- Преподавателю
- Начальные классы
- Реферат с элементами практической работы. Предметная область: естествознание. Берестяные грамоты
Реферат с элементами практической работы. Предметная область: естествознание. Берестяные грамоты
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова М.В. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Районная научно-практическая конференция
памяти В. З. Власова и Н. В. Богданова
Берестяные грамоты
Реферат с элементами практической работы
Предметная область: естествознание
Охотина Евдокия,
учащаяся 3 Б класса
МБОУ ТСОШ № 1
им. М. Г. Ефремова
Руководители:
Гизатуллина Юлия Маратовна,
Морозова Марина Владимировна,
учитель начальных классов
Таруса
2012 год
Содержание
Введение ………………………...…...………….………………………………………
3
1. Что такое берестяная грамота? …...……….………………………………………
3
2. Как были открыты берестяные грамоты? ....……………..………………………...
4
3. Что и когда писали на бересте? .….………………………………………………...
4
4. Как выглядят берестяные грамоты? ..………………………………………………
4
5. Как и чем писались берестяные грамоты? ..………………………………………..
5
6. Обнаружение берестяных грамот …………………………………………………...
6
6.1. Где и сколько найдено берестяных грамот? ……….………………………
6
6.2. Археологические раскопки в Новгороде ……………………………………
6
6.3. Как выглядит находка берестяной грамоты? .....……........………………….
7
7. О чем писали в берестяных грамотах? ..……………………………………………
8
7.1. Что узнают историки из берестяных грамот? .……………………………...
8
7.2. Что узнают лингвисты из берестяных грамот? .…………………………….
9
8. Примеры берестяных грамот ……………………………………………………….
10
8.1. Грамоты мальчика Онфима …………………………………………………...
10
8.2. Самая древняя грамота ………………………………………………………..
11
8.3. Самая большая грамота ………..……………………………………………...
11
9. Где хранятся найденные грамоты? ..………………………………………………..
12
Практическая работа. Моя берестяная грамота ……………………………………...
12
Выводы ..……...………………………………………………………………………...
13
Литература и источники ….…………………………………………………………...
15
Приложение ….………………………….……………………………………………...
16
Введение
Цели и задачи
Цель - создание собственной берестяной грамоты.
Задачи: 1. Знакомство с историей открытия и изучения берестяных грамот - памятников письменности Древней Руси XI-XV вв. 2. Описание содержания берестяных грамот, их значения в исторических и лингвистических исследованиях. 3. Познакомиться с экспозицией берестяных грамот в Государственном Историческом музее. 4. Понять, как писали на бересте.
Мы с мамой недавно побывали в Государственном Историческом музее в Москве. Меня очень заинтересовала экспозиция берестяных грамот. Мама мне немного рассказала об этих грамотах. Я решила узнать о них побольше. У нас дома и у бабушки я нашла несколько книг о берестяных грамотах и мы с мамой вместе стали их читать. Свою работу я построила таким образом. Сначала я решила узнать об истории открытия и находок берестяных грамот. Затем я познакомилась с содержанием грамот и их значением в изучении истории России и русского языка. И, конечно же, я создала свою собственную берестяную грамоту.
1. Что такое берестяная грамота? Берестяные грамоты - это памятники письменности Древней Руси XI-XV вв., представляющие собой письма и записи на коре березы (бересте). Берестяные грамоты содержат множество уникальных сведений по истории древнерусского общества и истории русского языка. Древнейшая из найденных грамот относится к первой половине XI в., позднейшая - к середине XV в., когда береста была заменена ставшей более доступной и дешевой бумагой.
2. Как были открыты берестяные грамоты? Первая берестяная грамота была найдена 26 июля в 1951 г.1, в ходе археологических раскопок в Новгороде. С тех пор ежегодно из почвы Новгорода археологи извлекают все новые и новые грамоты. Также древние записи на бересте были обнаружены в одиннадцати других древнерусских городах. Первая находка была почти случайной. Сведения о том, что в древности писали на бересте, в старых документах проскальзывали, но трудно было представить, что когда-нибудь удастся это увидеть и прочесть. Предполагали, что на бересте писали чернилами, и было понятно, что оказавшись в земле, чернила растворятся и никаких записей не останется. Сюрприз состоял в том, что первая найденная грамота оказалась написана не чернилами, а процарапана острым предметом. И, таким образом, то, что написано на бересте сохранилось так же, как сохранилась сама береста.
