- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное занятие по окружающему миру. Старичок боровичок
Внеклассное занятие по окружающему миру. Старичок боровичок
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Токарева Т.А. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СТАРИЧОК-БОРОВИЧОК
Цель: познакомить детей с интересными сведениями о грибах и ягодах, потренировать внимание, логическое мышление, воображение. Оборудование: рисунок старичка-боровичка, кроссворд «Грибы», таблица «Ягоды». Ход занятия:
- Сегодня нас ждет встреча со старичком-боровичком. ..«... Мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка. - Здравствуй, девочка, - говорит. - Здравствуй, дяденька. - Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами». - Кто помнит, из какой сказки эти строки? (В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик».) Старичок-боровичок приглашает нас на экскурсию по своим владениям. Вывешивается рисунок с изображением старичка-боровичка.
- Прежде чем, ребята, мы отправимся в лес, обходить владения старичка-боровичка, хочу я задать вам несколько вопросов, чтоб проверить, хорошо ли вы знаете все, что может встретиться в лесу.
Что это? Кто это? - Сладкие, душистые, сочные. (Ягоды) - Высокие, могучие, раскидистые. (Деревья) - Скромные, душистые, красивые. (Цветы) - Дикие, сильные, осторожные. (Звери) - Звонкоголосые, шустрые, перелетные. (Птицы) - Дикорастущие, густые, лекарственные. (Травы) - Чистые, прозрачные, холодные. (Родники) - Скользкие, съедобные, червивые. (Грибы)
- Вот с них-то, с грибов, мы и начнем. Обойдем все грибные места. А знаете ли вы, на пне какого дерева чаще всего встречаются опята? (На березовом пне.) А какой гриб считается царем среди грибов? (Белый, или боровик.) Это меня так называют - царем грибов. А за что, вы знаете? (Отклик детей.) А скажите-ка, ребятки, почему нельзя рвать грибы с корнем? (Разрушается грибница, и на этом месте уже не вырастут новые грибы.) Знаете ли вы, шляпки каких грибов в любую погоду скользкие? (Шляпки маслят) А почему грузди так называются? (Их название произошло от церковсно-славянского «груздау». Что значит «груда», «куча». Грузди так, и растут - кучками). Про этот гриб есть пословица. Расшифруйте ее.
НАЗВ АЛСЯ ГРУЗ ДЕМП ОЛЕЗ АЙВК УЗОВ
Ответ: «Назвался груздем - полезай в кузов». Старичок-боровичок. Вот и грибные места начались. Что за грибы перед нами? Впишите их названия в кроссворд. • Я в красной шапочке расту Среди корней осинок. Меня узнаешь за версту, Зовусь я... (подосиновик). • Пока дети - каждый в берете. Повзрослели - шляпы надели. (Рыжики) • Не спорю, не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик) • Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, Никуда не годный. (Мухомор) • Царь грибной на толстой ножке Самый лучший из лукошка. Он головку держит смело, Потому что гриб он... (белый). • Телом с грушею он схожий, Только с очень белой кожей. Постареет - скажут так: «Курит дедушка табак». (Дождевик) • Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички Золотистые... (лисички). • Вдоль лесных дорожек Много белых ножек, В шляпках разноцветных, Издали заметных. Собирай, не мешкай, Это -... (сыроежки).
- Старичок-боровичок. Если попадется вам на пути мухомор или поганка, что вы с ними сделаете? (Грибы несъедобные ни срывать, ни сбивать нельзя: ими лечатся или питаются обитатели леса.) А если встретится странный гриб и вам неизвестно - съедобный он или нет, как вы поступите? (Ответы детей.) Расшифруйте и запомните правило всех грибников.
БИРГ ЙОВТ ЕН - БИРГ ЕБЕТ ЙЫНТСЕВЗИ ЕН
Ответ: «Не известный тебе гриб - не твой гриб».
Старичок-боровичок. Съедобный гриб от места в лесу до подачи на стол проходит долгий путь. Сейчас я назову его дважды, а вы постарайтесь запомнить. Лукошкино, Опушкино, Засушкино, Кастрюлькино, Бульбулькино, Лучково, Сельдерюшкино, Морковкино, Перловкино, Немножкино - картошкино, Лаврушкино - петрушкино Тарелкино и Ложкино! (Дети повторяют.)
- Старичок-боровичок. А теперь сделаем обход ягодных мест. По дороге я расскажу вам кое-что интересное о ягодах. Например, клюква и морошка растут только на болтах. Из клюквы получается самый вкусный и полезный, богатый витамином С морс. А вот облепиху называют царицей ягод и сибирским ананасом. Очень уж ценная ягода! Знаете ли вы, листья какой ягоды до весны зелеными сохраняются? (Брусники.) А какие ягоды можно даже зимой собирать? (Рябину, шиповник, облепиху, калину, клюкву.) Чай, заваренный с шиповником, получается ароматным и очень вкусным, а главное - полезным, ведь в шиповнике витамина С во много раз больше, чем в лимоне! А вот и ягодные места пошли. Что за ягоды перед нами?
• Я - капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот рад наклониться, А имя дала мне родная землица. (Земляника) • Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина) • Рассыпает солнце стрелы, Сосны зажигая. Что за ягода созрела, Синяя такая? (Черника) • Сидит Яшка, красная рубашка, • Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник) • Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж. Вот и назван ... (ежевика). • Что за бусинка вот тут На стебле повисла? Глянешь - слюнки потекут, А раскусишь - кисло. (Клюква)
Старичок-боровичок. Найдите эти ягоды среди остальных на таблице. Назовите все ягоды по порядку.
- А теперь интересные задания, связанные с ними. Первое задание: запомните тройки слов, связав их между собой по смыслу. Затем я буду называть первое слово, а вы два следующих. Бусы, рябина, мама. Медведь, малина, мед. Еж, ежевика, иголки. Чернила, черника, пятно. Шипы, шиповник, камешки. Второе задание: подумайте, какое слово лишнее в каждой строке и почему. Клубника, черника, клюква, земляника. (Варианты: а) клубника, т.к. не растет в лесу; б) клюква, т к. растет только на болоте.) Рябина, шиповник, голубика, калина. (Голубика, т. к. не растет на деревьях и. кустарниках.) Третье задание: нарисуйте лес и все, что в нем есть. Условие: каждый человек рисует только по одному предмету. (Дети выполняют рисунок мелками на доске или фломастерами на листе ватмана.) Старичок-боровичок. Наша экскурсия закончилась. А теперь поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями, скажите, что нового вы узнали о ягодах и грибах.