Урок по музыке для 1 класса «И Муза вечная со мной!»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



УМК «Школа России»

по программе «Музыка» Е.Д.Критской

Конспект урока по музыке 1 класс

«И муза вечная со мной!»

Урок по музыке для 1 класса «И Муза вечная со мной!»



Составила учитель начальных классов

Трапезникова Екатерина

Андреевна

С. Верхняя Теча, 2011 год

Тема: «И муза вечная со мной»

Класс: 1.

Авторы программы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Тема I четверти: "Музыка вокруг нас".

Тип урока: вводный.

Форма урока: урок - знакомство.

Цель: знакомство со спецификой предмета "Музыка" и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.

Задачи.

Образовательные:

  • сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия "шумовые звуки" и "музыкальные звуки";

  • познакомить с происхождением слова "музыка", обозначить область "владений" музы Терпсихоры;

  • ввести понятия "композитор", "исполнитель", "слушатель"; установить логические связи между их видами деятельности;

  • познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета "Щелкунчик",

  • познакомить с правилами охраны слуха и голоса;

Развивающие:

  • развивать внимание, слуховую память, воображение;

  • способствовать расширению кругозора;

  • развивать детский голос.

Воспитывающие:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;

  • формировать музыкальный вкус;

  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Формирование УУД:

Личностные УУД

Выражать свое впечатление в пении, игре или пластике.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном пении, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание,

  • волевая саморегуляция,

Предметные УУД

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • Определять: настроение музыки, соблюдать певческую установку, владеть первоначальными певческими навыками.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки, ноты, презентация, портрет П. И. Чайковского, текст песен «От улыбки», «Песня о школе».

Содержание:

Образная природа музыкального искусства. Композитор как создатель музыки. Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор - исполнитель - слушатель.

  • П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

  • Д.Кабалевский «Песня о школе».

  • «От улыбки» В.Шаинского на слова М.Пляцковского





План урока

1. Организационный момент (3 мин)

2. Подготовка к изучению нового материала. (3 мин)

3. Музыкальная разминка (6 мин)

4. Изучение нового материала (8 мин)

5. слушание (4 мин)

6. Продолжение изучения нового материала (6 мин)

7. Закрепление изученного (4 мин)

8. итог урока (2 мин)



Ход урока

Этапы урока

Музыкальный материал

Содержание урока

1. Орг. Момент (3 мин)

























1 слайд



2 слайд



3 слайд





4 слайд







5 - 6 слайд













7 слайд





























8 слайд

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

Разрешаю тихо сесть.

Тсссс, секреты мира здесь.

Прозвенел уже ... (звонок),

Начинается ... (урок) -

Интересная наука

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш - ... музыка!

Теперь у вас есть урок, на котором вы услышите много прекрасной музыки.

-Ребята как вы думаете, кто сочиняет музыку? (композитор)

- А для того, чтобы она прозвучала нужны исполнители: пианисты, баянисты, скрипачи, хор и оркестр.

-Но музыка существует не только для тех, кто её сочиняет и исполняет, а для всех нас - для слушателей.

-Музыку можно услышать не только в концертном зале, театре, по радио и телевизору. Музыка звучит и в природе, и в душе человека. Научиться слушать музыку вам помогут уроки музыки.

-Сегодня мы с вами начинаем путешествие в удивительный мир музыки!

Эпиграф.

Вслушайся, весь мир поёт-

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт!

Мир её волшебен!

Михаил Пляцковский.



-Вслушайтесь в звуки, которые окружают нас. Давайте закроем глаза и прислушаемся.

-Что вы слышите? ( Ответы обучающихся)

-Правильно, нас окружают самые разные звуки: музыкальные и немузыкальные.

-Звуки: шумовые и музыкальные.

-Послушайте внимательно. Какие звуки вы услышите?

(Если урок проводится без мультимедийной установки, на доску прикрепляются таблички и картинки. Дети угадывают звук и относят его к разряду музыкальных или шумовых звуков).

Молодцы! Отлично справились с заданием.

2. Подготовка к изучению нового материала. (3 мин)



. «От улыбки» В.Шаинского на слова М.Пляцковского (видео или текст)


- Ребята, посмотрите, сколько разных звуков пришло к нам в гости. Они так торопились на встречу с вами, что случайно закрыли тему урока. Если мы не откроем её, то никогда не узнаем как зовут главную героиню нашего урока. Чтобы доска (экран) открылись нужно исполнить какую-нибудь добрую и красивую песенку.

