Пронрамма внеурочной деятельности Проектная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка.

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе

по интеллектуальному направлению «Проектная деятельность» разработана на основе:


  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;

  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;

  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;

  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).


А также Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»

Цель: научить решению творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации

информации.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по

совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального

использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и

сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,

использование).

2.Общая характеристика курса

Курс «Учусь создавать проект» - это дополнительное образование, связанное, прежде

всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и

склонностей каждого школьника.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно

использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем

самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология, которая помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию, помогает ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

3. Описание места курса в учебном плане

Данный курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю)

4. Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Регулятивные УУД:

-уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия во время подвижной игры.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять функции и роли в совместной деятельности

- при игре адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера.

Личностные УУД:

-освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,

-готовность принять на себя ответственность;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и

саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои

знания, ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического и

творческого мышления.

организация на уроке парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в

соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во

внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль

по результату;

в сотрудничестве с учителем

ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

проявлять познавательную

инициативу в учебном со-

трудничестве

познавательные

умения учиться: навыках решения творческих

задач и навыках поиска, анализа и

интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью

проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и

познавательных текстов, выделять

существенную информацию из текстов разных

видов;

осуществлять анализ объектов с выделением

существенных и несущественных признаков;

• осуществлять

расширенный поиск информации

с использованием ресурсов

библиотек и Интернета;

коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и

позицию;

• договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей

различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и

ориентироваться на позицию партнера в

общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к

координации различных позиций в

сотрудничестве

учитывать разные мнения и

интересы и обосновывать

собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению

проблемы;

аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

продуктивно разрешать

конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его

участников;

с учетом целей коммуникации

достаточно точно, по-

следовательно и полно

передавать партнеру

необходимую информацию как

ориентир для построения

действия;



5. Содержание курса «Проектная деятельность»

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием

новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений.

Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации

информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе

которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно

конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие

критического и творческого мышления.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с

начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя,

расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Метод проекта - это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это

специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной

деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,

личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи

формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и

систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию

следующих принципов:

• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и

целостности образования в целом;

• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• системность организации учебно-воспитательного процесса;

• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


6.Тематическое планирование для 1 класса № Тема

Основные виды деятельности

УУД

Количество

часов

Дата

  1. 1
Кто я? Моя семья Беседа, высказывания учащихся, рассматривание фотографий и презентаций

в сотрудничестве с учителем

ставить новые учебные задачи;

аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;
1

Чем я люблю заниматься. Хобби Беседа, высказывания учащихся, рассматривание фотографий и презентаций

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.
1

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта Обсуждение тем проектов

проявлять познавательную

инициативу в учебном со-

трудничестве; аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;
1

Как собирать материал? Твои помощники Обсуждение, просмотр подготовленного материала

преобразовывать практическую

задачу в познавательную; учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.



1

Проблема. Выявление проблемы, обсуждение, работа в парах

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов,



1

Проблема. Решение проблемы Выявление проблемы, обсуждение, работа в парах

выделять

существенную информацию из текстов разных видов; учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.
1

Гипотеза. Предположение Разыгрывание ситуаций, обсуждение

выделять

существенную информ аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности; ацию из текстов разных видов; 1

Гипотеза. Играем в предположения Разыгрывание ситуаций, обсуждение

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.
1

Цель проекта Учимся выделять важное.

проявлять познавательную

инициативу в учебном со-

трудничестве; аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;
1

Задача проекта Учимся ставить задачи

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;
1

Выбор нужной информации Выбор информации с помощью книг, энциклопедий, Интернет-ресурсов

выделять

существенную информацию из текстов разных видов; аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;
1

Выбор нужной информации Выбор информации с помощью книг, энциклопедий, Интернет-ресурсов

выделять

существенную информацию из текстов разных видов; аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;
1

Интересные люди - твои помощники Встречи с интересными людьми

проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве; - знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, 1

Продукт проекта Практическая работа, моделирование

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;
1

Виды продукта. Макет Практическая работа, аппликация

преобразовывать практическую

задачу в познавательную; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов,
1

Визитка Презентации, обсуждение

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.
1

Как правильно составить визитку к проекту Практическая работа.Составление визитки

проявлять познавательную

инициативу в учебном со- трудничестве 1

Как правильно составить визитку к проекту Практическая работа Составление визитки

выделять существенную информацию из текстов разных видов; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, 1

Выступление перед знакомой аудиторией Практическая работа

проявлять познавательную

инициативу в учебном со- трудничестве; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, 1

Выступление перед знакомой аудиторией Практическая работа

проявлять познавательную

инициативу в учебном со- трудничестве 1

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно Игры, рисование

аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;
1

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией Практическая работа, обсуждение

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.
1

Твои впечатления от работы над проектами Обсуждение, защита проекта

проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве; аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;
1

Ярмарка достижений Выставка работ

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других;знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов 1


7.Описание учебно- методического и материально- техническго обеспечения образовательного процесса Для учителя:

1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012. - 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,доказываем, проектируем, создаём/Приложение к Учебному плану 2013-2014

Дополнительная литература для учителя:

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /

Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к

мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152с.

5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное

образование». - 2000, №7

Для обучающихся:

1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. -М.: Издательство РОСТ, 2012. - 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] allebooks.

com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]

kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального

общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]

fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова

[Электронный ресурс] standart.edu.ru/ (09.03.11)__



  1. Планируемые результаты изучения курса
В ходе решения системы проектных задач ученик научится:

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему

получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

• Целеполагать (ставить и удерживать цели);

• Планировать (составлять план своей деятельности);

• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все

существенное и главное);

• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать

свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Ученик получит возможность научиться:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определение понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• готовить тексты собственных докладов;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

© 2010-2022