3. Что и когда писали на бересте? Березовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая к этому времени становится дешевой. Береста считалась непрестижным материалом для письма, непригодным для долгого хранения. Ее использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более важные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте. Иногда бересту использовали в качестве черновиков при написании важных документов. В одной из грамот даже есть указание переписать ее текст на пергамент и лишь потом послать адресату.
4. Как выглядят берестяные грамоты? Берестяная грамота, если она сохранилась в целом виде, внешне представляет собой продолговатый лист бересты, обычно обрезанный по краям. Размеры листа могут варьировать очень сильно, но большинство экземпляров укладывается в рамки: 15-40 см в длину, 2-8 см в ширину. (См. Приложение, рис. 1 и рис. 2.) После того, как грамота была написана, ее обрезали, удаляя пустые поля, чтобы ничего нельзя было дописать. Лишь около четверти берестяных грамот сохраняется в целости. Большая часть обнаруживаемых грамот доходят до нас с утратами. Иногда от первоначального документа остается лишь крошечный фрагмент. В части случаев утраты связаны с тем, что береста горела, растрескивалась и т. п. Но чаще всего грамоты бывают порваны (или разрезаны) рукой человека: адресат уничтожал таким способом ненужное ему более письмо, не желая, чтобы его могли прочесть посторонние. Большинство грамот написано на внутренней (то есть обращенной к стволу), более темной, стороне берестяного листа и лишь немногие - на внешней (поскольку внешняя сторона бересты менее удобна для письма). В подавляющем большинстве грамот, как почти во всех средневековых славянских рукописях, текст написан без разделения на слова. Берестяные грамоты, как правило, очень кратки. Самая длинная грамота насчитывает 176 слов. Но чаще всего грамоты гораздо короче: большинство полностью сохранившихся грамот не длиннее 20 слов, лишь немногие из них длиннее 50 слов.
5. Как и чем писались берестяные грамоты? Буквы выдавливались (выцарапывались) на бересте острием специально предназначенного для этой цели металлического или костяного инструмента. Лишь две грамоты (№ 13 и 496) написаны чернилами. (В этих грамотах чернила почти не сохранились, и текст читается, причем не всегда надежно, только под микроскопом по следам пера.) Археологами было найдено очень много инструментов, которыми эти буквы наносились. В Древнем Риме и Древней Греции этот инструмент назывался «стилос», а в Древней Руси он назывался «писало». Это такая палочка, как правило, металлическая или костяная, с одним острым концом и лопаточкой на другом конце. Такая форма идет из Древней Греции, где она была придумана для того, чтобы писать по воску: острым концом писать, а лопаточкой на противоположном конце затирать воск, когда уже все прочитано, и можно написать что-нибудь следующее. На бересте, конечно, ничего затирать невозможно, но, тем не менее, форма сохранялась традиционной. Кстати, находили эти предметы гораздо раньше, чем берестяные грамоты, но никто не знал, что это такое. Одни археологи считали, что это гвозди, другие - что это очень большого размера шпильки для волос. Сейчас достоверно известно, что это инструменты для писания - писáла. Сейчас в разных местах их найдено уже больше сотни. Иногда даже находили писала не отдельно в земле, а в кожаном футлярчике, который крепился к поясу. (См. Приложение, рис. 3.)
6. Обнаружение берестяных грамот
6.1. Где и сколько найдено берестяных грамот? По данным на 2010 г., всего берестяных грамот обнаружено 1104. Подавляющее большинство из них (1006) найдено при раскопках в Великом Новгороде. Грамоты были обнаружены при раскопках 12 древнерусских городов. В данной ниже таблице указано количество грамот для каждого города.
