РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по курсу «Окружающий мир» на тему: «Наше питание»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по курсу «Окружающий мир»

на тему:

«Наше питание»





Подготовил

учитель 3-А класса

Масюткина Н.А.









Цель урока: познакомить учащихся с пищеварительной системой. Задачи: познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами, с системой пищеварения; формировать гигиенические навыки и культуру поведения во время приёма пищи; развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; воспитывать разумное отношение к своему здоровью. Оборудование: карточки индивидуальных заданий; листы с кроссвордом; демонстрационный материал (шапочки-названия).

ХОД УРОКА:


I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Веселый прозвенел звонок!

Мы начинаем наш урок. Мотивация - Девиз нашего урока - «Хочу все знать!» (хором)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 1. Проверка домашнего задания. Устный опрос: - Что служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений? (Скелет) - Какое значение имеет скелет для человека? (Скелет обеспечивает определённое положение тела человека в пространстве - осанку, и его подвижность.) - Какая должна быть и от чего портится осанка? (Правильная осанка-это прямая спина, поднятая голова и опущенные плечи. Она может нарушиться, если сидеть за партой сильно нагибаясь вперёд, если опираться на край парты грудью, искривившись в какую-нибудь сторону, если постоянно носить тяжести в одной руке…) - Что помогает движению костей скелета, ведь сами кости двигаться не могут? Что их двигает? (Мышцы.) - Чем прикрепляются мышцы к костям? (Сухожилиями.) - Что нужно делать для того, чтобы мышцы были хорошо развиты и меньше уставали? (Нужно укреплять мышцы с помощью физических упражнений.)
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. 1. Введение в тему урока. - Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда на свете - человека. Ведь человек - это самое любопытное явление. Его организм - это целостная и очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека. И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать об этом. В этом нам придётся убедиться и сегодня на уроке. - Ребята, чтобы наш организм нормально функционировал, его нужно кормить. Вот как машина без бензина не будет ездить, так и человек, чтобы жить и работать, должен есть. С пищей человек получает все необходимые питательные вещества. А пищу человеку даёт матушка-природа, ведь он её частичка. Мы все с нетерпением ждём прихода весны, потому что с её наступлением просыпаются растения, а значит, все живые существа получат новую порцию витаминов и питательных веществ.
2. Физкультминутка.
- А сейчас мы проникнем в тайны процесса, который называется ПИЩЕВАРЕНИЕМ. Благодаря ему, все клетки нашего организма получают питание. Это очень сложный процесс. И для того, чтобы весь организм был накормлен, природа создала в нём Фабрику-кухню, которая представляет из себя очень длинный конвейер. Его длина равна 10 метрам. (Слайд №1) - Как же происходит процесс пищеварения? Оказывается, он начинается ещё до того, как пища попадает в рот. Представьте, что будет происходит в вашем организме, если я разрежу лимон. Вы все заметили, что во рту началось выделение слюны. Это и есть начало процесса пищеварения. Ваш организм настроился на прием пищи. - Когда пища попадает в ротовую полость, в работу включаются все органы пищеварения. Давайте выясним, как это происходит. По ходу объяснения учителя по таблице и рисункам, на каждого из ребят надевается шапочка с названием органа пищеварительной системы: ротовая полость, пищевод, желудок, 12-ти перстная кишка, тонкая кишка, толстая кишка.
3. Работа по теме урока. - Ребята, вы должны запомнить какую функцию выполняет каждый орган. - А теперь взяли кусочек хлеба и съели его. Что произошло в первом отсеке нашего конвейера? (Разжевали, смочили слюной и проглотили) Рисунок ротовой полости с подвижными деталями.