Конспект урока русского языка по теме: Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-ем лице

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка (4 класс)

по системе Занкова

Тема: Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-ем лице.

Цель: Создание условий для формирования правила правописания глаголов в неопределённой форме и в 3-ем лице.

Задачи: 1. Увидит проблему, сформулирует её, поставит цель для исследования.

2. Спланирует ход работы и зафиксирует результаты.

3. Проанализирует результаты исследования.

4. Выведет правило правописания глаголов в н.ф. и в 3-ем лице.

Оборудование: Презентация, карточки с пословицами.

Ход урока.

  1. -Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать открывать тайны русского языка. Готовы?

-Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (получить новые знания, познакомиться с новыми правилами, орфограммами, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу)

-А вот какое открытие сделает каждый из вас - поделитесь в конце урока.

  1. А сейчас исследуёте слова, которые вы видите на экране. (Слайд №1)

Рисовать, улыбнётся, прочитает, рассуждает, садятся, обсуждать,

наклониться, кататься.

-Что вы можете сказать про эти слова? (глаголы)

-Какие задания с этими словами вы можете предложить? (разобрать

по составу, составить предложения, словосочетания, разделить на

группы, выполнить морфологический разбор)

-На какие 2 группы можно разделить эти слова?

-гл. н.ф. и гл. 3л.

-глаголы с приставкой и без приставки

-глаголы с окончанием и с H

-гл. сов.вида и несов.вида

-гл. с ся и без ся

-Выпишите глаголы с суффиксом -ся в 2 столбика.

-Какие группы у вас получились? (слайд №2)

Улыбнётся Наклониться

Смеются Кататься

-По какому признаку вы поделили слова? ( с сочетаниями тся и ться)

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Внимательно исследуйте слова, которые вы записали.

-Какой вопрос у вас возникает? (Когда в глаголах пишется тся, а когда ться?)

-Что можно сказать о глаголах первого столбика?

-Какой вывод можно сделать? (гл. 3 лица пишутся с тся)

- Что можно сказать о глаголах 2-го столбика?

-Какой вывод можно сделать? (гл.в н.ф. пишутся с ться)

-Сформулируйте правило.

-Теперь прочитаем правило в учебнике на стр.83.

-Как вы считаете, правильный вывод мы с вами сделали?

-А сейчас немного отдохнём.

Физминутка

-Выйдете из-за парт. Я вам буду называть слова. Если в слове есть ь- вы приседаете. Если в слове нет ь- хлопаете в ладоши.

(собираться, обрадуется, обращаться, сорятся, стараться, заботятся, трудятся, наклониться, браться, учиться, движется, учатся, смеётся)

  1. -Допишите по 2 слова в каждый столбик.

-Какие слова вы приписали?

-Так что же нам нужно сделать, чтобы правильно написать в глаголах сочетания тся и ться?

(слайд №3)

  1. -Давайте теперь на практике попробуем применить ваши новые знания. У вас у каждого есть карточка, на которой написаны пословицы. Вставьте пропущенные буквы в слова.

№1. Как аукнет..ся, так и откликнет..ся.

Сколько верёвочке не вит..ся, а конец найдет..ся.

№2. Любишь катат..ся - люби и саночки возить.

Дело мастера боит..ся.

Кто труда не боит..ся, того лень сторонит..ся.

-Обменяйтесь карточками и объясните друг другу, почему именно так вы написали слова. (работа в парах)

-Как вы понимаете смысл пословиц?

  1. -А теперь я предлагаю вам слова, данные в транскрипции, записать по законам грамматики.

[б а и ц а], [к у п а и ц а], [г а р дۥ и ц а], [в а дۥ и ц а]

-Что вы заметили в этих словах? (в транскрипции оканчиваются на [ца])

-Какие слова вы записали?

(боится, купается, гордится, водица)

-У кого получились другие слова? (гордиться, водиться)

-Оказывается, в русском языке есть слова, которые звучат одинаково, но различаются в написании. Такие слова называются омофоны.

(слайд №4) Омофоны-слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию.

-Посмотрите на слова, которые записал…

-Какое из них лишнее? (водица-сущ., купается-4 слога)

  1. Творческая работа. (восстановить предложения по глаголам)

(Учитель читает текст первый раз. При повторном чтении учащиеся выписывают из каждого предложения только глаголы. По глаголам восстанавливают весь текст.)

Снег уже растаял. Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнёздах. Лисы забираются на деревья. Зайцы спасаются от воды бегством.

-Правописание каких слов вызвало у вас затруднение?

Коряга-суковатое затонувшее или лежащее на земле дерево или часть его.

Половодье-разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной.

Д/З (слайд №5)

-Я предлагаю вам сегодня выбрать домашнее задание.

1) Выполнить упр. №364

2) Составить небольшой рассказ на тему «Весна», используя глаголы с -тся и --ться.

3) Дополнить строчки в стихотворении:

Дружно лопаются почки

На траве роса дрожит

Итог. -Пришло время подвести итоги нашей работы.

-Исполнились ваши ожидания?

-Продолжите предложения. (слайд №6)

Сегодня на уроке я сделал открытие:…

Сегодня на уроке я с удовольствием выполнял…

Сегодня на уроке мне не удалось…

-Ребята, сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами французского философа Ж.Ж.Руссо. (слайд №7)

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

-Я думаю, что сегодня на уроке вы убедились в словах Ж.Ж.Руссо.

videouroki.net/filecom.php?fileid=98667506



© 2010-2022