- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по курсу ОРКСЭ «Православное учение о человеке»
Урок по курсу ОРКСЭ «Православное учение о человеке»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова С.Н. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок ОРКСЭ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры»
Урок №9 «Православное учение о человеке» в 4 классе.
Автор: Колесникова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2» Цель урока: осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности. Задачи. Образовательные: создать условия для осознания христианского понимания взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека. Развивающие: создать условия для развития мыслительных операций анализа и синтеза, воображения, отбора знаний и умений в соответствии с заданием. Воспитательные: создать условия для формирования мотивации к нравственному выбору (душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям).
Примерные результаты Личностые
-
-
способность к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
-
-
укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
-
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- планирование своих действий для реализации задач урока;
- выбор способов и приемов для решения поставленных задач;
- использование правил при создании речевого высказывания.
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- умение находить, характеризовать, анализировать, сравнивать;
- умение осуществлять синтез, как составление целого из частей.
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в группе;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.
№
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий
1
2
3
4
5.
6
7
8
9
Самоопределение к деятельности
Актуализация знаний
Постановка учебной задачи
Решение учебной задачи
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с учебником.
Включение знаний в систему
Рефлексия
Домашнее задание
Конечно!
- Клад - это богатство, деньги, золото.
Дети читают тему урока.
Рассказывают о православии, о человеке и Боге в хрсстианстве (ранее изученные темы).
- Православие учит человека всех любить, быть добрым.
- Нам на уроке нужно найти ответ на вопрос: что самое главное в православном учении о человеке?
Ученики сообщают о том, что на слайде - фотография старого здания. Стены от времени потеряли цвет, внешний вид убогий. Скорее всего внутри здания так же бедненько.
Внешняя красота здания, так же как и красота человеческого тела, мало что значила для христианской архитектуры по сравнению с внутренней, духовной красотой.
Просмотр слайдов, слушание песни.
Григорий был лишен с рождения рук и ног, но у него была чистая, светлая, любящая душа. Именно через качества своей души он достиг великого мастерства, заслужил уважение и любовь у своих односельчан и всех людей.
- Православное учение о человеке - это прежде всего учение о душе человека. Именно душа делает человека человеком.
- Где клад. Найти богатство, которое с годами не растрачивается, а только увеличивается. Варианты детей.
Общее свойство тела и души - чувствовать боль.
Тело испытывает физическую боль от видимых повреждений, но душа у человека тоже может болеть. Личные примеры детей.
- У него болит душа. Мальчика мучает совесть. Она говорит ему, что он поступил плохо - не по добру.
- Совесть - внутренний голос, который нас подталкивал к правильному выбору. Он знает всегда, что хорошо, а что плохо и порой предупреждает, чего не следует делать. Перестав распознавать добро и зло душа погибнет.
- Учились контролировать свои мысли, различать какие мысли надо отогнать, а какие принять.
Внимательно читают текст учебника, помечая маркировочными знаками.
Ответы детей. Новым было знание о том, что существуют болезни души.
-
Работа в группах. Работают три группы .
Защита работы в группах. Вывод. Выявлены болезни души: гнев, жадность, воровство. Начинается болезнь с мысли. Если человек примет плохую мысль, болезнь начнет в нем развиваться, а если он её отгонит - он будет от неё защищен. А бороться с болезнью - это работать над собой. Если ты жадный - делись с другими, если любишь брать чужое - сдержись и наоборот отдай своё, если любишь злиться - больше улыбайся и старайся стать добрым.
-
Физминутка "Эстафета доброты"
Богатство души - это сделанное тобой добро.
Добро ходит по кругу. Каждый лепил снеговика и знает, что если маленький снежок покатить по снегу, то снег прилипает к нему и ком становится все больше и больше. Вот также и маленькое добро передается от одного человека к другому, проходит через их души, увеличивается и возвращается к нам же.
чем больше отдаю себя другим людям (помогаю, сострадаю, сорадуюсь), тем больше благ приобретает моя душа. Это и есть тот клад, который мы искали. А будет ли человек богат - зависит от самого ЧЕЛОВЕКА.
Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. На поиски такого клада мы с Вами отправимся. Согласны?
А дорогу покажет нам с Вами тема нашего урока, которую Вы видите на слайде. «Православное учение о человеке» (слайд 1)
- Вчитайтесь в каждое слово и ответьте, что мы уже знаем.
- Как Вы думаете, что самое главное в православном учении о человеке?
- Когда мы найдём ответ на этот вопрос - мы и найдем клад.
- И так какова наша цель на уроке?
Тогда в путь! Первое задание.
- Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд. Опишите здание, которое вы видите
(слайд 2)
- Сделайте предположение, если зайти внутрь, что мы увидим?
Это здание - христианская Церковь, построенная в первой половине V в., она сохранилась до наших дней в маленьком итальянском городе Равенна и является памятником всемирного наследия. Она носит название Мавзолея Галлы Плацидии - дочери императора Феодосия Великого.
- А теперь я Вас удивлю (слайд 3,4).
Стены, в церкви облицована гладким полированным мрамором, покрыты мозаикой, т. е. изображениями, выполненными из кубиков разноцветного стекла - смальты. Кубики, имеющие неправильную форму, образуют неровную поверхность. Поэтому свет отражается от неё под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние. Кажется, что стены выложены драгоценными камнями - густо-синими сапфирами, кроваво-красными рубинами, изумрудами цвета весенней травы.
- Поразителен контраст между богатым внутренним убранством и аскетичными, даже бедными наружными формами храма. Как Вы думаете, ребята, почему архитекторы уделили большее внимание внутреннему убранству церкви?