Великий Новгород
1006
Старая Русса
41
Торжок
19
Псков
8
Смоленск
15
Витебск (Белоруссия)
1
Мстиславль (Белоруссия)
1
Тверь
5
Москва
3
Старая Рязань
1
Нижний Новгород
1
Звенигород Галицкий (Украина)
3
В августе 2007 года найдена первая берестяная грамота в Нижнем Новгороде, а также вторая и третья - в Москве. Из этого видно, что письмо на бересте было распространено по всей Руси. (См. также Приложение, рис. 4.)
6.2. Археологические раскопки в Новгороде Отдельный интересный вопрос, почему именно в Новгороде находят так много берестяных грамот. То, что береста, может храниться 800-900 лет - это чудо Новгорода. Такая сохранность бересты обеспечивается сыростью новгородской земли. Сырость эта так велика, что новгородцы никогда не строили подвалов, потому что какой подвал они ни построят, он весь обязательно заполнится водой. Берестяные грамоты сохранялись так же хорошо, как если бы они были под водой. Нам представляется, что в сырости вещь сгниет быстрее, но это лишь в условиях доступа воздуха. Такие предметы, как береста (предметы природного происхождения), сохраняются хорошо в двух случаях: или при абсолютной сухости или при абсолютной влажности. В Новгороде как раз благоприятная ситуация - все, что оказалось в сырой земле, до сих пор очень хорошо сохраняется и может пролежать еще несколько тысяч лет. Вот почему эти грамоты сохраняются, и почему их в Новгороде много, а в других городах мало. Новгородская археологическая экспедиция носит постоянный характер. (См. Приложение, рис. 5.) Началась она в 30-х гг. XX века. Сейчас прошло много десятилетий, и каждый год новгородская экспедиция за вычетом военных лет производит раскопки, и каждый год выявляется новое количество берестяных грамот, совершенно не равное в разные годы. Бывают редкостные годы, когда, увы, ни одной грамоты не находится, а однажды, в 1998 г., экспедиция нашла за один год 92 грамоты.
6.3. Как выглядит находка берестяной грамоты? Прежде всего это много радостного шума. Раскопки оглашаются громким криком: «Грамоту нашли!». Все стремятся пробиться к ней и посмотреть, что на ней видно. Место находки точно наносится на план, глубина залегания тщательно замеряется, делается подробное описание обстоятельств находки, ее положение относительно близлежащих мостовых и прослоек культурного слоя. Это очень важная информация прежде всего для определения времени написания грамоты. Затем грамоту доставляют в полевую лабораторию. Грамота опускается в горячую воду. Дело в том, что бересту нельзя развертывать немедленно после находки - она может растрескаться и погибнуть. Ее нужно распарить в горячей воде и осторожно вымыть кистью. Вымытая грамота осторожно расслаивается. Это крайне опасное, но необходимое действие. Разные слои бересты высыхают по-разному. Одни сжимаются больше, другие меньше. И если оставить бересту нерасслоенной, она, высыхая, покоробится, а написанный на ней текст утратит отчетливость. Вслед за расслаиванием берестяное письмо просушивают начерно полотенцем и помещают между стеклами, под которыми ему суждено сохнуть, принимая постепенно устойчивую форму плоского листа. Однако прежде чем окончательно убрать грамоту под пресс, предстоит пережить еще один, самый волнующий момент - момент первого прочтения грамоты. Полностью прочесть и тем более понять грамоту никогда не удается в тот же день, когда она найдена. Ее придется много раз брать в руки, проверяя сомнения, возвращаясь к сложным или неразборчивым местам. Сначала ее читают только сотрудники археологической экспедиции, а позже, уже после издания грамоты к ее прочтению привлекаются самые разные специалисты, предлагающие свои толкования текста. Этот процесс порождает книги и статьи, вызывая споры и определяя более глубокие решения. Существует еще одно условие, выполнение которого обязательно. Прежде чем грамота начнет сохнуть, медленно и неизбежно меняясь при высыхании, ее фотографируют и изготовляют тщательную прорись, создавая тем самым документы, способные до некоторой степени заменить подлинник, частое обращение к которому нежелательно: слишком ценны эти хрупкие берестяные листы.
