ФОрмирование действия целеполагания на уроках в 1 классе по УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование действия целеполагания на уроках в

1 классе по УМК «Школа России»


  1. Введение
Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действий может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. А.Г Асмолов, выделяет следующие универсальные учебные действия:
  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные

Важное место среди них занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. К ним относятся: Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция


Формирование регулятивных УУД идёт от простого к сложному, в 1 классе регулятивные действия под руководством учителя; во 2 классе идёт переход от руководства учителя к самостоятельной организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети самостоятельно организуют свою деятельность, умеют ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку.
  1. Цели и задачи работы.
Цель: показать, как формировать регулятивное УУД целеполагание на уроках в 1 классе. Задачи: - Дать понятие и характеристику действия целеполагания. - Рассмотреть приемы формирования действия целеполагания. - Проанализировать сформированность целеполагания у обучающихся 1 класса.
  1. Понятие, состав и характеристики действия целеполагания
Действие целеполагания трактуется Давыдовым «как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно. Цель должна выступать как прогнозируемый результат, а задача как частное ее отражение. Количество учебных задач может быть разным, исходя из содержательной полноты цели, логики действия учащихся. Умение проектировать цели и задачи - одно из главнейших умений учителя-профессионала. Педагогическая цель - системообразующий компонент урока, обеспечивающий целостность и взаимосвязь всех структурных компонентов. Требование к цели: диагностичность; обеспечивает достижение планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных; формулируется через глаголы. Цель должна иметь развивающий и дидактический аспект. Ведущая (главная) цель разбивается на задачи. Задачи - способ достижения цели, в них раскрыта последовательность ее достижения. Формулируются задачи через глаголы, отражающие формирование метапредметных и предметных результатов.
  1. Формирование действия целеполагания.
Формирование действия целеполагания нужно начинать с первого класса. Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям определение: «У каждого урока есть тема. Тема - это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель: «Я назову тему нашего урока (Тема урока обучения грамоте: «Наша Родина - Россия»), а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Объяснение темы самими детьми обеспечивает понимание темы урока, настраивает на определенные виды деятельности. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока на доске или в учебнике, и объяснять ее своими словами. Цель урока для учителя - есть проекция образовательного результата, и чем точнее она сформулирована, тем яснее результат учебной деятельности урока. Первоначально цель урока также называет учитель, не забывая дать определение новому понятию: - Цель - это то, что мы узнаем на уроке, чему научимся. Я назову цель урока, а вы скажете, что нового мы узнаем сегодня на уроке. Итак, цель урока: научиться находить новый звук в словах, читая слоги и слова с новой буквой. Что мы должны узнать на уроке? Ответ на этот вопрос обеспечивает понимание цели урока. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является ее принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого важно ответить на вопросы: «Где и для чего могут пригодиться полученные сведения? или «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?» Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов организации принятия цели: Приёмы организации принятия цели, выделены кандидатом педагогических наук, доцентом З. А. Кокаревой. Я приведу примеры данных приемов: - опора на личный жизненный опыт обучающихся; Урок математики. Тема «Сравнение длин отрезков» Учитель: У меня в руках две веревочки, и мне нужно их сравнить. Каким способом это можно сделать? (На глаз, наложением, измерить по линейке) Какая веревочка длиннее? Посмотрите и скажите. Каким еще способом можно сравнить две веревочки? Прочитай тему урока. Что мы сегодня будем делать? (сравнивать отрезки разными способами) - использование занимательного игрового материала; Урок окружающего мира. Тема «Почему Луна бывает разной?» Учитель загадывает загадку: Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собака лает, достать не может». Что это? О чем будем говорить на уроке?» Еще в древности люди заметили, как луна меняет свою форму, но не могли объяснить и сочиняли сказки, мифы. Я сейчас вам расскажу сказку «Кто обгрыз месяц». После рассказа учитель задает вопрос: «Что мы сегодня должны узнать на уроке? Какова цель урока?» Цель урока: узнать, почему луна бывает разной? - создание проблемной ситуации в процессе целеполагания; Урок обучения грамоте. Тема «Звуки [д], [д']. Буква Д,д». Прочитайте слово: у-очка. Проблемный вопрос: Почему не можем прочитать? Сформулируйте тему нашего урока. А теперь сформулируйте цели урока. - выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели; Урок русского языка. Тема. «Перенос слов». Назовите тему урока по учебнику. Выберите из предложенных цель сегодняшнего урока:
  • Учиться определять количество слогов в слове
  • Потренироваться делить слова на слоги
  • Познакомиться с правилом переноса слов
- моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»; Прочитай тему урока в учебнике «Устная и письменная речь». Закончите формулировку цели на основе темы «Цель урока: узнать, что такое…». Сформулировать цели и задачи детям помогут следующие опорные слова: узнать, выяснить, установить, определить, сравнить составить, сформулировать, объяснить, пронаблюдать, обобщить, сделать вывод, распределить, подготовить, потренироваться, проверить, оценить, обнаружить, исправить … - постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения. Рассматривая карту знаний, дети отвечают на вопрос: «Какие знания уже открыты нами на предыдущих уроках? Что мы еще не знаем? Сформулируйте цель урока.
  1. Возможности УМК «Школа России» в формировании регулятивных универсальных действий.
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» также направлены на формирования регулятивных УУД (действия целеполагания) В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения. ФОрмирование действия целеполагания на уроках в 1 классе по УМК Школа РоссииФОрмирование действия целеполагания на уроках в 1 классе по УМК Школа России
В таблице представлена характеристика результатов формирования целеполагания на разных этапах обучения по УМК «Школа России»

Класс

Регулятивные УУД (целеполагание)

1 класс

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

2 класс

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

3 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4 класс

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель.
Проанализируем сформированность целеполагания у обучающихся 1 класса. Академик А.Г. Асмолов выделяет шесть его уровней. ФОрмирование действия целеполагания на уроках в 1 классе по УМК Школа России Первый уровень - отсутствие цели наблюдается у одного учащегося (включаясь в работу ученик, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать) Второй уровень- принятие практической задачи - у двух учащихся. Ученики принимают и выполнят только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируются. На третьем уровне - переопределение познавательной задачи в практическую также двое обучающихся. Эти учащиеся принимают познавательную задачу, осознают её требование, но в процессе её решения подменяет познавательную задачу практической. По принятию познавательной цели (4 уровень) пять обучающихся. Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения, четко выполняется требование познавательной задачи. На 5 и 6 уровне - нет учащихся, т.к. эти уровни связаны с умением самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действие в соответствии с ней. Этому предстоит нам учиться вместе с детьми со 2 по 4 классы.

  1. Вывод:
Таким образом, регулятивные УУД (действие целеполагание) составляют важную группу универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование базовой компетенции младшего школьника - умения учиться. Знание особенностей их формирования позволит учителю грамотно проектировать образовательный процесс.
© 2010-2022