Тематическое планирование Умники и умницы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочного курса в 3-м классе

«Умники и умницы».

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»для 3 класса разработана на основе авторской программы развитие познавательных способностей младших школьников «Юным умникам и умницам -информатика,логика,математика» О.А.Холодовой, в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой НОО и положением о рабочей программе НОУ. «Школа-интернат №25» ОАО «РЖД» Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». - Москва: РОСТ книга, 2012 г. - с. 191 - 210. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором м классе 33 часов (1 часа в неделю). Программа третьего класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.





Описание ценностных ориентиров содержания

курса Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Учебно - тематический план


Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) 1
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант 2
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант 6
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант 6
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 6
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 4
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 4
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант 4

33

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса в 3-ом классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.



№ занятия Дата проведения занятия

Содержание

(тема занятия) Планируемые Результаты обучения Примечание По плану Факти чески 1 1.9

Выявление уровня развития внимания,

воображения, памяти и мышления.

Графический диктант

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.
2-3 8.9 15.9
Развитие концентрации внимания. Тренировкавнимания. Развитие мышления. Графический диктант 4-5 22.09 29.09
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант 6-7 06.09 13.09
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант 8-9 20.09 10.11
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; - косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
10-11111111111 17.11 24.11
Совершенствование воображения.. Рисуем по образцу. 12-13 01.12 08.12
Развитие логического мышления. Совершенсовершенствование мыслительных операций.Графический диктант 14-15 15.12 22.1229.1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант 16-17 29.12 12.01
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант 18-19 19.01 26.01
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант 20-21-22 02.02 09.02
Развитие аналитических способностей. Совершенсовершенствование мыслительных операций. Графический диктант 23-24 19.02 02.03
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 25-26 16.03 23.03
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант 27-28 06.04 13.04
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления. Графический диктант 29- 30 20.04 27.04
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления. Графический диктант 31-33 04.05 11.05 18.05
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Всего за год 33часа

В соответствии с Основной образовательной программой НОУ «Школа-интернат №25 ОАО «РЖД» на изучение внеурочного курса «Умники и умницы» во 3 классе отводится 33 часа в год, 1час в неделю (при 34 учебных неделях).(праздничные дни 09.05)



Учебно - тематический план

№ Тема Количество часов

1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) 1

2. Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант 2

3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант 6

4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант 6

5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 6

6. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 4

7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант 4

8. Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант 4

33 Учебно - тематический план


Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) 1
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант 2
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант 6
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант 6
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 6
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 4
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 4
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант 4

33



© 2010-2022