7. О чем писали в берестяных грамотах? Содержание берестяных грамот очень разнообразно. Среди текстов, написанных на бересте, встречаются хозяйственные распоряжения, завещания, расписки, купчие, политические донесения, бытовые просьбы, жалобы, заказы ремесленникам, школьные упражнения детей, просьбы об изготовлении икон, сообщения о смерти близкого человека, списки долгов, молитвы и заговоры против болезней, и даже любовные записки. Берестяные грамоты, как правило, очень кратки, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, не упоминается. Именно из-за этой краткости и возникают немалые трудности прочтения и понимания, с которыми сталкиваются современные исследователи.
7.1. Что узнают историки из берестяных грамот? Содержание берестяных грамот представляет огромное значение для историков. Так, археологам становятся известными имена тех людей, чьи усадьбы они раскапывают, их история, их взаимоотношения. Благодаря берестяным грамотам изучена генеалогия боярских родов древнего Новгорода. Историки узнают о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покоренных земель. Причем, узнают множество бытовых подробностей, о которых никогда бы не сообщили официальные документы. Берестяные грамоты - это уникальный источник для изучения повседневной жизни Древней Руси. Есть в берестяных грамотах сведения о рационе древних новгородцев, их одежде, их ремеслах, а также о человеческих взаимоотношениях, родственной и дружеской заботе, гостеприимстве, конфликтах. Берестяные грамоты свидетельствуют о том, что грамотность была очень распространена среди населения Древнего Новгорода. До открытия грамот в 1951 г. в науке существовало устойчивое мнение о почти поголовной неграмотности населения древней Руси. Новгородские находки не только опровергли это мнение, но и доставили прямые свидетельства обучения новгородцев грамоте. Огромную известность имеют грамоты, представляющие ученические упражнения жившего в XIII в. мальчика Онфима. Из берестяных грамот стало известно о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма, что грамотны были не только мужчины, но и женщины. Переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины. Есть, например, грамоты, содержащие наказы («приказы») от жены мужу. Сам факт, что какие-то письма написаны женщинами, был сюрпризом для историков. До берестяных грамот историки не предполагали, что была хотя бы одна женщина, не княгиня, а просто новгородская жительница, которая умела писать. Правда, имеется одно обстоятельство, не красящее нашу русскую историю. Процент грамотных женщин от XII в. к XV в. не увеличивается, а падает.
7.2. Что узнают лингвисты из берестяных грамот? Берестяные грамоты ценны прежде всего как древнейшие документы письменной истории русского языка: все они относятся к XI-XV векам. Эти грамоты относятся к самому раннему периоду русской письменности, которая, как известно, появляется с крещением Руси в 988 г. От первых времен письменности русского языка сохранилось очень мало документов. А берестяные грамоты - это как раз самое начало появления и распространения письменности на Руси. Очень важно то, что берестяные грамоты непосредственно отражают живой язык тех, кто их писал. Этим они отличаются от большинства традиционных письменных памятников XI-XV вв. То есть, благодаря берестяным грамотам лингвистам удалось получить достоверные сведения о том, как говорили жители Древней Руси. Берестяные грамоты позволили получить важные новые сведения о состоянии русского языка и его диалектов в саму эпоху берестяных грамот, то есть в XI-XV вв., а также о том, как формировался современный русский язык. Поскольку подавляющее большинство берестяных грамот найдено в Новгороде и на территории древней Новгородской земли, лингвистические открытия берестяных грамот касаются прежде всего древненовгородского диалекта. На материале берестяных грамот выявлены основные фонетические и морфологические особенности древненовгородского диалекта. Этот диалект во многом сильно отличался от «стандартного» древнерусского языка.