- Какие вы знаете песенки? (Ответы обучающихся).

-Я предлагаю исполнить песню В. Шаинского на слова М. Пляцковского «От улыбки».

-Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать привила пения.

Правило № 1.Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Как приятно смотреть на мальчиков и девочек с красивой осанкой. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой.

3. Музыкальная разминка (6 мин)





Пение

Правило № 2.Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

Правило№3.Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос.

-Сначала давайте выполним дыхательную гимнастику. «Дышим тихо и плавно». Медленный вдох с расширением грудной клетки, задержать дыхание, выдох через нос (5-6 раз). Стоя, сидя.

Пение распевки «Андрей-воробей».

После такой разминки мы готовы к пению.

Готовы? Тогда начинаем!

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.

4. Изучение нового материала (8 мин)

9 слайд

10 слайд



11 слайд



Сюрприз музы Терпсихоры. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

12 слайд



13 слайд

Давайте все вместе прочитаем тему сегодняшнего урока «И муза вечная со мной»

А вот и главная героиня - МУЗА!

Муза Терпсихора.

- А вы знаете кого называют Музой? (добрая фея, волшебница).

-Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед вами чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг.

О МУЗАХ, покровительницах искусств, мы узнали из мифов и легенд Древней Греции. Музы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов - всех, кто дарит людям красоту, любовь и надежду.

- Откройте учебник, на странице 9 изображены Музы. Какие они весёлые и жизнерадостные.

-Сколько их изображено на рисунке?

-Древнегреческие легенды гласят, что живёт 9 Муз, каждая из которых имеет влияние на определённую область творчества.

-Имя нашей героини Терпсихора («любящая танцы») - муза танцев и хорового пения, в её руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах).

-Она и поведёт нас в чудесный мир музыки и поможет раскрыть её тайны.

Посмотрите, какой сюрприз приготовила нам Терпсихора! В этом сундучке спрятана прекрасная музыка. А чтобы открыть его нужно отгадать загадки:

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,

Мотив звучит из далека, поёт про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка

Звучит мечтательный мотив, его играет…..(скрипка).

Зазвенят серебряные струны

Как будто струйки водяные,

И на волнах, качая шхуны,

Резвятся ветры удалые!

И ветер, и волну морскую-

Все струны нам изображают,

Все звуки музыки рисуют.

Какой же это инструмент играет?

Зовут его красиво, звонко,

Но не Татьяна и не Марфа.

А звуки нежны, струны тонки.

Наш инструмент зовётся….(Арфа).

Правильно, именно скрипка и арфа будут рассказывать нам сказочную историю.

5. слушание (4 мин)

«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

-Как звучит эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает?

Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку и настроение, которое она у вас вызывает.

6. Продолжение изучения нового материала (6 мин)



14 слайд

«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Хорошо. Давайте ещё раз посмотрим на доску и вспомним три понятия, без которых нельзя представить себе любую музыку.

-Назовите их? (Композитор, исполнитель, слушатель).

Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать её неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящим слушателем. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П. Чайковского.

-Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? (много).

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

-А может кто-нибудь из вас знает как называют человека, который руководит оркестром музыкантов? (дирижёр).

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент!

Верно. Это дирижёр.

7. Закрепление изученного (4 мин)



ПЕНИЕ: «Песня о школе» Д. Кабалевского.

Молодцы! Сегодня на уроке мы почувствовали себя слушателями, когда слушали музыку П.И.Чайковского, исполнителями. В начале урока мы были певцами-хористами, когда исполняли песню В. Шаинского «От улыбки»

Завершим наш урок разучиванием «Песни о школе» Д. Кабалевского на слова В.Викторова.

Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинку, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину…

8. итог урока (2 мин)

Наша гостья Муза Терпсихора вами довольна, ей очень понравилось, как вы поёте. Поэтому она подарила всем вам хорошее настроение! Давайте и мы поблагодарим её аплодисментами. (Обучающие хлопают в ладоши.)

Терпсихора обязательно будет приходить на наши уроки. А мы с вами встретимся через неделю. Спасибо за урок!



Список используемой литературы

  1. Комарова И. И. Музыканты и композиторы: краткий биографический словарь / И.И. Комарова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 480 с.
  2. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка. Рабочие программы 1-4 классы. Пособие общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. - М.: Просвещение, 2011- 64 с.

  3. Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.

  4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2012 -127 с.
  5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка». Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2012 - 32 с.



© 2010-2022