тем ступенькам, которые ведут к дверям знаний. 5.Усвоение нового материала.(Слайды 4,5) Обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах 1.Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первой ступеньке? (наверное о том, как узнать насекомое среди других видов животных) 1ступенька- это строение насекомых. -Что вы будете делать, чтобы правильно определять насекомых среди других животных? (считать количество ног, усиков, определять части тела) Работа в группах (Энциклопедия, учебник с .91, рабочая тетрадь, макет насекомого).
Алгоритм по (слайд 6) (крылья, голова, усики, 3 пары ног, брюшко, хоботок, грудь). Заполнение таблицы:
Насекомые
Строение
-А каких вы знаете насекомых? Бабочка, стрекоза, божья коровка, шмель. (Слайды 7,8,9,10)
2.Это и будет следующий ступенькой- виды. (Слайд 11)
3.Работа по учебнику с. 124
Сделаем вывод: по количеству видов насекомых- самая богатая группа животных в мире. К ним относятся прямокрылые - кузнечики, саранча, сверчки;
-
таракановые, богомолы, термиты,
-
стрекозы,
-
поденки,
-
вши;
-
равнокрылые- цикады, червецы, тли;
-
полужесткокрылые (или клопы);
-
жесткокрылые (или жуки);
-
чешуекрылые (или бабочки);
-
двукрылые - мухи, комары, мошки;
-
перепончатокрылые - пчелы, осы, муравьи, наездники и другие.
Заполнение таблицы:
Насекомые
Строение
Виды
Вы молодцы . (Слайды 12-13) Но я не понимаю, как же появляются насекомые. Узнаем это на стр. «Умного совенка» с. 125 и определим следующую ступеньку в нашем уроке (типы развития) Заполняем таблицу
Насекомые
Строение
Виды
Типы развития
4.А для чего нам нужны насекомые? Это 4 ступенька в нашей лестнице, которая называется значение насекомых. (Слайд 14)
А вот про значение насекомых мы узнаем из доклада, который приготовил Веретин Назар.
-Как вы думаете цель достигнута? Но мы не знаем паук, который захватил муху, насекомое ли? Продолжим путешествие.
6. Физминутка Отложите-ка тетрадки! Раз! Два! Становитесь на зарядку! Раз! Два! Сладко, сладко потянулись, И прогнулись, и пригнулись! Ваши мышцы все проснулись? Да! Ваши губки улыбнились? Да! Пальчики к письму готовы? Да! Мы работать будем снова? Да!
5.По такой же схеме мы пройдем весь путь, изучая паука.
(Слайды 15,16)
-Рассмотрите паука. Посмотрим на схему. Что узнаем на первой ступеньке?
-Отличается строение паука от насекомых? Да. У пауков 8 лапок.
Вывод: Значит паук- это насекомое? Значит его можно отнести к отдельному царству. Какому? (паукообразные) Значит тема нашего урока (насекомые и паукообразные)
По рисунку в учебнике расскажите про разнообразие паукообразных
(Слайды 16-22)
-Предположите, а как появляются паукообразные. (энциклопедия с.54)
Наши предположения подтвердит Бралгина Юля (доклад)
6. Работа по наблюдениям.
-Видели ли вы паутину с пауками? Наблюдали ли вы как летают паучки на паутинке? Приходилось ли вам видеть, как добирается паук по паутине до попавших в неё насекомых? Почему паук сам не запутывается в своей паутине? Возможно, у паука есть "военная тайна". Попробуем её разгадать.
7.Исследовательская работа. Работа в группах. Энциклопедии о пауках.
Предположения детей 1 группа. Мы предположили, что лапы паука имеют особое строение. Мы обратились за информацией к энциклопедии. Нашли там фотографии , статьи и оказалось, что отличий в строении ног нет. Вывод: принципиальных отличий в строении нет. -А еще мы узнали, что паутина настолько упругая и прочная, что нить паутины толщиной с карандаш могла бы остановить самолёт Боинг 747, летящий на полной скорости? У: Так может быть секрет в паутине?
2 группа: Секрет в паутине. (Слайд23)
У: - Почему насекомое запутывается в паутине? (Она липкая
Нас заинтересовал вопрос:
- Вся паутина липкая или её часть? И мы решили найти ответ на этот вопрос и нашли схему: "Как паук плетёт свою сеть".
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Паутина паука - это выделения из специальных паутинных желёз. В момент выделения паутина жидкая, но уже вскоре после выделения паутина застывает в форме нитей.
Паутина (при своей прочности) необычайно легкая! Она настолько легка, что если бы паутиной один раз обмотали Землю по экватору, то ее вес составил бы всего 450 грамм!
3 группа: Мы предположили: «Может ли вся паутина быть липкой? Или какая- то часть паутины должна быть липкой? Как выяснилось, что только последняя, которую паук плетёт по спирали, двигаясь от центра- липкая)Как видно из рисунка, паук сначала делает каркас. Для этого он использует более толстые нити. Затем более тонкими нитями оформляет центр и начинает плести сразу с двух сторон (с внутренней и внешней). В самом конце паук натягивает сигнальные нити, чтобы контролировать свою ловчую сеть.
-Какое предположение получило подтверждение? (Ответы детей)
- Почему же сам паук не запутывается в своей паутине? (Паук бегает только по нелипким нитям)
4 группа расскажет о значении паукообразных (Слайд 24)
А что произошло бы, если исчезли бы все пауки? А куда исчезают насекомые зимой?
7. Закрепление изученного Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - На индивидуальных карточках с двух сторон задания. Выберите одно себе по силам и в карточке выполните. 1 вариант:
Насекомые Паукообразные
Строение
Виды
Типы развития
Значение
2 вариант:
Насекомые Паукообразные
Строение
Головогрудь, брюшко, 8 пар лапок
Виды
Бабочка, шмель, стрекоза,вши
Типы развития
Яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.
Значение
Уничтожают мух, участвуют в почвообразовании, ими питаются птицы
Проверьте. Сравните с эталоном на доске.
8. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. - Какую тему изучали на уроке? Как отличить насекомых от паукообразных? - Достигли мы целей урока? Продолжите фразы … - Я узнал … - Я научился … - Я умею … - Что для вас было трудным? А что интересным? - Поднимите наборное полотно с фишками Оценки … Задание на дом По выбору подготовить сообщение про насекомых или паукообразных.