8. Примеры берестяных грамот
8.1. Грамоты мальчика Онфима Как уже было сказано, одним из важных результатов открытия берестяных грамот, был тот факт, что среди населения Древнего Новгорода было довольно много людей, умеющих читать и писать. Обнаружив столь широкое распространение грамотности, историки не могли не заинтересоваться, как происходило обучение грамоте. В 1956 г. было найдено много берестяных грамот, на которых представлены ученические упражнения. За два дня, 13 и 14 июля, было обнаружено 17 берестяных свитков. Первой среди этих свитков была грамота под номером 199. Это не был специально подготовленный для письма лист бересты. Длинная надпись грамоты сделана на овальном донышке туеса, берестяного сосуда, который, отслужив, свой срок, был отдан мальчику и использован им как писчий материал. Овальное донышко, сохранившее по краям следы прошивки, было укреплено перекрещивающимися широкими полосами бересты. Эти полосы заполнены записями. (См. Приложение, рис. 6.) На первой полосе старательно выписана вся азбука от «а» до «я», а затем следуют склады: «ба, ва, га, да...» и так до «Ща», потом: «бе, ве, ге, де...» - до «Ще». На второй полосе упражнение продолжено: би, ви, ги, ди... и доведено только до «си». Дальше просто не хватило места. На обратной стороне берестяного донышка в прямоугольной рамке написано тем же почерком: «поклоно Т онÔима ко данилý» - «Поклон от Онфима к Даниле». Потом мальчик принялся рисовать. Он изобразил страшного зверя с торчащими ушами, с высунутым языком, с закрученным в спираль хвостом. Мальчик дал своему рисунку название: «я звýре» - «Я зверь». Следующая находка, грамота № 200 почти целиком заполнена рисунком маленького художника. Он изобразил некое подобие лошади и всадника на ней, который копьем поражает брошенного под копыта врага. Около фигуры всадника помещена пояснительная надпись «онÔиме» - «Онфим». На свободном клочке бересты рядом с «автопортретом» Онфим написал начало алфавита: «абвгдежÇзиÈк». (См. Приложение, рис. 7 и рис. 8.)
В грамоте № 203 Онфим написал законченную фразу: «Господи, помози рабу своему Онфиму». Рядом с этой записью Онфим изобразил две человеческие фигурки. (См. Приложение, рис. 9.) На руках у них неправильное количество пальцев - три или четыре. Такие человечки встречаются в нескольких берестяных грамотах, созданных мальчиком Онфимом. И у всех у них неправильное число пальцев. Это говорит о том, что мальчик еще не умел считать, то есть учиться писать он начал довольно рано. Историки предполагают, что Онфиму было около шести лет.
Всего было найдено 10 грамот, написанных и нарисованных Онфимом.
8.2. Самая древняя грамота Самой древней на сегодняшний момент грамотой является грамота № 591. Ученые относят ее к 1025-1050 гг. Эта грамота была найдена в 1981 г. Очень любопытно, что древнейшая грамота оказалась азбукой. (См. Приложение, рис. 10.)
8.3. Самая большая грамота В самой большой грамоте 176 слов. Она представляет собой завещание некоего Моисея. Точнее это его черновик. Завещания должно было быть переписано на пергамент и снабжено печатью. Историки полагают, что Моисей привез в Новгород черновик завещания, чтобы заняться его оформлением, но потерял его. (См. Приложение, рис. 11.)
9. Где хранятся найденные грамоты Важный вопрос, где хранятся грамоты после их изучения и издания. Берестяные грамоты, найденные в 1950-х годах, были переданы в Отдел рукописей Государственного Исторического музея в Москве. Позже в самом Новгороде было создано хранилище, способное обеспечить вечную сохранность берестяных документов. И теперь все найденные грамоты передаются в Новгородский историко-художественный музей-заповедник. Я была в Государственном Историческом музее в Москве и видела несколько берестяных грамот, представленных в экспозиции музея. (См. Приложение, рис. 12.) Берестяные грамоты в историческом музее выставлены в нескольких залах. В экспозиции зала № 9 «Древнерусский город (XI - первая половина XIII в.)» представлены грамоты, среди которых встречаются грамоты мальчика Онфима.