- А теперь вы видите перед собой фотографию Григория Николаевича Журавлева, он - иконописец. Его имя сейчас хорошо известно в России и даже за границей. Мастер от рождения не имел ни рук, ни ног, но при этом создавал великие творения, зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа. Послушайте сейчас песню С. Копыловой «Он не имел ни рук ни ног», посвященную жизни Г. Журавлёва, а на слайдах Вы увидите иконы, написанные великим мастером (слайды 5-24).
Что отличало Григория Журавлёва от других людей?
В Библии сказано, что Бог сотворил человека по своем образу. В чем, по-вашему, заключается образ Божий в человеке - во внешнем виде или в свойствах его души?
- Ответили ли мы на вопрос: что главное в православном учении о человеке?
- Что же ещё хотели узнать на этом уроке? В чём богатство? (это добро, свойства души)
- Давайте проверим хорошо ли вы различаете свойства тела и души человека.
Игра «Душа и тело» (слайд 25)
Цель: Нужно вылетающее слово на слайде отнести либо к телу, либо к душе. Последнее слово БОЛЕТЬ. Почему на этом слове возникли споры? А от чего может болеть душа?
Послушаем стихотворение Агнии Барто.
Совесть (слайд 26).
- Что происходит с мальчиком? Почему ему вторую ночь снится котенок?
Значит, душа испытывает боль от наших плохих поступков. Зло наносит душе раны, повреждает ее и душе от этого больно.
- А что такое совесть, как вы думаете?
Почему так важно сохранить совесть?
- Но совесть говорит в нас не только тогда, когда мы уже совершили поступок, но и когда только собираемся что-то сделать, когда только подумали. Однако люди не всегда слышат свою совесть.
Давайте проверим, хорошо ли мы слышим свою совесть и все ли с ней в порядке?
Игра «Поступай по совести» (слайд 27)
- Чему мы учились через эту игру?
- Ребята, предлагаю Вам познакомиться с текстом учебника, глава «Подумай о душе», стр. 35 (слайд 28)
- Что нового Вы узнали для себя? Что показалась Вам наиболее интересным?
- Чтобы предотвратить болезнь нашей души, попробуем дружно разобраться, как это сделать.
- У каждой группы карточка с фотографией и вопросами к ней.
1. Какая развивается в человеке болезнь души?
2. Как от неё излечиться? Ваш способ.
3. Какие меры нужно предпринимать для профилактики, чтобы не заразиться такой болезнью?
Взяться за руки и передавать рукопожатие. Начинает ведущий: "Я передам вам свою доброту, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет!".
Как вы думаете, что составляет богатство души?
- Ребята, у нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, - и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.
- Как вы считаете, почему, чем больше отдаешь, тем богаче душа? (слайд 29)
- Всё, что мы отдаём, возвращается вновь -
возвращается вера, надежда, любовь,
возвращается помощь, поддержка, участье,
возвращается радостью, мудростью, счастьем…(слайд 30)
- Нашли мы с Вами богатство, которое с годами не уменьшается, а может увеличиться во много раз? От чего это зависит?
Доброта ходит по кругу. А мы в нашем кругу выскажет свои эмоции, чувства, мысли, дополнив данные высказывания.
(сегодня я узнал…было интересно…
было трудно…я выполнял задания…
я понял, что…теперь я могу…
я почувствовал, что…я приобрел…
я научился…у меня получилось …
я смог…я попробую…
меня удивило…урок дал мне для жизни…
мне захотелось…я познакомился с ...
было непросто ...я добился ...
у меня получилось ...хотелось бы ...
мне запомнилось ...я попробую ..).
Учитель зачитывает отрывок из книги: "Золотой святыни свет..." Воспоминания матушки Надежды - последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия. Душа - это самый святой и бесценный дар Бога - человеку. Это твой невидимый никому - храм, в который ты один входишь, чтобы разговаривать с Твоим Господом и всеми святыми. Храм стоит в прекрасном саду, в котором поют птицы и цветут цветы. Все они не простые. Господь эти цветы изначально в каждой душе насадил: доброту, любовь к Богу, к маме и папе, ко всем людям, всему Божьему миру. Желание защищать маленьких и слабых, жалеть тех, кому больно и трудно.
Человек украшает храм своей души - добрыми мыслями и чувствами, трудится - взращивая цветы добродетелей. А если не прилагать усилий - храм придет в запустение, как нежилой дом. Если не трудиться, не отгонять все плохие мысли и чувства, то земля окаменеет, и цветы начнут умирать. От тебя зависит, каким будет райский уголок твоей души.
Береги в чистоте и святыне свою душу, ибо у человека нет ничего дороже, чем она.
Домашнее задание: нарисуй храм твоей души или напиши эссе на эту же тему.
Начало урока очень важно для эмоциональной настройки детей на работу и влияет на решение поставленных задач.
Задачи: актуализировать имеющиеся у учащихся знания; создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового учебного материала.
Если дети не ответят на вопрос учителя, то его можно оставить открытым. После следующего блока слайдов они самостоятельно придут к правильному ответу - и это будет их личное открытие.
Приём критического мышления «Чтение с пометками» требует от ученика активного и внимательного чтения.
Групповая работа Цель: развитие коммуникативности, повышение интереса к процессу обучения, развитие логического мышления и речи, приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Учитель для эффективности процесса обучения может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение (слайды), и слух (беседа), и кинестетический канал (Эстафета доброты).
Приём незаконченного предложения.
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса.
Домашнее задание по предмету ОРКСЭ носят творческий характер.
Предлагаются разные варианты.
Приложение: презентация №1,приложение №2 (выполненное домашнее задание детей)