Урок по теме: «Жизнь и быт ненцев»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов

школа № 6 г. Томмот РС (Я)

Кудымова Галина Александровна

Культура народов Севера

Тема: «Жизнь и быт ненцев»:

Цели урока:

- ознакомление учащихся с жизнью и бытом ненецкого народа;

- обучение поисковой деятельности учащихся

- формирование национального самосознания

- развитие исследовательских навыков, наблюдательности и внимания, логического мышления;

- воспитание интереса к изучению родной природы, любви к родной природе, умения восхищаться её красотой, бережное отношение к растительному и животному миру,.

ТСО: Компьютер, интерактивная доска

Оборудование : презентация: «Ненцы - жители бескрайней тундры»:

Политическая карта мира, атласы на каждого уч-ся.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Якутский язык Счет до 10

-Игровые упражнения с использованием счёта

Работа в парах 1 уч-ся называет цифру, а другой столько раз хлопает и наоборот

(биир - 1, икки -2 и т д)

3.Сообщение темы и цели урока. Слайд 1.

Беседа:

- Ребята, сегодня на уроке мы будем исследовать жизнь и быт ненцев. А кто такие ненцы? Территории расселения этого народа и климатические условия Слайд 2

(Ответы учащихся)

- Название «ненец» является самоназванием этой малой коренной народности севера и обозначает «человек».

- Давайте вместе рассмотрим карту и попытаемся назвать территории расселения ненцев.

Карта. Слайд 3.

-Работа с картой мира и атласами

Найдите у себя в атласе, где расположены

- Ненецкий автономный округ;

- Ямало-Ненецкий автономный округ;

- Таймырский автономный округ;

- Ханты-Мансийский автономный округ;

- Кольский полуостров.

Именно здесь проживает этот северный народ в самой суровой природной зоне «Тундра»

4.Беседа с элементами исследования, мультимедиа презентация:

«Ненцы - жители бескрайней тундры»:

- Ребята, а знаете ли вы, что сегодня у нас на уроке гость. Это маленький мальчик. И зовут его Ламдоко Лаптандер. Он нам поможет больше узнать о жизни и быте ненцев. Слайд 5.

«Имя дали мне такое -

Я к нему привык.

Познакомьтесь, я - Ламдоко,

Значит «не велик».

Знать фамилию хотите?

Слушайте, друзья:

Лаптандер - равнинный житель,

Житель тундры я».

- Ребята, где живет Ламдоко Лаптандер? (В тундре)

Слайд 6.

Тундра - снежные дали без края,

Серебристый песцовый мех…

- Расскажите, пожалуйста, как выглядит тундра зимой?

- А как летом в тундре? Какая она? (См приложение)

Слайд 7.

- У Ламдоко необычный дом. Как он называется? (Чум) Слайд 9, 8

«Связали шест с другим шестом,

Потом ещё с одним шестом,

Покрыв оленьей шкурой.

И вот готов ненецкий дом.

Мы чумом этот дом зовём,

Он дарит нас своим теплом

Зимой суровой, хмурой».( См приложение)

- Как Ламдоко и его родственники передвигаются по тундре? (Предположительные ответы учащихся)

-Передвижение по тундре и перевоз имущества трудно представить себе без нарт - лёгких саней особой конструкции, в которые запрягают оленей. Слайд 10. (См приложение)

-Замечательный помощник ненцев-оленеводов - собака, оленегонная лайка, специально обученная направлять стадо по нужному маршруту, не давать слабым отставать.

Слайд 11.

- А чем питается Ламдоко и его семья в тундре? Слайд 12, 13.

-Белый медведь считался у ненцев священным животным, поэтому на него охотились редко.
5. Традиционный ненецкий костюм. Беседа.

- А кто знает, как называется традиционная зимняя одежда ненцев? (Ответы учащихся)

- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу - глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном. Одежда украшается орнаментом. Слайд 14, 15, 16.

6. Рисование. Традиционный ненецкий костюм.
Учитель:

А сейчас, ребята, вы получите заготовку-рисунок малицы. Ваша задача - нарисовать ненецкие узоры, разукрасить малицу, применив знания о традиционном ненецком костюме и быте ненцев, приобретенные на уроке.

7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Рефлексия. Понравился ли вам урок? Какие моменты больше всего понравились? Что запомнилось?

Итог урока. Выставка работ. Выставление оценок.

