Научная статья на тему Формирование УУД в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действия в начальной школе. В результате перехода современного образования в России на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! Целью современного образования становится развитие ученика общеобразовательного учреждения как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим изменяются и технологии обучения. Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:

  • умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
  • и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Главная задача современного учителя на уроке - формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь. Структура универсальных учебных действий включает в себя: Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). -Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). -Смыслообразование ( «какое значение, смысл имеет для меня учение»). -Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). - Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем) - Общеучебные УУД: - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование - ЛогическиеУУД: - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция).
- Планирование учебного сотрудничества (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). -Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). -Разрешение конфликтов ( выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). -Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми, так и друг с другом.
Функции универсальных учебных действий: -обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; -создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; -обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность. Действия учителя позволяющие сформировать универсальные учебные действия. -Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. - Учитель, создавая проблемную ситуацию, вместе с детьми определяет цель урока и составляется совместный план действий. - Учитель привлекает детей к открытию новых знаний, обсуждая, для чего это нужно. - Учитель и ученик общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. - Учитель обучает детей приемам работы в группах, совместно анализируя учебные конфликты и находя пути их решения. -Учитель учит разным способам выражения своих мыслей: уважать мнение других, спорить, вести диалог. - Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. - Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг. - Учитель учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу. - Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые сформулированы к трем группам результатов: личностным, метапредметным и предметным. Мета предметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия. Сформированность УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом. Поэтому современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Это - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.



© 2010-2022