Практическая работа
Моя берестяная грамота Познакомившись с берестяными грамотами, мне захотелось попробовать самой сделать берестяную грамоту. Сначала мы срезали кусок березовой коры. Оказалось, что на необработанной березовой коре удобно писать лишь с наружной, белой, стороны. Но найденные грамоты в основном написаны на внутренней стороне бересты. В книге В. Л. Янина «Я послал тебе бересту…» мы прочитали, что берестяные грамоты это, как правило, не просто куски бересты, на которых нацарапаны надписи, что для письма бересту специально подготавливали, ее варили в воде, что делало кору эластичнее, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Мы тоже прокипятили срезанную бересту в воде (см. Приложение, рис. 13) и обнаружили, что неудобный для письма слой легко отделяется (см. Приложение, рис. 14) и открывается более гладкая и ровная поверхность. На этой поверхности я написала, точнее - процарапала, большой толстой иглой небольшой текст (см. Приложение, рис. 15). Я попробовала скопировать грамоту № 46 (см. Приложение, рис. 16). Когда была обнаружена эта грамота, текст ее сначала поставил всех в тупик. В этой грамоте нацарапаны две строки, правые концы которых не сохранились. В первой строке следующий текст: «нвжпсндмкзатсцт...». Во второй - «ееяиаеуааахоеиа...». Что это? Шифр? Или бессмысленный набор букв? Не то и не другое. Если написать эти две строки одну под другой, как они написаны в грамоте:
н
в
ж
п
с
н
д
м
к
з
а
т
с
ц
т
е
е
я
и
а
е
у
а
а
а
х
о
е
и
а
и прочитать по вертикали, сначала первую букву первой строки, потом первую букву второй строки, затем вторую букву первой строки и вторую букву второй строки и так до конца, то получится связная, хотя и оборванная фраза: «невежя писа, недума каза, а хто се цита…» - «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает...». Хотя конца и нет, ясно, что «того, кто это читает», обругали. Это напоминает известную школярскую шутку: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Также я попробовала нацарапать рисунки на белой стороне бересты, чтобы сделать грамоту, похожую на то, что рисовал мальчик Онфим (см. Приложение, рис. 16).
Выводы Берестяные грамоты - необыкновенное явление русской истории. Они позволяют заглянуть историкам в отдаленные века нашего прошлого. От древних времен осталось очень мало письменных свидетельств. От XII-XIV вв. до нас дошли лишь летописи, сохранившиеся, как правило, в поздних списках, небольшое количество уцелевших официальных актов, памятников законодательства, редчайшие произведения художественной литературы и церковные книги. Еще меньше письменных свидетельств уцелело от X и XI веков. Дошедшие до нашего времени летописи уделяли внимание лишь важным событиям, таким, как война, смерть князя, выборы епископа, постройка новой церкви, неурожай, наводнение, эпидемия или солнечное затмение. О том, как жили обычные люди много веков назад, о чем они думали, какими были их взаимоотношения, чем они питались, как одевались, к чему стремились - о таких простых вещах, как правило, в летописях не упоминается. Зачем записывать то, что известно каждому? И лишь с открытием берестяных грамот историкам удалось узнать очень много нового и неожиданного из истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также из истории русского языка. Берестяные грамоты представляют собой такой исторический парадокс. От многих роскошных книг, которые были написаны с исключительным старанием, драгоценными чернилами, и которые предполагалось хранить вечно, очень мало что осталось. Большая их часть погибла в пожарах, во время грабительских нападений, в разного рода катастрофах, и от них ничего не осталось. А короткие записочки, которые писались, например, от мужа к жене: «Пришли рубашку, рубашку забыл» - или что-нибудь подобное, и которые никто не предполагал хранить - они сейчас хранятся в музеях, их старательно изучают историки и лингвисты. Они просуществовали 800-1000 лет и при благоприятных условиях будут существовать и дальше. Я думаю, что моя работа может послужить интересным дополнительным материалом к урокам истории. Если кто-то заинтересуется берестяными грамотами, то может прочитать мою работу у нас в школе.
Литература и источники
Литература
Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 1995.
Янин В. Л. Я послал тебе бересту… М., 1998.
Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977-1983 гг.). М., 1986.
Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989 гг.). М., 1993.
Интернет-источники
Сайт «Древнерусские берестяные грамоты»: gramoty.ru
Сайт Государственного Исторического музея: shm.ru
Научно-популярная лекция академика А. А. Зализняка 23 ноября 2006 г.: polit.ru/lectures/2006/11/30/zalizniak.html
Лекция академика А. А. Зализняка о берестяных грамотах на летней лингвистической школе 10 июля 2007 г. (видео): mathnet.ru/php/presentation.phtml?option_lang=rus&presentid=237
1 В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник - «День берестяной грамоты».