Приложение

Рассказ о Тундре Тундра для ненцев - это огромный, просторный чум. В ней он знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам: шепоту земли в полярную ночь и стужу. Северяне бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для будущего поколения. Запретов в жизни тундры, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано не мало. Вот лишь некоторые из них: - северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни; - не принято стрелять в гусей (добычей охотников могли оказаться только слабые в беге птицы, которые не могут перенести перелет в теплые края); - не принято нарушать покой пушного зверя способом загона (облавы); - нельзя разводить костер на случайных местах, а только там, где в нем есть жизненная необходимость, потребность. В отличие от ненцев пришлое население не всегда соблюдает правила тундры. Мы никогда не увидим человека тундры с ярким полевым букетом цветов. Зато люди других национальностей рвут их безжалостно. Также очень часто охотятся на животных тундры не по надобности, а из-за азарта. Некоторые виды растений и животных становятся исчезающими.


Рассказ о чуме

Основное традиционное жилище ненцев - чум. Это широко распространённый у народов Севера тип жилища. В условиях тундры его коническая форма наиболее удобна, т.к. с его довольно крутой поверхности снег скатывается, не задерживаясь. Такая форма обеспечивает устойчивость во время сильных ветров и метелей. Установка чума - женское дело. Существует определённый порядок при его установке. Прежде выбирается место. Зимой чум устанавливается на укрытых участках от ветра местах, а летом на возвышенных, открытых.

Глава семьи на оленьей упряжке проезжает вперед и останавливается в том месте, где предполагалось установить чум. Место расчищается. По середине будущего чума кладется лист железа для костра. Чуть подальше кладутся циновки, плетёные из ивовых прутьев. На них располагается постель. Затем женщины ставят 3 основных шеста, скреплённые сверху верёвкой. Концы шестов вкапываются в землю. На них кладут еще 25-40 шестов. За костром ставят ещё один. На него подвешивают крюк для чайника. На шесты натягивается шкура. Вверху, где скрещиваются шесты, оставляется отверстие для выхода дыма. В ненастье его прикрывают.


Рассказ о нартах

Передвижение по тундре и перевоз имущества трудно представить себе без нарт - лёгких саней особой конструкции, в которые запрягают оленей.

Нарты делятся на грузовые и легковые. Мужские нарты с высокой спинкой. Сиденье покрыто шкурой. Женские нарты почти не отличаются от мужских, однако сиденье с трёх сторон ограничено дощатыми стенками, т.к. на такой нарте обычно ездили с детьми. На женской нарте покрывала из сукна, которыми защищали детей от ветра.

Грузовые нарты бывают 2-х видов. На одних перевозят шесты для чума, они без спинки. На других перевозят одежду, продукты. Они похожи на легковые, только с крышкой и более грубой работы.


Питание ненцев

До прихода на Север и в Сибирь русских ненцы почти не знали хлеба. Не употребляли оленье и коровье молоко. В рацион ненцев входили морошка, голубика, черника. Грибов до недавнего времени не ели, считая их пищей оленей.

Зимой ненцы добывают и едят куропаток. Летом и осенью промышляют других птиц: гусей, уток, гагар. На побережье в пищу идёт жир морских животных - нерп, моржей.

В летнее время основным видом пищи является рыба. Её употребляют в сыром виде, иногда чуть посолив. Зимой одним из любимых кушаний является строганина - свежая мороженая ряба, тонко наструганная ножом.

Сегодня основная пища - мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба. Излюбленный напиток - чай. Деревянную посуду - миски, чашки, ложки - изготовляют сами.


Одежда ненцев

В прошлом мужчины носили штаны, сшитые из оленьих шкур. Меховая обувь сохранилась до сих пор.

Традиционную обувь (пимы) шьют из камусов (шкурки из оленьих ног). Пимы выше колен крепятся с помощью ремешков.

Поверх малицы надевается кожаный пояс, украшенный медными бляхами.

В сильные морозы, в пургу поверх малицы надевают совик. Это тоже глухая (без разреза) одежда, но мехом наружу с капюшоном.

Женщины зимой носят шубы и шапки, украшенные полосками цветного сукна со свободно свисающими концами. Их зимняя одежда называется паница.

Летом женщины носят одежду из цветного сукна. Женщины носили и украшения - накосники, которые вплетались в косы, удлиняя их.

Женщины обычно украшают паницы и малицы меховой мозаикой. Это композиции из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом - темным на светлом фоне.
Мотивы узоров, их композиционный строй, цвета заимствованы в окружающем их мире природе. Каждый узор имеет свое название: «Красивые рога», «Оленьи рога», «Заячьи уши», «Локоть лисицы», «Головки», «Чумы».



© 2010-2022