(Слайды №3 и №4). Полость рта от полости носа отделяет твёрдое нёбо. В своей задней части ротовая полость переходит в две трубочки, одна из них называется пищевод, предназначенный для проведения пищи в желудок, вторая трубочка называется трахея, которая проводит воздух к бронхам и лёгким. Вход в трахею может закрывать и открывать специальный клапан. (Показ на рисунке состояния ротовой полости при дыхании) Итак, пища попала к нам в рот, где она механически размельчается зубами, перемешивается, обильно смачивается слюной при активном участии нашего языка. Очень важную роль в этот момент выполняет глотка. Она, как начальник железнодорожной станции, следит, чтобы продуктовые и кислородные поезда попадали только в свои тоннели: пища - в пищевод, а воздух - в трахею. Давайте проглотим слюну. Вы заметили, дышим мы в это время или нет? (Нет.) - Нет, потому что мягкое нёбо во рту приподнимается и закрывает путь кислороду, идущему от носа. В этот момент специальный клапан захлопывает вход в трахею и получается, что еда может въехать только в свой тоннель, называемый пищеводом. Если во время еды вы будете разговаривать или смеяться, то ваш «начальник станции» подумает, что вы уже закончили есть, и откроет кислородный путь. Тогда произойдёт крушение. Продуктовый поезд сойдёт с пути и попадёт в дыхательную трубку - трахею, и закроет её. Человек в таком случае может умереть от удушья. Рисунок пищевода.(Слайд №5) Пища попала в пищевод - второй отсек нашего конвейера. С помощью специальных мышц, расположенных в стенках пищевода, пища следует вниз. Через 5 секунд она оказывается в тесной маленькой пещерке- желудке. Рисунок желудка.(Слайд №6). Без еды наш желудок похож на спущенный воздушный шарик, а когда мы заполним его едой, то он растянется и превратится в целую пещеру. Стенки желудка, как в настоящей пещере, не гладкие, а шероховатые, и из них сочится желудочный сок. Он постепенно пропитывает всю пищу и растворяет даже твёрдые леденцы до жидкой каши. Вся эта сложная работа называется перевариванием пищи. Пока пища не переварится, желудок закрыт . Рисунок кишечника.(Слайд №7). А потом выход открывается и пища попадает в длинный коридор. Из стенок этого коридора вытекает горькая желчь. Она растворяет жирные пищевые части, с которыми не справился желудок. И называется этот коридор - 12-ти перстная кишка. Из неё медленно, как на лифте, жидкая кашица въезжает в тонкую кишку, которая имеет внутри бархатистую поверхность, покрытую мелкими ворсинками. Эти ворсинки служат насосом для всасывания питания в кровь. А кровь донесёт эти питательные вещества всем клеточкам нашего организма. Но наша умница тонкая кишка всю еду до конца переварила, а ненужные остатки вместе с водой отправляются дальше, в толстую кишку. Рисунок толстого кишечника.(Слайд №8). В этом отделе происходит дальнейшее всасывание воды, а ненужные отходы выбрасываются наружу. - Вывод. Ребята, теперь вы представили себе весь сложный путь, который предстоит проделать кусочку хлеба, который вы съели в начале урока.
4. Работа с учебником. - Внимательно изучите и хорошо запомните Правила питания. (Чтение текста в учебнике) Чтение вывода в учебнике на стр. 149:
- С пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться. - А знаете ли вы, какую роль выполняют жиры, белки, углеводы в нашем организме? Белки - вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям - для роста и развития. Белки содержатся во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана. Углеводы - главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты. - В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов, витаминов. Ещё раз посмотрите на таблицу. - Какой должна быть наша пища? (Разнообразной) - Любая пища может быть как полезной, так и вредной. Когда она может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. 1. Игра «Найди своё место». Учащиеся, которые выполняли роль органов пищеварения выстраиваются в правильном порядке и повторяют свои функции: Ротовая полость - пища размельчается зубами, перемешивается, смачивается слюной. Пищевод - по нему пища попадает в желудок. Желудок - с помощью желудочного сока пища переваривается, растворяется. 12-ти перстная кишка - растворяет жирные пищевые части с помощью горькой желчи. Тонкая кишка - через тонкие ворсинки на её стенках питательные вещества всасываются в кровь, а ненужные отправляются в толстую кишку. Толстая кишка - всасывается вода, а ненужные вещества выбрасываются.
2. Кроссворд (на доске) 1. Вещество, без которого человек умрёт через 3-4 дня (вода) 1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах (витамины) 2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге (белки) 3. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах (щетка) 4. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющий рот и желудок (пищевод) 5. Желание есть (аппетит) 6. Помидор, огурец, лук… (общее понятие) (овощи) 7. Орган, в котором пища начинает перевариваться. (желудок)

1.в

о

д

а

2

е

л

к

и

7ж

4.п

т

3

е

т

к

а

.

.

и

а

л

щ

м

5

у

е

.

и

п

д

6о

в

о

щ

и

н

п

о

о

ы

е

к

д

т

и

т




V. ИТОГ УРОКА. - С какой важной системой организма мы сегодня познакомились? - Какие питательные вещества человек получает с пищей? - Может ли человек обходиться без пищи? - Что нового узнали о том, как правильно питаться? - Назовите органы пищеварения.
Оценивание. Домашнее задание.

© 2010-2022